|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Архитектура | Бионика | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
index /
архи.всё -> архи
. модерн Часть вторая. Архитектура конца XIX - начала XX века |
||||||||||||||||||||
Между этими тремя вариантами множество переходных (об одной из разновидностей мелодической композиции говорилось выше), часто они выступают в сочетании. Тем не менее можно обнаружить и определенную закономерность их применения. Мелодическая композиция и «поэтический цикл» свойственны в основном «интернациональному» (свободному от ассоциаций с формами прошлого) направлению раннего и позднему модерну, симфоническая — сродни национально-романтическому направлению раннего модерна. Ритмичность композиций модерна передается стилизацией форм. Стилизация преобразует формы образца, подчеркивая их подобие, вариантность, мелодичность. Механизм действия стилизации сводится к выявлению ритмики формообразующих линий сооружения, их единства и непрерывности. Линия, силуэт становятся средством, метафорически изображающим «жизнь» материала и внутреннее взаимодействие сил конструкции. Пластичный декор эклектики перерождается в модерне в графичную орнаментацию с богатейшей гаммой линейных ритмов. Линейность и силуэтность модерна уподобляются значению ритма в музыке и музыкальности в поэзии символистов. Активность, гипнотичность воздействия достигается ритмичностью, повторностью, вариантностью линий. Мастера модерна — подлинные виртуозы линии. В их руках она ста новится певучей, взволнованной, напряженной, импульсивной, прерывистой, медлительной, плавной, текучей, вялой, расслабленной, стремительной, энергичной, сильной, нервной, мечтательной, неизменно оставаясь одухо творенной, надземной, ибо сама линия в отличие от трехмерной иллюзорной формы уже абстракция, отвлечение, символ, поскольку контурная линия есть наиболее абстрагирующий метод изображения реальных форм. Модерн, стремившийся к обобщению понятий и обобщенности форм, кдекоративизму, не мог не обратиться к линии. В рельефном декоре и в архитектурном объеме неизменно акценти руются формообразующие линии, структурные и контурные. В плотной монолитной весомой форме архитектор передает внутреннюю жизнь, упру гость, движение. Форма обретает силуэтность. Она объемна и орнаментальна одновременно. На поверхность часто выносится каркас — некое подобие внутреннего остова формы или символического изображения действующих в ней сил. 199. Торговый дом Левиссона на Б, Дмитровке в Москве. 1900-е гг. Арх. А. Э. Эрихсон. Фрагмент фасада Этим объясняется специфическая особенность модерна: его объемы трактованы как объемы плоскостей, а не масс, стены — как оболочка. Даже зрительно ощущается, что здания внутри — полые, чувствуется заключен ное в их стенах пространство. Стена теряет вес и массу, превращается в бес плотную оболочку или оболочку, массивную, пульсирующую жизнью. Преж де исходным в формообразовании были стены, пространство мыслилось вторичным по отношению к объему. Линейность и графичность композиции модерна представляют иной процесс формообразования: стена, объем обтягивают, делая видимой первичную пространственную форму. Исходное — пространство: стены или массивная оболочка только ограничивают его. По этому так любимы модерном плоские карнизы, здания, лишенные карнизов, завершенные горизонталью плоской крыши, прозрачные металлические ограды крыш, огромные окна особняков и сплошное застекление лестничных клеток, плоский орнаментальный узор, изразцовые панно. Все средства на правлены к тому, чтобы дать почувствовать легкость и пространственность композиций 2568 . Эта линия поисков модерна сочетается с тенденцией трактовать объем как пластическое тело, обладающее весомостью и живой подвижной" массой. Несмотря на видимую противоположность, обе тенденции не столько выступают как полярности, сколько дополняют друг друга, еще и еще раз обнаруживая во всякой частности формальной системы изначально прису щую модерну противоречивость. Дело в том, что благодаря силуэтности, выявляющей внутренний костяк, внутреннюю «линию» формы, трехмерный объемный элемент сводится