|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Архитектура | Модерн | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
city-2 /
архи.всё -> архи
. бионика Архитектурная бионика — НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В НАУКЕ И ПРАКТИКЕ АРХИТЕКТУРЫ |
||||||||||||||||||||
Немалую роль теоретические и практические результаты в области архитектурной бионики могут сыграть в укреплении позиций архитектурной теории и ее понятий. Архитектурная бионика способствует также совершенствованию методов анализа и оценки процессов, происходящих в архитектуре. НАТУРАЛИЗМ ИЛИ РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД?Архитектурная бионика продолжает традиции теоретической школы советской архитектуры и учитывает предбионические идеи таких ведущих советских архитекторов 20—40-х годов, как И.В.Жолтовский и М.Я. Гинзбург, а также молодых в ту пору архитекторов Н.Б.Соколова, Н.А.Красильникова и других [33]. Зарубежные архитекторы в последние два-три десятилетия достаточно часто обращались к законам живой природы, что давало и дает подчас интересные результаты (работы П.Л.Нерви, Ф.Отто, Р. Ле Риколе, Р. Саржера и др.). Однако в целом обращение к законам живой природы, не поддержанное четкой и последовательной фило софской концепцией, открыло дверь двум, казалось бы на первый взгляд, исключающим друг друга теории
Рис. 45. Галерея Пегги Гуггенхейм. Ф. Кизлер. Конкурсный проект. План. Нью-Йорк, 1942 г . (рис. Ю. Лебедева)
которые отражают бытующие в буржуазной философии точки зрения Первая теория — обвинение научно-технического ~оогресса во всех социальных бедах капиталистическо общества. Она призывает к уходу в живую природу, < первобытному состоянию жизни и выражается в односторонне-экологическом — «биоструктуральном» под- юде к строительству. Его выразителем является Р.Дорнах (ФРГ), занимающийся разработкой методов «выращивания полезных структур» — «агротектуры» [41]. Вторая теория, наоборот, делает ставку исключитель но на научно-технический прогресс как средство разрешения противоречий капиталистического общества. В «хвои природе архитекторы и теоретики архитектуры, задерживающиеся этой философской концепции, ви- ддт только один смысл — использование лишь «техники» (технологии) живой природы в архитектуре. При мером может служить технологическая архитектура Вольфа Хильберца и Глена Смола (США), биохимическая архитектура Уильяма Катаволоса (Англия) и др. И в том, и в другом случае вопросы эстетики (а с ними и проблемы идеологии) просто игнорируются. Красота форм зодчества будто бы возникает стихийно в живой природе. Теория же архитектурной бионики специально акцентирует внимание на том, что между - эасотой форм живой природы и использованием ее мконов в архитектуре стоит глубокий творческий -роцесс, управляемый человеком с его общественной *леологией. Однако дезорганизованность концепций «биотектуэистов» и им подобных теоретиков кажущаяся. В искусстве архитектуры эти концепции фактически ведут к рождению беспринципности в идеологии. Особенно ярко это выразилось в рецидивах натурализации, часто механического, эстетского подражания эормам живой природы в архитектуре: галерея Пети Гуггенхейм Ф. Кизлера в виде громадного желудка животного, структура города по подобию формы листа дерева и его нерватуры П.-Ж. Грийо, дома-почки и гланды А.Квормби и т.д. Потеря чувства национально го также характерна для этого направления (рис. 45-47). Указанные направления, страдающие общей болез нью — односторонностью подхода, — противоречат основному, системному закону развития форм живой природы и архитектуры. В наше время в условиях широкой индустриализации строительства и научно-технического прогресса сущест вует опасность преувеличения роли техники в архитек туре. Поэтому особое значение для повышения социальной ценности архитектуры и преодоления в общем вредной тенденции безликости «международного стиля» приобретает комплексный метод — взаимоувязанное решение вопросов архитектуры с учетом всех формо образующих и особенно эстетических факторов архитектуры. Архитектурная бионика, противодействуя эстетс кому натурализму, призывает и в этом случае к творческой переработке законов красоты живой природы в архитектуре с учетом ее национальных особенностей, не противоречащих и «общечеловеческим» законам ее развития (как, например, многие объекты народной архитектуры разных стран). Конечно, любое использование эстетических потенций природной гармонии не исчерпывает возможностей художественно-образной выразительности, которая должна быть присуща зодчеству; но возможности архитектурной бионики и здесь только начинают исследо ваться и использоваться. Об этом подробнее см. в брошюре В.И.Рабиновича «Художественные проблемы архитектуры». М., Знание, 1972. |
. страницы: | |||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
. содержание: | ||||||||||||||||||||
. архи.Лекции |
||||||||||||||||||||
. архи.проекты: | ||||||||||||||||||||
. архи.поиск: [keywords], [global] | ||||||||||||||||||||
. архи.другое: | ||||||||||||||||||||
. архи.дизайн: | ||||||||||||||||||||
рaдизайн © 2005 | ||||||||||||||||||||
|
© "Архитектурная бионика" / Ю.С. Лебедев — М.: Стройиздат, 1990. — 269 с. © 2005, , ссылайтесь... |
Всё. |