|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Архитектура | Бионика | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
index /
архи.всё -> архи
. модерн Часть вторая. Архитектура конца XIX - начала XX века |
||||||||||||||||||||
Вторая часть книги посвящена анализу русской архитектуры конца XIX — начала XX в. Проблематика и круг затрагиваемых проблем те же, что и в первой части. Рассматривается композиционная система, своего рода идеальная модель архитектуры тех лет, идейно-художественное содержание, ею выра жаемое, архитектурные направления и их крупнейшие представители. Речь идет по преимуществу о модерне; а в последней, третьей главе, — о модерне и ретроспективизме, их важнейших разновидностях и выдающихся мастерах: Ф. О.Шехтеле, Л. Н. Кекушеве, Н.В.Васильеве, И.С.Кузнецове, И.Е.Бондаренко, В.М.Васнецове, Е.Д.Поленовой, С.В.Малютине, В.А.Покровском, И.А.Фомине и других.
АРХИТЕКТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ (МОДЕРН) ИДЕЙНО- ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОГРАММА МОДЕРНА АРХИТЕКТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
Глава первая АРХИТЕКТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ (МОДЕРН) Искусство любого времени неповторимо и своеобразно. Эту истину, вы страданную XIX в., лаконично сформулировал А. Блок: «Искусства не нового не бывает» 205 . Но столь же верно и другое: новизна новизне рознь. Новизна и значимость отдельных периодов в развитии искусства неравно ценны. Есть периоды начинающие и периоды завершающие целые эпохи, пе риоды эволюционные и революционные, периоды, заключающие в себе, по выражению того же А. Блока, «начала и концы». В одних периодах может быть больше от «начал», в других — от «концов». Периодом, завершающим целую эпоху в истории архитектуры, были 1830—1890-е гг. Конечно, в зодчестве той поры содержатся зачатки нового, но в целом по своим фундаментальным характеристикам оно принадлежит уходящей в прошлое эпохе. Периодом, начинающим новую эпоху и в этом смысле переломным, обозначившим качественные изменения в типе организации архитектурной системы и принципе формообразования, стал в истории русского искусства рубеж XIX — XX столетий и более точно — 1890—1910-е гг. В архитектуре этого времени, при всем многообразии течений и их видимой разнохарактерности, следует выделить стиль модерн. Термином «модерн» определяют архитек- Т УРУ> сознательно и резко восставшую против подражательности, канонич ности, выступившую с программой обновления зодчества, «современности», выражения особенностей времени с помощью приемов и средств, его харак теризующих. Сколь бы ни варьировались отдельные требования, лозунгом модерна неизменно оставались современность и новизна. Это нашло отражение и в названии, заключающем в себе целую програм му. Не говоря уж о том, что «модерн» в переводе на русский язык значит «современный», его часто называли также «новым стилем». Явления, ана логичные модерну в России, в разных странах обозначаются родственными терминами. В них неизменно варьируются слова: «новое искусство», «современный стиль», «юный». Противники модерна утверждали, что модерн умер, оказавшись несостоятельным, не выполнив своих громких деклараций, не создав нового стиля. Они во многом правы. Модерн действительно не создал нового стиля в традиционном понимании, стиля как системы единообразных художественных форм, выполняющих роль стилеобразующего фактора, стиля типологически родственного архитектурным стилям, начиная от Возрождения. Осознать своеобразие модерна, увидеть в нем систему можно, очевидно, лишь отказавшись от вынесения оценок и суждений, исходящих из акаде мической традиции, на которой основывается архитектура после Ренессанса. При таком подходе он предстанет не как случайное и несообразное откло нение от общих законов, а как самостоятельное архитектурное явление с присушим только ему художественным языком, своеобразие которого опре деляется специфическим миропониманием и подходом к искусству. Сравнение типа основных формообразующих отношений модерна и эклектики обнаруживает фундаментальное несходство обоих — программное и фактическое. Самая общая черта системообразующих связей стиля модерн, пред ставляющая кардинальное качество архитектурной системы новейшего времени, зарождающейся на рубеже веков,— органическая целостность. Этот формообразующий принцип, качественно отличный от механистичности сис темообразующих связей зодчества нового времени (термин условен и исклю чает оценочный смысл), предполагает своеобразную диалогичность орга низации архитектурной системы в отличие от иерархичности ионического типа, свойственной организации архитектурной системы, ведущей происхож дение от Ренессанса. 20 Ялок А. Соч. в 2-х т., т. 2. М ., 1956, с. 140. 142. Контора фабрики каучуковых и металлических штампов Новицкого Эклектика объективно представляет собой период раз ложения системы, потому что принцип ее организации (равнозначность), ха рактерный для будущего, не приведен в соответствие с характером структурных взаимосвязей, всецело принадлежащим прошлому. Органическая целостность структурных соотношений между элементами в зодчестве XX в. столь же всеобъемлюща, как механистичность архитектуры предшествующей ей культурно-исторической эпохи и проявляется на всех уровнях — в принципах формообразования, свойственных архитектуре XX в., в системе стиля модерн, этапах его развития, архитектурных направлениях. Соотношение полезного и прекрасного в модерне характеризуется диа лектическим единством противоположных начал. Системы художественных форм, сколько-нибудь родственной ордеру или «стилям» эклектики, в мо дерне не существует. Свойственному эклектике и архитектуре нового времени принципу проектирования здания «снаружи — внутрь», от предустанов ленной формы плана и объема к внутреннему расположению помещений, в модерне противостоит противоположный — «изнутри — наружу». Форма плана и объема не задана изначально, а вытекает из особенностей про странственно-планировочной структуры сооружения. |
. страницы: | |||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
. содержание: | ||||||||||||||||||||
. архи.Лекции |
||||||||||||||||||||
. архи.проекты: | ||||||||||||||||||||
. архи.поиск: [keywords], [global] | ||||||||||||||||||||
. архи.другое: | ||||||||||||||||||||
. архи.дизайн: | ||||||||||||||||||||
рaдизайн © 2005 /en | ||||||||||||||||||||
|
© Е.И. Кириченко "Русская архитектура 1830-1910-х годов" — Москва 'Искусство' 1978 © 2005, , ссылайтесь... |
Всё. |