|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Архитектура | Бионика | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
index /
архи.всё -> архи
. модерн Часть вторая. Архитектура конца XIX - начала XX века |
||||||||||||||||||||
Первая же попытка повысить гигиеничность дворовых корпусов путем увеличения размеров внутренних дворов повлекла за собою перенесение на планировку и композицию внутридворовых пространств приемов, применявшихся к «наружному» ансамблю. В домах с большими внутренними дворами впервые обнаружилось стремление расширить границы использования принципов регулярного градостроительства, перенести особенности уличной застройки в глубь квартала. Это явление, органически чуждое XVIII и XIX вв., может рассматриваться как первый симптом отхода от традиционных градостроительных норм. Второй этап эволюции планировки жилых комплексов — создание открытых парадных дворов. Прежде, в XVIII в., парадные дворы устраивались только в дворцах или общественных зданиях. В первой четверти XIX в. (в позднем классицизме) они исчезают из строительной практики. Господст вует застройка по «красной линии» улиц. Такое положение сохраняется почти на протяжении века. Только в 1900-е гг. этот прием возрождается вновь, но теперь в массовом жилищном строительстве. В отличие от композиций классицизма с широкими вытянутыми вдоль улицы парадными дворами, парадные дворы начала XX в. получают глу бинную ориентацию. Узкие и длинные, они уходят от улицы внутрь квартала и там расширяются или разветвляются на несколько рукавов. Из-за осо бенностей ориентации и пропорций двора его пространство не воспринимает ся, как в классицизме, в единстве с уличным. Противопоставленные друг другу в сложном взаимодействии, парадный двор и улица образуют про странственную среду, далекую от однозначных ансамблей классицизма. Присущая регулярному градостроительству антиномичность парадной уличной застройки «черной» внутридворовой не была преодолена полнос тью в домах с открытым парадным двором. Световые дворы-колодцы, оттес ненные парадными, загоняются в глубь внутриквартальной застройки. Теперь не только уличные, но и нарядные фасады парадных дворов скры вают за собой темные, сырые и тесные дворы-колодцы. Однако с этих поисков начинается характерный для XX в. процесс овладения «внутренним пространством городских территорий»: невидимые прохожим дворы наделя ются художественной выразительностью и оформляются подобно уличному пространству. Одновременно с проектными работами появляются и первые теоретические труды, доказывающие, что овладение пространством является актуальнейшей задачей современного зодчества. «Проблемапространства... теперь извлечена из забвенья, она проникает в современность, она выражает психологию момента... При наших современных материалах эта проблема весьма значительна: неизвестные раньше железо и бетон, допускающие необычные пролеты и размеры сооружений; грандиозные вокзалы и перроны для целых поездов, небывалые доныне. И еще не в столь отдаленном будущем — пристани для воздушных кораблей, либо широко распростертые по земле, либо смело выступающие в воздух; этой ширью, простором, воздухом, пространством надо овладеть, осмыслить его, одухотворить. Вот где обширное поле для творчества, вот в чем важнейшая задача современ ного зодчества» 261 . Более радикальной трансформации подверглись традиционные приемы планировки в домах с внутриквартальным проездом. Это третий этап эволюции домов-комплексов. Прорыв сплошной стены фасадов был осу ществлен наконец полностью. Диканский М. Вопросы эстетики в постройке городов. - «Зодчий», 1914, №43, с. 480. Уходящая от городской магистрали в глубь участка артерия не заканчивается тупиком, как в домах с парадным двором, она разрывает строй корпусов, соединяя разные улицы. Проезд пространственно и композиционно подчиняет себе отдельные корпуса. Впечатление ансамблевости поддерживается отделкой фасадов и характером благоустройства — словом, общим замыслом вплоть до таких деталей, как фонари, решетки, ограды, тротуары, озеленение. В композиции фасадов и в плани ровке дворов : проездов заметно желание оправдать применение нового приема сходством с привычными образцами. На протяжении двух веков улица с выходившим на нее фронтом зданий была основным объектом приложения сил архитекторов. Не удивительно, что, желая наделить худо жественной выразительностью и повысить эксплуатационные качества дво ровых корпусов, зодчие на первых порах придают внутриквартальной застройке черты уличной. Вопрос о целесообразности периметральной планировки еще не возни кает, но даже попытка модернизировать ее, распространить на внутри-квартальные территории черты уличной застройки объективно ставит под сомнение правомочность дальнейшего существования изначально присущей традиционному градостроительству особенности: неравнозначности городс ких территорий, деления их на парадные и непарадные. Предпринятые в этом направлении усилия обнаружили свою недостаточность: в каждом комплексе с открытым парадным двором или двором-проездом возникают свои парадные и непарадные микрозоны. Только появление зубчатой, зигзагообразной, диагональной, крестообразной, уступчатой, отдаленно напоминающей линейную и строчную и т.