|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Архитектура | Бионика | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
index /
архи.всё -> архи
. модерн Часть вторая. Архитектура конца XIX - начала XX века |
||||||||||||||||||||
Переворот в отношении к технике обозначал прежде всего переворот в отношении к эстетической выразительности материалов и конструкций вообще, а не только новых. Но каркасная конструкция из металла становится своего рода символом и носителем качеств, противопоставляемых традиционным. Положение, существовавшее в эклектике, предстает в модерне в перевернутом виде. Там железо-стеклянные сооружения наделялись массивностью каменных и украшались деталями, заимствованными из каменной архитектуры. В модерне, напротив, нередко дает о себе знать тенденция вносить в сооружения, построенные из кирпича, легкость и воздушность, присущую зданиям из стекла и металла. С нею соседствует, переплетаясь, тенденция к скульптурности, материальности, имеющая в основе стилизацию качеств материала действительно нового, входившего в жизнь вместе с модерном, — бетона и железобетона, его вязкости, аморфности, пластичности. Как правило, обе тенденции представлены в архитектуре одного здания, например в хрестоматийном образце раннего модерна — особняке Рябушинского Ф. О.Шехтеля (проект 1900г.). Бесплотному, дематериализованному кубу основного объема особняка Рябушинского, облицованному снимающим ощущение массы и тяжести гла зурованным кирпичом, противостоят массивные объемы бетонных крылец и балконов, где все — контраст главному объему. Бесплотность фасадов особняка свидетельствует, что перед нами не более чем оболочка, заклю чающая в себе пространство. В крыльцах и балконах акцентирована масса, монолит, тяжесть. Основные линии здания — гимн рукотворное™, человеческому труду. Они четки, прямы, точны, можно сказать-машинны в своей идеальной правильности. Рагон М. О современной архитектуре, с. 32. 193. Типография С. П. Рябушинского «Утро Росии» в пр. Страстного монастыря (ныне пр. Скворцова-Степатва). 1907. арх. Ф. О. Шехтель Линии крылец и балконов живы, подвижны, сколь зящи, в них нет ни одной прямой линии. Даже там, где модерн как будто традиционен, работает объемом, объемность его имеет мало общего с идеальной пластикой архитектурных форм зодчества нового времени. Отношение модерна к технике лишено однозначности. Он прославляет ее в быстрых, нервных, резких и «урбанистических» ритмах, ибо техника стала символом современности, постоянного обновления и быстрых темпов развития, и одновременно страшится ее грядущего господства. Он созна тельно апеллирует к ее возможностям и столь же сознательно стремится снять впечатление «машинности» с произведений и предметов, изготовленных машинным способом, преодолеть бездушие машинного изделия избыточ ной дозой духовности, возвышенности, придать ему вид ремесленного, изго товленного ручным трудом. Сопутствующие росту техники урбанизация и резкое убыстрение темпов капиталистического развития, сразу сказавшие ся в быту и на характере окружающей среды, получают у А. Н.Бенуа, одного из вождей «Мира искусства», брезгливо-презрительное название «американизма». «Американизм» страшит призраком растущей дегумани зации и бездуховности. Идеалом для модерна остается средневековый ремесленник, воспетый Рёскиным, и русский кустарь, не знающие отупляю щего фабричного труда по принуждению, только из нужды. Из органического единства полезного и прекрасного в модерне с неиз бежностью следует художественная трактовка не только конструктивно-утилитарных форм, но и отделочных материалов. Их фактура и цвет пре вращаются в одно из важнейших, самостоятельных средств архитектурной выразительности. Здесь вновь отчетливо обнаруживается отличие модерна от эклектики, более того — от архитектуры нового времени в целом, где фак турная выразительность материала не играла (в полном согласии с идеально- абстрактным характером художественной системы) активной роли, а цвет использовался как вспомогательное средство для выделения главного элемента композиции — иллюзорно-тектонического или изобразительного декора. Конечно, такое использование цвета декоративно, но декоративность выступает здесь как явление второго порядка: изначальное назначение цве та сугубо практическое — выявить, акцентировать архитектурную форму — стилеобразующую основу композиции. Двойственность системы, под черкнутая цветом, выступает очень определенно. Здание как будто расслаи вается; одежда, надетая на остов здания (колоннада, портики, фронтоны, наличники окон, цоколи и карнизы), демонстрирует свое гармонизующее назначение. Не случайно теоретиков