|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Архитектура | Бионика | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
index /
архи.всё -> архи
. модерн Часть вторая. Архитектура конца XIX - начала XX века |
||||||||||||||||||||
Процесс самоутверждения новых принципов, воплощаемых в новых приемах и формах, нередко, особенно вначале, принимает в модерне характер утверждения новизны как таковой. Причины этого двояки. Качественно новый тип связи художественного и утилитарного не уменьшил, а, напротив, повысил специальную заботу о красоте. Необходимо было, чтобы красота здания, невзирая на отсутствие специальной системы художественных средств, в чем-то идентичной ордеру, была сразу заметна, бросалась в глаза. Так рождается забота о «новой» и одновременно «красивой» форме; таковы же корни декоративности модерна. Второе. Уже говорилось, что радикальности различий между эклектикой и модерном, архитектурной системы нового и новейшего времени соответствовала бескомпромиссность отрицания традиции и столь же неистовое утверждение нового. Фундаментальное глубинное несходство обоих стилей осознается и выражается через не сходство внешнее. Однако за эпатажем, рекламой, скандальностью, за индивидуалистически-волевыми деформациями привычных форм нередко утрачивалось существо новых исканий, не всегда до конца ясных сторонникам модерна и совершенно не понятых его противниками. Модерн можно охарактеризовать словами известного французского искусствоведа Шарля Блана: «...архитектура в высшем ее понимании — это не сооружение, которое украшают, а украшение, которое строят» 223 . Отсюда горячность, с какой сторонники модерна отстаивают формообразующее значение конструкции, материала и других сугубо утилитарных средств. Отсюда же возмущение модерна нерациональностью эклектики, где все «внутреннее содержание архитектуры, все, что составляет сердце, душу, кровь, артерии и вены, самую мысль нашей архитектуры, все это касается кого угодно, только не зодчего». Может ли система стиля модерн считаться иррациональной, некон структивной? Очевидно да, если судить о нем по нормам классицизма и эк лектики, и нет, если пытаться объяснить его, исходя из законов, им уста новленных. Для эклектики как одной из разновидностей архитектуры нового времени рационализм — понятие зрительное, для модерна—структурное. В Ренессансе и классицизме, где рационалистическая доминанта зодчества нового времени получила последовательное воплощение, с рациональным отождествляется внешне упорядоченное, правильное, согласованное: гео- метризм форм, четкие линии, иллюзорный в своей видимой конструктивности ордер. В эклектике понимание рационального сохраняет изобразительность, но существо ее меняется. На смену зрительному рационализму приходит своего рода понятийный, в «стиле» (в художественных формах) пытаются отразить назначение здания, а в уникальных сооружениях общественного назначения — даже социально-политическую доктрину (храм Христа Спа сителя, Большой Кремлевский дворец, Народный театр, Исторический музей в Москве). Так претворяется в эклектике сформулированный представителями рационального направления тезис о стилеобразующем значении функционально-конструктивной основы построек. Структурность понимания рационального в модерне исключает изо бразительность в духе архитектуры нового времени — выражение полезного средствами прекрасного. Существование специальной системы художест венных средств, не обязательных с точки зрения утилитарно понятой полез ности, кажется модерну не только недопустимым излишеством, ненужной роскошью, но и художественной ложью, то есть недостойным с точки зрения этики. Правда в понимании модерна — это диалектическое единство полез ного и прекрасного, выражающегося в художественном осмыслении утили тарно-конструктивных элементов зданий. Цит. по кн.: Рагон О современной архитектуре. М., 1963, с. 47. 160. Доходный дом в Подсосенском пер. Цит. по статье: Ремпель Л. И., Вязниковцева Т. В. Эпоха модерна в Москве. - «Архитектура СССР», 1935. № 10-И, с.91. В этом направлении «проявила свою деятельность группа новаторов ... которые, поняв, что классическое зодчество отжило свой век, пришли к сознанию необходимости поставить в искусстве на первое место правду, т.е. смотреть на внешнее как на выраже ние внутреннего содержания, требовать полного соответствия между формой, материалом и конструкцией» 225 . И далее: «...