д., застройки создает наконец реальные предпосылки преодоления периметральной планировки с улицами коридорами и дворами-колодцами, давая начало формированию новых градостроительных приемов. Выработка их соответствует четвертому этапу пространственной эволюции домов-комплексов. Его отличительное свойство — расчлененная объемно-пространственная композиция, обеспечивавшая полноценную проветриваемость и инсоляцию всех корпусов, таившая, кроме того, новые возможности художественной выразительности, основанные на новом понимании пространственной среды. Освобожденная от осевого построения с его немногочисленными заданными ракурсами, композиция ансамбля жи лых домов становится более динамичной и живописной. Исчезает деление дворовых пространств на парадную и непарадную зоны, противопоставление уличных фасадов дворовым. Каждый фасад и каждый корпус равно важны в системе открытой и расчлененной композиции. Ее особенности словно предполагают последовательно комплексное строительство не на изолиро ванных участках, а на больших пространствах городских площадей. И если эти здания все-таки недостаточно хорошо проветриваются или освещаются, не объединяются в выразительные ансамбли, то виною тому не только частновладельческий характер строительства, но и определенная косность архитектурного мышления, долго находившегося во власти привычных представлений. Лишь в 1910-е гг. зодчие начинают осознавать, что современная им городская застройка требует разработки адекватных градо строительных критериев и принципов 262 . Фактически это означает отказ от заданной формы плана и окончатель ный переход к методу проектирования «изнутри — наружу» даже в условиях отдельного участка. 161 Кириченко Е. И. Пространственная организация жилых комплексов Москвы и Петербурга в начале XX в. - «Архит. наследство», № 19. М ., 1972, с. 118-136. Эта тенденция захватывает и самый консервативный тип зданий — доходные дома на небольших участках, план которых начинает определяться не столько формой участка, сколько избранным приемом компоновки секций. Очень важны с точки зрения новых градостроительных тенденций немногочисленные проекты комплексов дешевых жилищ. Здесь впервые находят применение типовые секции и повторные проекты зданий (не фаса дов, как в классицизме). Художественно выразительный ансамбль созда ется с помощью специально найденных приемов сочетания одинаковых или ' немногих повторяющихся типов домов. Тогда же, в 1900—1910гг. город впервые начинает рассматриваться специалистами как сложно функционирующий организм, состоящий из множества взаимодействующих и взаимосвязанных между собою компонентов. В поле зрения градостроителей входят транспортные проблемы, проблемы перспективного планирования, художественной цельности городс кого ансамбля. Для характеристики настроений, которыми жили градостроители тех лет, показательна статья Ю. А. Блоха «Задачи после войны (земельная и жилищная политика)»: «Война не приостановила роста городов, но приоста новила строительство... Придется наверстывать то, что было приоста новлено, упущено вследствие войны. В то же время придется возобновлять то, что войной разрушено. Важно, чтобы эта небывалая по размерам строительная работа не была простым продолжением и восстановлением того, что было до войны. Двадцатый век не должен повторять ошибки девятнадцатого. Главное зло, от которого страдали русские города в своем стихийном росте, — это отсутствие плана. Нужно внести элементы сознательности и плана в этот хаос. В этом отношении громадной важности работа может и должна быть сделана сейчас, во время войны, потом будет некогда. Нужно использовать период исключительного затишья в области строительства для того, чтобы под готовиться к будущему расцвету строительства, сделать так, чтобы новое было лучше старого. Упорядочение строительства, роста и развития городов — задача такой большой государственной важности, что и надлежащее разрешение ее только по плечу государству. Здесь необходимы не временные правила, изданные в чрезвычайном порядке, а хорошо продуманный и тщательно разработанный жилищный за кон в связи с законом о планировке городов... Здесь должны быть вклю чены нормы, регулирующие земельную политику городов, а также право города на отчуждение недвижимости» 263 . В статье высказан взгляд на одну сторону вопроса — социально- организационную. Но существовала другая, не менее важная сторона про блемы — эстетическая. Поскольку градостроительство второй половины XIX в. переживало кризис, а все известные до тех пор шедевры отличались единством стиля в его традиционном понимании, в 1900-е гг. многим казалось, что новые ансамбли могут быть созданы только на основе уже имевшихся образцов. Одной из важнейших градостроительных проблем становится проблема художественности ансамбля, разрешаемая в теоретическом плане как проблема сохранения исторического облика городов. Города, облик которых сложился в определенные исторические эпохи, должны и впредь застраиваться в стиле этой эпохи — так считали многие историки искусства и архитектуры. В соответствии с этим для Петербурга признавался желатель ным неоклассицизм, в крайнем случае неоренессанс или барокко. «Городское дело»., 1915, J *19, с. 883-884. |
. страницы: | |||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
. содержание: | ||||||||||||||||||||
. архи.Лекции |
||||||||||||||||||||
. архи.проекты: | ||||||||||||||||||||
. архи.поиск: [keywords], [global] | ||||||||||||||||||||
. архи.другое: | ||||||||||||||||||||
. архи.дизайн: | ||||||||||||||||||||
рaдизайн © 2005 /en | ||||||||||||||||||||
|
© Е.И. Кириченко "Русская архитектура 1830-1910-х годов" — Москва 'Искусство' 1978 © 2005, , ссылайтесь... |
Всё. |