arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Архитектура | Бионика | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
проект:   index / архи.всё -> архи . модерн
   Часть вторая. Архитектура конца XIX - начала XX века
Архи . всЁ
прессслужба

A.S.P. — концепции
 

Процесс самоутверждения новых принципов, воплощаемых в новых приемах и формах, нередко, особенно вначале, принимает в модерне характер утверждения новизны как таковой. Причины этого двояки. Качественно новый тип связи художественного и утилитарного не уменьшил, а, напротив, повысил специальную заботу о красоте. Необходимо было, чтобы красота здания, невзирая на отсутствие специальной системы художественных средств, в чем-то идентичной ордеру, была сразу заметна, бросалась в глаза. Так рождается забота о «новой» и одновременно «красивой» форме; таковы же корни декоративности модерна. Второе. Уже говорилось, что радикальности различий между эклектикой и модерном, архитектурной системы нового и новейшего времени соответствовала бескомпромиссность отрица­ния традиции и столь же неистовое утверждение нового. Фундаментальное глубинное несходство обоих стилей осознается и выражается через не­ сходство внешнее. Однако за эпатажем, рекламой, скандальностью, за индивидуалистически-волевыми деформациями привычных форм нередко утрачивалось существо новых исканий, не всегда до конца ясных сторонникам модерна и совершенно не понятых его противниками.

Модерн можно охарактеризовать словами известного французского искусствоведа Шарля Блана: «...архитектура в высшем ее понимании — это не сооружение, которое украшают, а украшение, которое строят» 223 . Отсюда горячность, с какой сторонники модерна отстаивают формообра­зующее значение конструкции, материала и других сугубо утилитарных средств. Отсюда же возмущение модерна нерациональностью эклектики, где все «внутреннее содержание архитектуры, все, что составляет сердце, душу, кровь, артерии и вены, самую мысль нашей архитектуры, все это касается кого угодно, только не зодчего».

Может ли система стиля модерн считаться иррациональной, некон­ структивной? Очевидно да, если судить о нем по нормам классицизма и эк­ лектики, и нет, если пытаться объяснить его, исходя из законов, им уста­ новленных. Для эклектики как одной из разновидностей архитектуры нового времени рационализм — понятие зрительное, для модерна—структурное. В Ренессансе и классицизме, где рационалистическая доминанта зодчества нового времени получила последовательное воплощение, с рациональным отождествляется внешне упорядоченное, правильное, согласованное: гео- метризм форм, четкие линии, иллюзорный в своей видимой конструктивности ордер. В эклектике понимание рационального сохраняет изобразительность, но существо ее меняется. На смену зрительному рационализму приходит своего рода понятийный, в «стиле» (в художественных формах) пытаются отразить назначение здания, а в уникальных сооружениях общественного назначения — даже социально-политическую доктрину (храм Христа Спа­ сителя, Большой Кремлевский дворец, Народный театр, Исторический музей в Москве).

Так претворяется в эклектике сформулированный представителями рационального направления тезис о стилеобразующем значении функцио­нально-конструктивной основы построек.

Структурность понимания рационального в модерне исключает изо­ бразительность в духе архитектуры нового времени — выражение полезного средствами прекрасного. Существование специальной системы художест­ венных средств, не обязательных с точки зрения утилитарно понятой полез­ ности, кажется модерну не только недопустимым излишеством, ненужной роскошью, но и художественной ложью, то есть недостойным с точки зрения этики. Правда в понимании модерна — это диалектическое единство полез­ ного и прекрасного, выражающегося в художественном осмыслении утили­ тарно-конструктивных элементов зданий.

Цит. по кн.: Рагон О современной архитектуре. М., 1963, с. 47. 160. Доходный дом в Подсосенском пер.

Цит. по статье: Ремпель Л. И., Вязниковцева Т. В.

Эпоха модерна в Москве. - «Архитектура СССР», 1935. № 10-И, с.91.