модернизм отрицает утратив шие конструктивное или полезное значение формы и ищет вдохновения при создании новых форм не в стилях былого, из которого заимствует только са мые здоровые принципы, а в существе возникающих конструкций и построек. Поэтому целесообразность, логика, стилистика материала, правда и самобытность составляют отличительные черты произведений лучших пред ставителей нового движения» 226 . «Здоровая, рациональная архитектура отвергает все излишнее, а необходимому сообщает художественную форму, свободную от увражных влияний» 227 . «Основною клеточкой рационального зодчества является форма, быть может, еще грубая и неизящная, но удо влетворяющая полезному ее назначению. Зодчему представляется дальней шее усовершенствование ее с целями эстетическими, не нарушая той степени целесообразности, которою форма уже обладает, а только придавая ей более изысканное очертание или подчеркивая ее назначение. Соблюдение этого правила приводит к так называемой конструктивности форм и архитектур ной правде» . Установка на визуальный рационализм не обязательна для модерна. Правдивость и целесообразность в его понимании значат не выдавать декор за конструкцию и не пытаться выражать с его помощью функцию, но найти и суметь показать красоту в действительно конструктивном и функциональном. Ранний модерн в полемическом задоре словно издевается над общепринятым, а именно визуальным представлением о рациональном. С точки зрения визуально-логического рационализма зодчества нового времени модерн действительно иррационален. Модерн рационален на свой манер — он свободен от изобразительности. Возьмем к примеру самый массовый тип сооружений — доходный дом. Фасады их словно очищаются от украшений, еще недавно ковром покры вавших стены, — от колонн, пилястр, наличников, руста и т.д. Благодаря этому отчетливей выступает на фасаде однородность структуры доходного дома. Изначально присущие ему функциональные элементы — окна, остекле ние лестничных клеток, подъезды, эркеры и балконы, карнизы, ограждения балконов и крыш, козырьки над подъездами, переплеты оконных рам — наделяются декоративными качествами. Это особенно заметно на примере такой детали, как оконный проем. Во второй половине XIX в. окно, как и плоскость стены, было нейтраль ным фоном, украшавшимся деталями, заимствованными из арсенала архи тектуры прошлых эпох. На рубеже веков положение изменилось. Никогда прежде на фасадах доходных домов не встречалось такого богатства и раз нообразия форм и размеров окон, которым придается вялая криволиней ная, круглая, овальная, полуциркульная, квадратная или обычная прямоугольная форма, углы то скашиваются, то скругляются, количесто вариантов скосов и скруглений также исключительно велико. И хотя окна нестан дартной формы и размеров употреблялись на фасадах доходных домов в ма лом числе (значительно большие возможности разнообразить форму и размеры окон давали особняки), они резко выделялись на фоне равномерного ритма и однородной формы основной массы окон. То же можно сказать о любой другой детали фасада. Каждая из них выявляет, подчеркивает структуру доходного дома, определяется функциональными потребностями, его жилым характером, с другой стороны, форма каждой продиктована специальной заботой о красоте. Модерн знает два типа декора. Первый — декор, непосредственно сплав ленный с конструкцией, неотделимый от нее, от функционального, который можно определить и как декоративную интерпретацию конструктивных или утилитарных элементов. Он обычно пластичен. 161. Доходный дом Исакова на Пречистенке в Москве. 1906. Арх. Л. Н. Кекушев Равич Г. Беседы строителя. - «Строитель», 1899. Me 11-12, стб. 416, 417. Апышков В. Рациональное в новейшей архитек туре, с. 63. "'Там же, с. 21. "'Там же, с. 59. |
. страницы: | |||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
. содержание: | ||||||||||||||||||||
. архи.Лекции |
||||||||||||||||||||
. архи.проекты: | ||||||||||||||||||||
. архи.поиск: [keywords], [global] | ||||||||||||||||||||
. архи.другое: | ||||||||||||||||||||
. архи.дизайн: | ||||||||||||||||||||
рaдизайн © 2005 /en | ||||||||||||||||||||
|
© Е.И. Кириченко "Русская архитектура 1830-1910-х годов" — Москва 'Искусство' 1978 © 2005, , ссылайтесь... |
Всё. |