архитектуры нового времени от Ре нессанса до классицизма прежде всего привлекает ордер. И даже рассужде ние, что здание и без колонн может быть красивым, доказывает,, насколько неразрывно связано с ордером представление о прекрасном. Для мастера модерна главное — выразительность утилитарной формы и цвет 254 . После долгого забвения модерн вновь обнаруживает интерес к фактуре материала, открывая заново выразительные возможности традиционных материалов, широко и смело вводя в обиход новые. Он использует контрасты фактурных сопоставлений различно обработанных поверхностей одного и того же материала (разные виды фактурной штукатурки, различная об работка естественного камня) и сопоставление фактуры различных материа лов (естественный камень, глазурованный кирпич и штукатурка, естественный камень и штукатурка, естественный камень и глазурованный или облицовочный кирпич). В гамму фактурных сопоставлений входят стекло, майо лика, изразцы, витражи. Богатый блеск и благородная поверхность зер кального стекла, мерцание и переливы дутого, фактурного стекла таили воз можности создания многообразных эффектов, особенно в соединении с грубой рваной поверхностью штукатурки набрызгом, лещатки, камня «под шубу», холодным блеском и бесплотностью глазурованного кирпича, блестящей гладкой поверхностью полированного камня и тоже гладкой, но матовой поверхностью камневидной или обычной штукатурки, аморфной мягкостью бетона, полированного или лакированного дерева в интерьере. См.: Шехтель Ф. О. Сказка о трех сестрах: живописи, скульптуре и архитектуре, 1919. - В кн.: Мастера советской архитектуры бо архитектуре, т.1.М.,1975,с.2). Один этот перечень красноречиво свидетельствует, насколько обогатил модерн фактурные характеристики материала. Ассортимент облицовочных и отделочных материалов достойно до полняет металл — обнаженный железный каркас в интерьерах вокзалов и торговых домов, кронштейны карнизов, решетки оград балконов, ко зырьки над подъездами, перила лестничных клеток, дверные ручки — бронзовые, стальные, железные — металлическим блеском своих поверхностей и красотой форм оттеняют, вторят фактурно-цветовой гамме материалов и ритмике форм. Упреки в несоблюдении модерном правды материала, надо думать, лишены основания. Существует ли вообще пресловутая «правда материала»? Имелась ли она в архитектуре, бесспорно признаваемой за классическую? Зодчество эпохи, по времени равной половине тысячелетия — от Возрождения до классицизма, — обнаруживает заметное безразличие к фактуре. Распространенный отделочный материал — штукатурка — скрывает под своим покровом стены из кирпича, камня, дерева. Архитектура Древнего Рима широко пользуется облицовкой, одевая сводчатые бетонные конструкции декором мраморных и травертиновых ордерных покровов. В Древней Руси формы каменного зодчества переносятся в деревянное и наоборот. Модерн, может быть, слишком интенсивно акцентирует фактурные свойства материалов, противопоставляя их былой бесфактурности. Исче зает привычная отвлеченная одинаковость. Однако обнаженность худо жественного приема часто оборачивается стилизацией не только форм и линий, но и фактур. Дереву, обладающему волокнистой структурой, хрупкому зернистому, ломкому камню и мрамору, аморфной камневидной штукатурке и штукатурке набрызгом придаются качества «новых» материалов — ковкость и извилистость металла, текучесть, аморфность, вязкость бетона. Очевидно, следует признать, что свойства материала — понятие относи тельное. Каждая эпоха видела и подчеркивала в них то, что хотела увидеть и подчеркнуть. Модерн, обращающийся с материалом свободно, даже вольно, всегда сохраняет естественную поверхность материала. Фактура его обыграна, выявлена выразительность. Обычная штукатурка — материал непрочный и не обладающий изначальными фактурными свойствами — приме няется сравнительно редко и, как правило, в сочетании с материалами, которым присуща яркая фактурная характеристика: рваным или полиро ванным камнем, изразцами, бетонной штукатуркой набрызгом, лещаткой, железом, глазурованным кирпичом. Трактовка материала предопределена композиционным замыслом, от которого неизменно зависит ее своеобразие. |
. страницы: | |||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
. содержание: | ||||||||||||||||||||
. архи.Лекции |
||||||||||||||||||||
. архи.проекты: | ||||||||||||||||||||
. архи.поиск: [keywords], [global] | ||||||||||||||||||||
. архи.другое: | ||||||||||||||||||||
. архи.дизайн: | ||||||||||||||||||||
рaдизайн © 2005 /en | ||||||||||||||||||||
|
© Е.И. Кириченко "Русская архитектура 1830-1910-х годов" — Москва 'Искусство' 1978 © 2005, , ссылайтесь... |
Всё. |