В этом направлении «проявила свою деятельность группа новаторов ... которые, поняв, что классическое зодчество отжило свой век, пришли к сознанию необходимости поставить в искусстве на первое место правду, т.е. смотреть на внешнее как на выраже­ ние внутреннего содержания, требовать полного соответствия между формой, материалом и конструкцией» 225 . И далее: «...модернизм отрицает утратив­ шие конструктивное или полезное значение формы и ищет вдохновения при создании новых форм не в стилях былого, из которого заимствует только са­ мые здоровые принципы, а в существе возникающих конструкций и построек. Поэтому целесообразность, логика, стилистика материала, правда и само­бытность составляют отличительные черты произведений лучших пред­ ставителей нового движения» 226 . «Здоровая, рациональная архитектура отвергает все излишнее, а необходимому сообщает художественную форму, свободную от увражных влияний» 227 . «Основною клеточкой рационального зодчества является форма, быть может, еще грубая и неизящная, но удо­ влетворяющая полезному ее назначению. Зодчему представляется дальней­ шее усовершенствование ее с целями эстетическими, не нарушая той степени целесообразности, которою форма уже обладает, а только придавая ей более изысканное очертание или подчеркивая ее назначение. Соблюдение этого правила приводит к так называемой конструктивности форм и архитектур ной правде» .

Установка на визуальный рационализм не обязательна для модерна. Правдивость и целесообразность в его понимании значат не выдавать декор за конструкцию и не пытаться выражать с его помощью функцию, но найти и суметь показать красоту в действительно конструктивном и функциональ­ном. Ранний модерн в полемическом задоре словно издевается над обще­принятым, а именно визуальным представлением о рациональном. С точки зрения визуально-логического рационализма зодчества нового времени модерн действительно иррационален. Модерн рационален на свой манер — он свободен от изобразительности.

Возьмем к примеру самый массовый тип сооружений — доходный дом. Фасады их словно очищаются от украшений, еще недавно ковром покры­ вавших стены, — от колонн, пилястр, наличников, руста и т.д. Благодаря этому отчетливей выступает на фасаде однородность структуры доходного дома. Изначально присущие ему функциональные элементы — окна, остекле­ ние лестничных клеток, подъезды, эркеры и балконы, карнизы, ограждения балконов и крыш, козырьки над подъездами, переплеты оконных рам — на­деляются декоративными качествами.

Это особенно заметно на примере такой детали, как оконный проем. Во второй половине XIX в. окно, как и плоскость стены, было нейтраль­ ным фоном, украшавшимся деталями, заимствованными из арсенала архи­ тектуры прошлых эпох. На рубеже веков положение изменилось. Никогда прежде на фасадах доходных домов не встречалось такого богатства и раз­ нообразия форм и размеров окон, которым придается вялая криволиней­ ная, круглая, овальная, полуциркульная, квадратная или обычная прямо­угольная форма, углы то скашиваются, то скругляются, количесто вариан­тов скосов и скруглений также исключительно велико. И хотя окна нестан­ дартной формы и размеров употреблялись на фасадах доходных домов в ма­ лом числе (значительно большие возможности разнообразить форму и раз­меры окон давали особняки), они резко выделялись на фоне равномерного ритма и однородной формы основной массы окон.

То же можно сказать о любой другой детали фасада. Каждая из них выявляет, подчеркивает структуру доходного дома, определяется функ­циональными потребностями, его жилым характером, с другой стороны, форма каждой продиктована специальной заботой о красоте.

Модерн знает два типа декора. Первый — декор, непосредственно сплав­ ленный с конструкцией, неотделимый от нее, от функционального, который можно определить и как декоративную интерпретацию конструктивных или утилитарных элементов. Он обычно пластичен.

161. Доходный дом Исакова на Пречистенке в Москве. 1906. Арх. Л. Н. Кекушев

Равич Г. Беседы строителя. - «Строитель», 1899. Me 11-12, стб. 416, 417.

Апышков В. Рациональное в новейшей архитек­ туре, с. 63. "'Там же, с. 21. "'Там же, с. 59.

  . страницы:
1  11 
2 12
3 13
4 14
5 15
6 16
7 17
8 18
9 19
10  20
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.поиск: [keywords], [global]
    
   
  . архи.другое:
Диплом 2005
  . архи.дизайн:
  Семён Расторгуев ©  рaдизайн © 2005 /en

 

    © Е.И. Кириченко "Русская архитектура 1830-1910-х годов" — Москва 'Искусство' 1978

    © 2005, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.
Hosted by uCoz