|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Архитектура | Бионика | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
index /
архи.всё -> архи
. модерн Часть вторая. Архитектура конца XIX - начала XX века |
||||||||||||||||||||
Комфортабельность жилых домов, в первую очередь особняков, давала возможность, вкушая блага цивилизации, отдохнуть от пагубных ее сторон - от беспокойного, быстрого, нервного ритма жизни большого города. «Торжествующий американизм» нового века (А.Н. Бенуа) с его бездушием, обезличенностью, механистичностью начинает отпугивать антигуманизмом, призраком совершенной утраты каких бы то ни было духовных ценностей в будущем. Все возможности современной строительной техники и комфорта, виртуозность и мастерство архитекторов направляются на создание атмосферы, полной изысканной чувственности, тонких неуловимых настроений, лиризма и одухотворенности. Возвышенность, устремленность в надзвездные выси, с одной стороны, высокий уровень бытового комфорта, функциональность, с другой, — качества, слитые в модерне воедино. Больше того, утилитарность, функциональные достоинства поставлены на службу создания поэтического настроения. Одухотворенность, поэтичность входят непременной частью в понятие комфорта, комфорта духовного, отождествляемого как с чувством покоя и удовлетворенности удобствами и уютом, так и с удовлетворенностью обстановкой, в которой сознаешь себя приобщенным к высшим духовным ценностям и красоте. В модерне происходит чудо преобразования — поэтизация обыденного. Планировка особняков максимально рационализируется, приобретает компактность, из нее изгоняется не только все ненужное, но и излишнее. Она утрачивает последние черты анфиладности — этого рудимента представительного быта дворянства. Модерн отказывается от коридорной пла нировки в пользу своеобразно понятой центрической. Разрабатывается новый тип плана, тяготеющего к квадрату, с такими же преимущественно квадратными комнатами, группирующимися вокруг холла. Жесткость, с которой выдерживается этот принцип, не исключает свободы приемов, асим метрии, геометрической неправильности рисунка плана. Но исходный принцип компактной центричной композиции выдерживается неукоснительно. Итак, композиционный, пространственный, часто даже и геометри ческий центр особняка — холл с парадной лестницей. К нему тяготеют, в него выходят все основные помещения. Любимая модерном текучесть, под вижность пространств образуется за счет разнообразия пространственных связей между отдельными помещениями, открытыми в холл, постоянной изменчивости картин, видимых по мере движения по открытой теперь лестнице. Но в непрерывной смене картин есть неподвижная ось, доминанта, относительно которой фиксируется эта изменчивость, — все та же лестница, холл. Центричность построения, сложное единство статичной точки отсчета и динамичности, изменяемости окружающих ее пространств в особняках Шехтеля — великого мастера пространственной среды и интерьера — пере живаешь буквально физически. Попадая в особняк Рябушинского, представляющий классический по чистоте пример центрической композиции, или в особняки З.Г.Морозовой на ул. А.Толстого (бывш. Спиридоновке), Дерожинской в Кропоткинском переулке, Шехтеля в Ермолаевском переулке и на Б. Садовой улице, чувствуешь трудно передаваемое словами ощу щение соотнесенности каждого помещения с основным, их «человеческие» размеры, богатство связей отдельных помещений между собой и с глав ным, сложность, напряженность этих отношений, одухотворяющих и вносящих жизнь в пространство интерьеров особняка, создающих возвышенный, далекий от обыденности мир, пребывание в котором превращается в праздник. В других типах зданий тяготение к центричности, к выделению простран ственно-планировочного ядра не столь очевидно. Планировка квартиры и секции доходного дома эволюционирует в том же направлении, что и планировка особняка. Путем отказа от всего ненужного, лишнего создается более компактная планировка. Сокращается коли чество комнат. В небольших квартирах стараются сократить длину кори дора или заменить его квадратной прихожей, вокруг которой, как в особняке, группируются комнаты, сделать их преимущественно квадратными. 209. Доходный дом Училища живописи, ваяния и зодчества на Мясницкой ул. « Москве. 