|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Архитектура | Бионика | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
index /
архи.всё -> архи
. модерн Часть вторая. Архитектура конца XIX - начала XX века |
||||||||||||||||||||
Шехтель мыслит пространством, а не объемом. Для него здание — не более чем оболочка, определенным образом организующая пространство. Представление о сооружении как о пространстве, выгороженном из окружающей среды, качественно отличается от своеобразной скульптурности архитектурного мышления более раннего времени, для которого пространство — вторично по отношению к объему (пустота в массиве камня), а форма объема, как и художественная форма (стиль), — нечто предустановленное, заданное. Эта пространственная концепция модерна обнаруживает сопричастность миру природы: плоскость подобна пластине, она ограждает помещения, но не отделяет их от внешнего мира; внутреннее пространство не заключено в массивные стены и не противопоставлено природному окружению, но слитно с ним, поскольку строится по сходным законам. Пространственная концепция модерна, возможно, в определенной мере рождена новым мироощущением эпохи кризиса теорий однолинейного прогресса и механистических представлений, сформировавшимся во многом под влиянием науки, возникновения новых воззрений о мироздании, месте планеты Земля в бесконечности космических пространств и сложном взаимодействии космических тел с прошлым и будущим. Их влияние ощу тимо в поэзии (Блок: «...летят миры, летят года... над бездонным про валом в вечность задыхаясь летит рысак...»), в философии, в живописи. В архитектуре они в определенной мере находят выражение в подвижности пространства и отсутствии четкой очерченности его граней, раскрытое™ и взаимодействии с окружающей средой, в сложном взаимодействии осей и многочисленности перспектив в противовес одной оси, одной перспек тиве, одной преобладающей точке зрения в архитектуре Ренессанса, барок ко, классицизма и анфиладности их интерьеров. Воинствующий пуританизм позднего модерна изгоняет орнаменталь-ность и изобразительность стилизаций раннего модерна. Благодаря этому пространственное единство и цельность интерьеров, картинная динамичность композиции, рассчитанной на восприятие во времени, и богатство разных точек зрения, перспектив, своеобразная полифоничность соору жений становятся еще более очевидными. Новое понимание пространства влечет за собой повышенное внимание к планировочной структуре сооружений. Зодчие модерна вносят радикальные изменения в планировку существовавших типов зданий, обнаруживая неизменный интерес к формированию новых, к целостности пространствен ной среды (что не исключает изоляции отдельных помещений, если это функционально необходимо). Поиски диалектического единства в модерне имеют тенденцию к постоянному расширению сферы действия — от орна мента, композиции отдельных предметов, интерьера, сооружения к ансамблю и городу в целом. Глубочайшее заблуждение, что модерну чужды новая проблематика, новые типы зданий, градостроительные проблемы. От модерна берет начало современное понимание архитектуры как искусства оформления про странства и организации окружающей среды. Органическая целостность характера структурных связей и закономер ности организации архитектурной системы модерна, обнаружившиеся в осо бенностях интерпретации соотношения полезного и прекрасного, внешнего и внутреннего («художественного» и утилитарного) объема, человека и объекта (создание рассчитанных на длительное восприятие с разных точек зрения ритмичных живописно-картинных композиций), стимулирует разви тие зарождающейся вместе с модерном тенденции к созданию «открытых» ансамблей в противовес «замкнутым». Шехтель Ф. О. Сказка о трех сестрах: живописи, скульптуре и архитектуре. Другими словами, начинает формироваться иной тип соотношения здания и среды. Фронтальность композиций нового времени предполагает наличие про тивопоставленного остальным главного фасада и в идеале «замкнутый» ансамбль. Парадный фронт застройки улиц и площадей образует архитек турно-организованное пространство, отторгнутое от находящегося за плоскостью фасада объема здания, от застройки «утилитарной» внутри- квартальной зоны, от окружающей среды. Замкнутости объема, построению здания «снаружи внутрь» соответствует «интерьерность» ансамблей регуляр ного градостроительства — оазисов гармонии в царстве хаоса. Последовательное осуществление заложенных в модерне принципов — художественному оформлению