|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Архитектура | Бионика | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
index /
архи.всё -> архи
. модерн Часть вторая. Архитектура конца XIX - начала XX века |
||||||||||||||||||||
В плавно скользящих линиях форм и декора, легкости и прозрачности орнаментов и построек модерна, вынесенном наружу каркасе угадывается также влияние японского зодчества, «открытого» в конце XIX в. Русские критики восторгаются им как неисчерпаемым источником вдохновения. «Японское искусство, не допуская повторения форм, стремится к столь же цельным созданиям, как и окружающий пейзаж островов, законченный безукоризненным снежным конусом Фудзи». Япония — страна орнамента. Им японцы владеют безгранично, и запас форм его неисчерпаем. Я нарочно останавливаюсь на этом вопросе, чтобы указать архитекторам, ищущим ор наментальных украшений, колоссальные запасы их». Архитекторы «найдут в японских деревянных постройках массу указаний на возможные строительные формы... Как антики в свое время показали итальянцам, как от неудачной готики перейти к собору св. Петра и Вилле Мадама, так и в наше время изучение сокровищ японского искусства может облегчить дорогу к иско мому новому стилю». Японское зодчество привлекало стронников модерна обнаженной кон структивностью каркасных построек, а главное тем, что особенности его, рожденные подходом к искусству, родственным средневековому, выража лись в формах непривычных, а потому более «новых» для европейского глаза, и еще тем, что свободные, каждый раз индивидуальные формы не исключали своеобразной каноничности принципов. Импонирует модерну и идейно-художественная программа японского искусства. Отношение к при роде, к искусству составляет нечто вроде религиозного культа. Обожествлена вся природа, всякий листок и куст, и каждый листок и куст мыслятся достойным сюжетом большого искусства, красота понимается как качество, присущее всей окружающей человека среде, специальная забота о ней неотделима от простоты и целесообразности. «Главное значение японского искусства для Европы в том, что оно указывает на возможность искусства, разлитого по всей жизни, столь же разнообразного и прекрасного как при рода ... Принципы японского искусства, непрерывное и ровное разлитие красоты по жизни, должны оздоровить европейское искусство» 239 . По мнению Максимилиана Волошина, в реакции на искусство Возрождения в нема лой степени повинно знакомство с японским искусством, развившее в худож никах тяготение к схематичности и обобщению взамен любви к типичному и характерному, стимулировавшее возврат и дорафаэлевскому искусству, учившее видеть самостоятельно, отказавшись «от условных правил» 240 . На рубеже XIX — XX вв. с новой силой вспыхнула полемика между при верженцами классицистической и средневековой традиции. Хотя исторический спор был решен в пользу последней, вернее модерна, до какой-то степени воскрешавшего принципы средневекового зодчества, современникам будущее представлялось далеко не столь очевидным. Дилемма «Пар фенон или София» сохраняла свою остроту. «Парфенон или св. София?» — название статьи О. Р. Мунца. Каждое из двух сооружений было для Мунца олицетворением одного из двух вечных принципов архитектуры. Первый, условно называемый зодчим принципом «архитектуры как искусства», воплощен в Парфеноне, второй принцип — «архитектура как строительство» — олицетворяет храм св. Софии в Кон стантинополе. Система греческого храма, не содержащая в своей основе ни чего «противоречащего конструктивной идее», тем не менее не позволяет «серьезно говорить об утилитарном значении отдельных частей храма. Гре ческий храм — это праздник форм, скорее символизирующих идею строительства, чем его воплощающих. Разве в колонне искали целесообразную фор му нагруженной стоики? В ней найден только символ напряженности мате риала под грузом антаблемана... Св. София — великий образец диаметрально противоположного взгляда на задачи архитектуры. Здесь было дело в форме, здесь нужно было создать <дом>, хотя и <Божий>, т. е. разрешить задачу прежде всего утилитарную... Ум и изобретательность зодчего были направлены в другую сторону, в сторону конструктивных задач, в сторону придания отдельным частям здания форм рациональных для данного материала, в данном применении. И эти формы были найдены, грубые в деталях, но целесообразные в своем общем. Отныне орнаменты лишь робко вплетаются в грандиозную строительную идею, играют подчиненную роль и тоже, пожалуй, утилитарную, т. к. скорее должны говорить о богатстве райском, чем быть сами по себе прекрасны... Св. София не вечна, но вечен в ней впервые выраженный с такой яс ностью принцип целесообразности, принцип архитектуры, как строительства. Этот же принцип дает нам романскую архитектуру всех оттенков, и готику, и лучшее в архитектуре допетровской Руси» 241 . Мунц понимает нежизнеспособность классицизма в XX в. Его возрож дение «наряду с возвеличением декоративных свободных форм вообще, гро зит катастрофой: совершенным отделением т.