к двухмерному, плоскостному. Новое время подчеркивало в архитектурной форме ее скульптурную законченность, выдвигая на первый план с помо щью идеализации, идеальной правильности формы пластику изолированного объема. Модерн акцентирует декоративность объемной формы силуэтом. Б. Р. Виппер противопоставляет принципу формообразования, где исходными являются стены, то есть заданная форма плана и объема (тектонике), иной, называемый им стереотомическим, где исходным моментом формообразования служит внутреннее пространство (Виппер Б. Р. Статьи об искусстве. М., 1970, с. 445-446). Не зависимо от того, пластична форма или «пластинчата», при взгляде издали ее контуры, абрис неизменно создают рисунок, снимающий ощущение тя жести, заставляющий воспринимать здание графически, как линейный узор. Не теряющая пластической выразительности форма объема становится си-луэтно выразительной. Выразительность объемов дополняется выразитель ной игрой линий. В результате выразительность формы как бы удваивается. Она повторяется дважды: в пластически-абстрактном и линейно-силуэт ном варианте. Обе «формы» вступают во взаимодействие друг с другом, дра матизируя образ, усиливая его эмоциональную насыщенность. Однако в целом модерн эволюционирует от объемов, трактуемых как масса, к объемам, как бы составленным из «плоскостей». Скульптурность, пластичность соответствуют ранним этапам модерна. Не фактической хронологией (быстрота и интенсивность процесса спутала в модерне реаль ную последовательность), а логически реконструируемой эволюцией стиля, определяемой тенденцией его развития. Стилизация, любовь к линейности, силуэту и орнаментации, орнаментально-графическая трактовка форм несут отрицание эстетического идеала эклектики и нового времени в целом. Недаром один из крупнейших предста вителей и теоретиков модерна Ван де Вельде избегал применять по отношению к произведениям нового стиля слова «скульптура» и «живопись», предпочитая им слово «орнаментация». Живопись и скульптура принадлежа ли иной эпохе, и цели их были иными, чем те, которые вызвали к жизни ор наментацию. С ее помощью в жизнь входил новый идеал жилища — обо лочки, пластичной и весомой в своей «пластинчатости», ограничивающей и организующей пространство. Орнаментация и орнаментальность, линей ность — воплощенный протест против тяжеловесной роскоши уходившей в прошлое эпохи и материализация мечты о мире, свободном от помпез ности и представительности, демократичном по своей сути. Модерну претит дешевая роскошь эклектики, отдающая сословностью, демократизм маленького человека, мечтающего уподобиться аристократам, стремление мелкого чиновника, пытающегося в убранстве своего дома и квартиры не отстать от российского императора, гранадского эмира или венецианского дожа (в миниатюре). Мир легких, подвижных, но от этого не теряющих живой пластичности массы, сравнительно малочисленных вещей модерна — чувствительная противоположность домам и интерьерам второй половины XIX в., заполненным вещами, похожим на склады, музеи, гербарии. Линейность, ведущая к орнаментализации формы, явилась не только важным средством формирования концепции модерна, но и оказала ощути мое воздействие на преобразование окружающей среды. С ее помощью и в сочетании с другими излюбленными модерном приемами — компактным планом, прозрачными и полупрозрачными перегородками (железные ре шетки, занавеси из стекляруса, витражи, матовые стекла), широкими ни шами в комнатах, огромными окнами во всю стену — достигается единство пространства отдельного помещения с системой внутреннего пространства всего здания, а также связь его с природным или городским окружением. |
. страницы: | |||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
. содержание: | ||||||||||||||||||||
. архи.Лекции |
||||||||||||||||||||
. архи.проекты: | ||||||||||||||||||||
. архи.поиск: [keywords], [global] | ||||||||||||||||||||
. архи.другое: | ||||||||||||||||||||
. архи.дизайн: | ||||||||||||||||||||
рaдизайн © 2005 /en | ||||||||||||||||||||
|
© Е.И. Кириченко "Русская архитектура 1830-1910-х годов" — Москва 'Искусство' 1978 © 2005, , ссылайтесь... |
Всё. |