подлежит любой фасад, здание не противо стоит окружающей среде, но и не растворяется в ней, образуя диалекти ческое единство, — предполагает отказ от дифференциации городских терри торий на парадные и непарадные зоны. Различные по своему функциональному назначению районы равнозначны и равно участвуют в создании архи тектурного ансамбля. Таково выражение существенной особенности мо дерна — диалектичности как единства противоположных начал на градо строительном уровне. Модерн замахивается на основу основ архитектуры нового времени — принципы регулярного градостроительства. Но, как в других случаях, это не более чем тенденция, намечающая направление развития архитектурного процесса. Регулярная застройка, со хранявшая количественный перевес до конца 1920-х гг., пережила своего рода насильственное возрождение в конце 1930-х — начале 1950-х гг. Осуществле ние исторически жизнеспособных, заложенных в модерне возможностей в 1900—1910-е гг. сдерживалось частнопредпринимательским характером строительства, позднее — живучестью и авторитетом многовековой класси цистической традиции античности и нового времени, заставлявшей рассма тривать модерн как продукт загнивающей буржуазной культуры. Такая точка зрения типична для 1930—1950-х гг. Тем не менее развитие архитектуры как процесса естественно-исторического необратимо. Исподволь, медленно осуществляется пересмотр приемов регулярного градостроительства, давший в позднем модерне — накануне и в годы первой мировой войны — ощутимые результаты. Поздний модерн вообще поглощен проблемами широкого плана — производством предметов массового потребления, проектированием соору жений массового назначения, перепланировки и плановой застройки городов, знаменуя начало конца модерна как стиля, переход его в новое качество, поскольку его концепция, нацеленная на создание уникального и неповтори мого, исключает неизбежную при таких масштабах унификацию и стан дартизацию. В России трансформация регулярного градостроительства отчетливее всего прослеживается на примере многоквартирных жилых домов, возведенных на средства акционерных и кооперативных обществ. Эволюция планировки огромных по размерам зданий, превратившихся в комплекс жилых построек, демонстрирует постепенное перерождение приемов внутриквартальной застройки, отмечая исчезновение традиционного про тивопоставления парадной и непарадной зон, уличного пространства вну- триквартальному. В процессе эволюции планировка этих сооружений проходит четыре этапа. Первый этап — внесение организующего начала в традиционную периметральную планировку. Вместо обычных затесненных внутренних дворов-колодцев архитекторы проектируют просторные озелененные дворы площадью до 1500 м 2 — некую разновидность площадей. В расположении дворов по единой оси, в последовательном развитии пространств, в архитек турной обработке не только уличных, но и дворовых фасадов чувствуются усилия, направленные к созданию цельного ансамбля. Градостроительство России XVIII — начала XIX в., достигшее подлин ных высот в деле упорядочения городского плана и оформления ансамблей улиц и площадей, затрагивало лишь «внешнюю сторону» застройки. Контроль за планировкой жилых домов и участков не входил в компетенцию органов, ведавших строительством. В пореформенные годы утверждение генплана и поэтажных планов стало обязательным. Но о согласовании планировки участков в одном квартале, о создании перспективных проектов застройки кварталов и городских районов по-прежнему никто не помышлял. Недостаточность локальной, ограниченной рамками отдельного владения, системы контроля обнаружилась в полной мере на рубеже XIX - XX вв. в так называемом кризисе больших городов. По сути дела, то был кризис привычных приемов планировки. Внешняя упорядоченность строительства, неуклонно выдерживавшего регулярность прямоугольной сетки улиц, застройку по красной линии, прямую линию трассы, не могла предотвратить стихийного развития внутриквартальной застройки, становившейся все более затесненной и хаотичной. |
. страницы: | |||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
. содержание: | ||||||||||||||||||||
. архи.Лекции |
||||||||||||||||||||
. архи.проекты: | ||||||||||||||||||||
. архи.поиск: [keywords], [global] | ||||||||||||||||||||
. архи.другое: | ||||||||||||||||||||
. архи.дизайн: | ||||||||||||||||||||
рaдизайн © 2005 /en | ||||||||||||||||||||
|
© Е.И. Кириченко "Русская архитектура 1830-1910-х годов" — Москва 'Искусство' 1978 © 2005, , ссылайтесь... |
Всё. |