arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Архитектура | Бионика | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
проект:   index / архи.всё -> архи . модерн
   Часть вторая. Архитектура конца XIX - начала XX века
Архи . всЁ
прессслужба

A.S.P. — концепции
 

Комфортабельность жилых домов, в первую очередь особняков, давала возможность, вкушая блага цивилизации, отдохнуть от пагубных ее сторон - от беспокойного, быстрого, нервного ритма жизни большого города. «Торжествующий американизм» нового века (А.Н. Бенуа) с его бездушием, обезличенностью, механистичностью начинает отпугивать антигуманизмом, призраком совершенной утраты каких бы то ни было духовных ценностей в будущем. Все возможности современной строи­тельной техники и комфорта, виртуозность и мастерство архитекторов направляются на создание атмосферы, полной изысканной чувственности, тонких неуловимых настроений, лиризма и одухотворенности.

Возвышенность, устремленность в надзвездные выси, с одной стороны, высокий уровень бытового комфорта, функциональность, с другой, — качества, слитые в модерне воедино. Больше того, утилитарность, функциональные достоинства поставлены на службу создания поэтического настроения. Одухотворенность, поэтичность входят непременной частью в понятие комфорта, комфорта духовного, отождествляемого как с чувством покоя и удовлетворенности удобствами и уютом, так и с удовлетворенностью обстанов­кой, в которой сознаешь себя приобщенным к высшим духовным ценностям и красоте. В модерне происходит чудо преобразования — поэтизация обыденного.

Планировка особняков максимально рационализируется, приобретает компактность, из нее изгоняется не только все ненужное, но и излишнее. Она утрачивает последние черты анфиладности — этого рудимента пред­ставительного быта дворянства. Модерн отказывается от коридорной пла­ нировки в пользу своеобразно понятой центрической. Разрабатывается новый тип плана, тяготеющего к квадрату, с такими же преимущественно квадратными комнатами, группирующимися вокруг холла. Жесткость, с ко­торой выдерживается этот принцип, не исключает свободы приемов, асим­ метрии, геометрической неправильности рисунка плана. Но исходный прин­цип компактной центричной композиции выдерживается неукоснительно.

Итак, композиционный, пространственный, часто даже и геометри­ ческий центр особняка — холл с парадной лестницей. К нему тяготеют, в него выходят все основные помещения. Любимая модерном текучесть, под­ вижность пространств образуется за счет разнообразия пространственных связей между отдельными помещениями, открытыми в холл, постоянной изменчивости картин, видимых по мере движения по открытой теперь лестнице. Но в непрерывной смене картин есть неподвижная ось, доминанта, относительно которой фиксируется эта изменчивость, — все та же лестница, холл. Центричность построения, сложное единство статичной точки отсчета и динамичности, изменяемости окружающих ее пространств в особняках Шехтеля — великого мастера пространственной среды и интерьера — пере­ живаешь буквально физически. Попадая в особняк Рябушинского, пред­ставляющий классический по чистоте пример центрической композиции, или в особняки З.Г.Морозовой на ул. А.Толстого (бывш. Спиридоновке), Дерожинской в Кропоткинском переулке, Шехтеля в Ермолаевском переулке и на Б. Садовой улице, чувствуешь трудно передаваемое словами ощу­ щение соотнесенности каждого помещения с основным, их «человеческие» размеры, богатство связей отдельных помещений между собой и с глав­ ным, сложность, напряженность этих отношений, одухотворяющих и вносящих жизнь в пространство интерьеров особняка, создающих возвышенный, далекий от обыденности мир, пребывание в котором превращается в праздник.

В других типах зданий тяготение к центричности, к выделению простран­ ственно-планировочного ядра не столь очевидно.

Планировка квартиры и секции доходного дома эволюционирует в том же направлении, что и планировка особняка. Путем отказа от всего ненуж­ного, лишнего создается более компактная планировка. Сокращается коли­ чество комнат. В небольших квартирах стараются сократить длину кори­ дора или заменить его квадратной прихожей, вокруг которой, как в особняке, группируются комнаты, сделать их преимущественно квадратными.

209. Доходный дом Училища живописи, ваяния и зодчества на Мясницкой ул. « Москве. 1913-1914. Арх. Н. С. Курдюков. Фрагмент фасада

Наиболее радикальные коррективы в планировку квартир и секций удалось внести при проектировании домов с малометражными дешевыми квартирами для рабочих. Именно здесь начинает формироваться схема со­ временной массовой квартиры с одним выходом на лестничную клетку, ква­ дратной прихожей или коротким коридором, компактным размещением больших комнат. Но малометражные квартиры — скорее выражение общей тенденции, чем факт реального строительства, так редко и случайно осу­ ществление их на практике 259 .