1913-1914. Арх. Н. С. Курдюков. Фрагмент фасада Наиболее радикальные коррективы в планировку квартир и секций удалось внести при проектировании домов с малометражными дешевыми квартирами для рабочих. Именно здесь начинает формироваться схема со временной массовой квартиры с одним выходом на лестничную клетку, ква дратной прихожей или коротким коридором, компактным размещением больших комнат. Но малометражные квартиры — скорее выражение общей тенденции, чем факт реального строительства, так редко и случайно осу ществление их на практике 259 . Архитекторы пытаются внести организующее начало и в композицию фасадов. Таким организующим ритмическим элементом становится лест ничная клетка — формообразующая часть секции (аналогичная холлу и лест нице в особняках), выделяемая сплошным остеклением. Тягу к центричности можно усмотреть в более активном акцентировании дебаркадера и зала ожидания, выходящих на фасады вокзалов огромной аркой «ворот города». В Ярославском вокзале в Москве (1904, арх. Ф. О. Шех-тель) над входом возвышается башня (входная башня). Ее вертикаль — доми нанта здания. Остальные объемы воспринимаются и рисуются на ее фоне, постоянно меняя свое отношение к ней в зависимости от точки, с которой видится сооружение. Многоликость его облика возникает из-за разной соотнесенности второстепенных объемов и вертикальных акцентов с глав ным объемом. Торгово-банковские постройки в модерне имеют структуру, в опреде ленной мере родственную особнякам. Их пространственным центром являет ся своеобразный холл — огромный зал с открытой лестницей в центре, осве щенный верхним светом, опоясанный со всех сторон собственно торговыми помещениями. Здания этого типа (торговый дом «Мюр и Мерилиз» в Москве на Петровке, 1908—1910, арх. Р.И.Клейн; Торговый дом Московского гвардейского общества на Воздвиженке, 1911—1913, арх. С.Б.Залесский; дом Военного общества офицеров в Петербурге на Б.Конюшенной, 1908—1909 и 1911—1913, арх. Э.Ф.Виррих при участии Н.В.Васильева, С.С.Кричин- ского, И. В. Падлевского, Б. Я. Боткина; дом Мертенс на Невском проспекте, 1912, арх. М. С.Лялевич, и т.д.) фактически не имеют стен, за исключением наружных. Легкие стойки опор каркаса не нарушают единства внутреннего пространства торговых зал; стоя у края лестничной клетки, можно воспри нять внутреннее пространство в целом — во всей слитности составляю щих его микропространств. Стена фасада превращается в легкую оболочку из стеклянных плоскостей, расчлененных столбами конструктивной сетки — равномерность членений фасада сродни однородности ограждаемого им пространства. Модерну принадлежит заслуга создания свободного плана. Осознание специфики каркасных конструкций сделало необязательным устройство раз делительных стен. Появилась возможность отказа от них или их избира тельного устройства. Процесс преодоления замкнутости отдельных поме щений идет параллельно процессу преодоления замкнутости фасада. В кон торских, банковских, торговых и тому подобных сооружениях обе тенден ции проявляются особенно наглядно. Итак, характер построения объема «изнутри — наружу» обусловливает смещение акцентов с облика зданий на их интерьеры, пространственную структуру. Это не значит, что проблема планировки и организации внутрен него пространства не занимала зодчих прежних эпох. Но задачи, стоявшие перед ними, были сравнительно ограничены: неизмеримо меньшим было количество типов зданий, относительно недифференцированными требова ния к ним, более традиционными и устоявшимися возможные варианты плана. Соответственно меняется и понимание первоначальной задачи архи тектуры, которую ведущий мастер модерна в России — Ф. О. Шехтель фор мулирует как «ограждение стенами известного пространственного поме щения». 210. Доходный дом А. Т. Филатовой на Арбате в Москее. 1913-1914. Арх. В. Е. Дубовский, Н. А.Архипав М., 1964, с. 160-163. «Каждое данное помещение или совокупность многих таковых должно отвечать прямому назначению здания, причем внутреннее содержание дол жно очевидным образом выражаться и отпечатываться на внешнем и внутрен нем облике сооружения. Верное получение впечатления пространственное™ помещения обусловливается формою и цветом ограничивающих его плоскос тей», — пишет он 260 . |
. страницы: | |||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
. содержание: | ||||||||||||||||||||
. архи.Лекции |
||||||||||||||||||||
. архи.проекты: | ||||||||||||||||||||
. архи.поиск: [keywords], [global] | ||||||||||||||||||||
. архи.другое: | ||||||||||||||||||||
. архи.дизайн: | ||||||||||||||||||||
рaдизайн © 2005 /en | ||||||||||||||||||||
|
© Е.И. Кириченко "Русская архитектура 1830-1910-х годов" — Москва 'Искусство' 1978 © 2005, , ссылайтесь... |
Всё. |