наз. художественной архитек туры от собственно строительства с его техническими, инженерными нов шествами. Каменные декоративные фасады, навешенные на железобетонный остов, резкой фальшью конструкции знаменуют приближение катастрофы. И как недавно портик, выстроенный с наивной верой в важность дела и затем нявший помещения, очень скоро стал вызывать критику, а иногда и сно сился в актах не совсем бессмысленного <вандализма>, так строительство будущего сметет эти навешенные и даже ненавешенные фасады с их приклеенными рустами, железобетонными пустотелыми колоннами и проч. бутафорией <стиля>, желающего лишь рекламировать, поражать и в лучшем случае подражать, но не приспосабливаться к жизни, не отражать ее более глубокое содержание» 242 . 13 Кур6атов В. Дрезденские выставки. - «Зодчий», 1908, №35, с. 327. Волошин М. Скелет живописи. - «Весы», 1904. №1,0.47-48. «Архитектурно-художественный еженедельник», 1916,№2,с.20. ""Там же, с. 22. Мунц противопоставляет «символически выразительным» формам ар хитектуры Древней Греции «конструктивно-выразительные формы архи тектуры средневековья», понимая под словом «символические» нечто ана логичное тому, что мы теперь обозначаем термином «иллюзорно-тектони ческие». Принцип архитектуры как строительства, господствовавший в средние века, несравненно теснее связан с условиями места и времени, чем его анти под. Архитектурная система средневековья не поддается воспроизведению во всей целостности, поскольку логика ее исторически конкретна и может быть выражена лишь в структурах, конструкциях, типах зданий, ее породивших. Нельзя из нее выделить как нечто законченное и собственно художест венную систему — таковой в средние века не существует. Продиктованное иными побудительными причинами, чем в эклектике, обращение к средневековью потребовало теоретического осмысления его системы. Мысли Мунца о родственности принципов формообразования зодчества средних веков и рубежа столетий, о невозможности возродить первое, не выходя за пределы его форм, подвели итог насчитывавшей к тому времени два десятилетия практике модерна. Мунц подчеркивает: жизнен ность средневековой архитектуры — в жизненности принципов безотноси тельно к формам. Жизненность античной древности в том, что составляет «слабость» средневековья. Возрождение принципов античности невозможно вне созданных ею форм. Диалектика такова, что жизнеспособность более «абстрактной» художественной системы непосредственно связана с кон кретной архитектурной формой. Не теряя цельности и законченности, эта «внешняя форма» безболезненно отделяется от формы «внутренней», утилитарной, всегда особенно интимно связанной с функционально-бытовыми запросами и техническими возможностями эпохи. «Концепция и де тали классики логичны не в смысле утилитарном, — такой логике они даже противоречат, их логика есть логика иного порядка... Формы классики передают сказку об ожившем материале, ощутимо проявляющем напряжен ность, в нем действительно скрытую... Выразить мощь напряженности в формах расчлененных каменных масс вовсе не то же самое, что найти формы конструктивно рациональные. Надо понять разницу между этими двумя загадками, и тогда станет ясным, что первая из них разрешена в клас сике, вторая главным образом в архитектуре средневековья. Классика дает широкий простор вымыслу, пафосу, если хотите, в области архитектурного творчества, классический же пафос потому дорог и понятен всем и каждому, что в отличие, например, от готического, близкого определенной конструк тивной идее, он выражается в формах, далеких от утилитарных соображе ний и вне их развившихся. Не потому ли радостью жизни, ясной и несбыточно свободной, веет от этих форм? |
. страницы: | |||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
. содержание: | ||||||||||||||||||||
. архи.Лекции |
||||||||||||||||||||
. архи.проекты: | ||||||||||||||||||||
. архи.поиск: [keywords], [global] | ||||||||||||||||||||
. архи.другое: | ||||||||||||||||||||
. архи.дизайн: | ||||||||||||||||||||
рaдизайн © 2005 /en | ||||||||||||||||||||
|
© Е.И. Кириченко "Русская архитектура 1830-1910-х годов" — Москва 'Искусство' 1978 © 2005, , ссылайтесь... |
Всё. |