Архитекторы пытаются внести организующее начало и в композицию фасадов. Таким организующим ритмическим элементом становится лест­ ничная клетка — формообразующая часть секции (аналогичная холлу и лест­ нице в особняках), выделяемая сплошным остеклением.

Тягу к центричности можно усмотреть в более активном акцентировании дебаркадера и зала ожидания, выходящих на фасады вокзалов огромной аркой «ворот города». В Ярославском вокзале в Москве (1904, арх. Ф. О. Шех-тель) над входом возвышается башня (входная башня). Ее вертикаль — доми­ нанта здания. Остальные объемы воспринимаются и рисуются на ее фоне, постоянно меняя свое отношение к ней в зависимости от точки, с которой видится сооружение. Многоликость его облика возникает из-за разной соотнесенности второстепенных объемов и вертикальных акцентов с глав­ ным объемом.

Торгово-банковские постройки в модерне имеют структуру, в опреде­ ленной мере родственную особнякам. Их пространственным центром являет­ ся своеобразный холл — огромный зал с открытой лестницей в центре, осве­ щенный верхним светом, опоясанный со всех сторон собственно торговыми помещениями. Здания этого типа (торговый дом «Мюр и Мерилиз» в Москве на Петровке, 1908—1910, арх. Р.И.Клейн; Торговый дом Московского гвар­дейского общества на Воздвиженке, 1911—1913, арх. С.Б.Залесский; дом Военного общества офицеров в Петербурге на Б.Конюшенной, 1908—1909 и 1911—1913, арх. Э.Ф.Виррих при участии Н.В.Васильева, С.С.Кричин- ского, И. В. Падлевского, Б. Я. Боткина; дом Мертенс на Невском проспекте, 1912, арх. М. С.Лялевич, и т.д.) фактически не имеют стен, за исключением наружных. Легкие стойки опор каркаса не нарушают единства внутреннего пространства торговых зал; стоя у края лестничной клетки, можно воспри­ нять внутреннее пространство в целом — во всей слитности составляю­ щих его микропространств. Стена фасада превращается в легкую оболочку из стеклянных плоскостей, расчлененных столбами конструктивной сетки — равномерность членений фасада сродни однородности ограждаемого им пространства.

Модерну принадлежит заслуга создания свободного плана. Осознание специфики каркасных конструкций сделало необязательным устройство раз­ делительных стен. Появилась возможность отказа от них или их избира­ тельного устройства. Процесс преодоления замкнутости отдельных поме­ щений идет параллельно процессу преодоления замкнутости фасада. В кон­ торских, банковских, торговых и тому подобных сооружениях обе тенден­ ции проявляются особенно наглядно.

Итак, характер построения объема «изнутри — наружу» обусловливает смещение акцентов с облика зданий на их интерьеры, пространственную структуру. Это не значит, что проблема планировки и организации внутрен­ него пространства не занимала зодчих прежних эпох. Но задачи, стоявшие перед ними, были сравнительно ограничены: неизмеримо меньшим было количество типов зданий, относительно недифференцированными требова­ ния к ним, более традиционными и устоявшимися возможные варианты плана.

Соответственно меняется и понимание первоначальной задачи архи­ тектуры, которую ведущий мастер модерна в России — Ф. О. Шехтель фор­ мулирует как «ограждение стенами известного пространственного поме­ щения».

210. Доходный дом А. Т. Филатовой на Арбате в Москее. 1913-1914. Арх. В. Е. Дубовский, Н. А.Архипав М., 1964, с. 160-163.
Кириченко Е. И.
У истоков проектирования малометражных квартир. - «Сов. архитектура», №16.

«Каждое данное помещение или совокупность многих таковых должно отвечать прямому назначению здания, причем внутреннее содержание дол­ жно очевидным образом выражаться и отпечатываться на внешнем и внутрен­ нем облике сооружения. Верное получение впечатления пространственное™ помещения обусловливается формою и цветом ограничивающих его плоскос­ тей», — пишет он 260 .

  . страницы:
1  11 
2 12
3 13
4 14
5 15
6 16
7 17
8 18
9 19
10  20
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.поиск: [keywords], [global]
    
   
  . архи.другое:
Диплом 2005
  . архи.дизайн:
  Семён Расторгуев ©  рaдизайн © 2005 /en

 

    © Е.И. Кириченко "Русская архитектура 1830-1910-х годов" — Москва 'Искусство' 1978

    © 2005, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.
Hosted by uCoz