arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Архитектура | Бионика | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
проект:   index / архи.всё -> архи . модерн
   Часть вторая. Архитектура конца XIX - начала XX века
Архи . всЁ
прессслужба

A.S.P. — концепции
 

Переворот в отношении к технике обозначал прежде всего переворот в отношении к эстетической выразительности материалов и конструкций вообще, а не только новых. Но каркасная конструкция из металла становится своего рода символом и носителем качеств, противопоставляемых традиционным. Положение, существовавшее в эклектике, предстает в модерне в перевернутом виде. Там железо-стеклянные сооружения наделялись массивностью каменных и украшались деталями, заимствованными из каменной архитектуры. В модерне, напротив, нередко дает о себе знать тенденция вносить в сооружения, построенные из кирпича, легкость и воздушность, присущую зданиям из стекла и металла. С нею соседствует, переплетаясь, тенденция к скульптурности, материальности, имеющая в основе стилизацию качеств материала действительно нового, входившего в жизнь вместе с модерном, — бетона и железобетона, его вязкости, аморфности, пластичности. Как правило, обе тенденции представлены в архитектуре одного здания, например в хрестоматийном образце раннего модерна — особняке Рябушинского Ф. О.Шехтеля (проект 1900г.).

Бесплотному, дематериализованному кубу основного объема особняка Рябушинского, облицованному снимающим ощущение массы и тяжести гла­ зурованным кирпичом, противостоят массивные объемы бетонных крылец и балконов, где все — контраст главному объему. Бесплотность фасадов особняка свидетельствует, что перед нами не более чем оболочка, заклю­ чающая в себе пространство. В крыльцах и балконах акцентирована масса, монолит, тяжесть. Основные линии здания — гимн рукотворное™, человеческому труду. Они четки, прямы, точны, можно сказать-машинны в своей идеальной правильности.

Рагон М. О современной архитектуре, с. 32. 193. Типография С. П. Рябушинского «Утро Росии» в пр. Страстного монастыря (ныне пр. Скворцова-Степатва). 1907. арх. Ф. О. Шехтель

Линии крылец и балконов живы, подвижны, сколь зящи, в них нет ни одной прямой линии. Даже там, где модерн как будто традиционен, работает объемом, объемность его имеет мало общего с иде­альной пластикой архитектурных форм зодчества нового времени.

Отношение модерна к технике лишено однозначности. Он прославляет ее в быстрых, нервных, резких и «урбанистических» ритмах, ибо техника стала символом современности, постоянного обновления и быстрых темпов развития, и одновременно страшится ее грядущего господства. Он созна­ тельно апеллирует к ее возможностям и столь же сознательно стремится снять впечатление «машинности» с произведений и предметов, изготовленных машинным способом, преодолеть бездушие машинного изделия избыточ­ ной дозой духовности, возвышенности, придать ему вид ремесленного, изго­ товленного ручным трудом. Сопутствующие росту техники урбанизация и резкое убыстрение темпов капиталистического развития, сразу сказавшие­ ся в быту и на характере окружающей среды, получают у А. Н.Бенуа, одного из вождей «Мира искусства», брезгливо-презрительное название «американизма». «Американизм» страшит призраком растущей дегумани­ зации и бездуховности. Идеалом для модерна остается средневековый ре­месленник, воспетый Рёскиным, и русский кустарь, не знающие отупляю­ щего фабричного труда по принуждению, только из нужды.

Из органического единства полезного и прекрасного в модерне с неиз­ бежностью следует художественная трактовка не только конструктивно-утилитарных форм, но и отделочных материалов. Их фактура и цвет пре­ вращаются в одно из важнейших, самостоятельных средств архитектурной выразительности. Здесь вновь отчетливо обнаруживается отличие модерна от эклектики, более того — от архитектуры нового времени в целом, где фак­ турная выразительность материала не играла (в полном согласии с идеально- абстрактным характером художественной системы) активной роли, а цвет использовался как вспомогательное средство для выделения главного эле­мента композиции — иллюзорно-тектонического или изобразительного декора. Конечно, такое использование цвета декоративно, но декоративность выступает здесь как явление второго порядка: изначальное назначение цве­ та сугубо практическое — выявить, акцентировать архитектурную форму — стилеобразующую основу композиции. Двойственность системы, под­ черкнутая цветом, выступает очень определенно. Здание как будто расслаи­ вается; одежда, надетая на остов здания (колоннада, портики, фронтоны, наличники окон, цоколи и карнизы), демонстрирует свое гармонизующее назначение. Не случайно теоретиков архитектуры нового времени от Ре­ нессанса до классицизма прежде всего привлекает ордер. И даже рассужде­ ние, что здание и без колонн может быть красивым, доказывает,, насколько неразрывно связано с ордером представление о прекрасном. Для мастера модерна главное — выразительность утилитарной формы и цвет 254 .

После долгого забвения модерн вновь обнаруживает интерес к фактуре материала, открывая заново выразительные возможности традиционных материалов, широко и смело вводя в обиход новые. Он использует контрасты фактурных сопоставлений различно обработанных поверхностей одного и того же материала (разные виды фактурной штукатурки, различная об­ работка естественного камня) и сопоставление фактуры различных материа­ лов (естественный камень, глазурованный кирпич и штукатурка, естествен­ный камень и штукатурка, естественный камень и глазурованный или обли­цовочный кирпич). В гамму фактурных сопоставлений входят стекло, майо­ лика, изразцы, витражи. Богатый блеск и благородная поверхность зер­ кального стекла, мерцание и переливы дутого, фактурного стекла таили воз­ можности создания многообразных эффектов, особенно в соединении с грубой рваной поверхностью штукатурки набрызгом, лещатки, камня «под шубу», холодным блеском и бесплотностью глазурованного кирпича, блестящей гладкой поверхностью полированного камня и тоже гладкой, но матовой поверхностью камневидной или обычной штукатурки, аморфной мягкостью бетона, полированного или лакированного дерева в интерьере.

См.: Шехтель Ф. О. Сказка о трех сестрах: живописи, скульптуре и архитектуре, 1919. - В кн.: Мастера советской архитектуры бо архитектуре, т.1.М.,1975,с.2).

Один этот перечень красноречиво свидетельствует, насколько обогатил модерн фактурные характеристики материала.

Ассортимент облицовочных и отделочных материалов достойно до­ полняет металл — обнаженный железный каркас в интерьерах вокзалов и торговых домов, кронштейны карнизов, решетки оград балконов, ко­ зырьки над подъездами, перила лестничных клеток, дверные ручки — брон­зовые, стальные, железные — металлическим блеском своих поверхностей и красотой форм оттеняют, вторят фактурно-цветовой гамме материалов и ритмике форм.

Упреки в несоблюдении модерном правды материала, надо думать, ли­шены основания. Существует ли вообще пресловутая «правда материала»? Имелась ли она в архитектуре, бесспорно признаваемой за классическую? Зодчество эпохи, по времени равной половине тысячелетия — от Возрожде­ния до классицизма, — обнаруживает заметное безразличие к фактуре. Рас­пространенный отделочный материал — штукатурка — скрывает под своим покровом стены из кирпича, камня, дерева. Архитектура Древнего Рима широко пользуется облицовкой, одевая сводчатые бетонные конструкции декором мраморных и травертиновых ордерных покровов. В Древней Руси формы каменного зодчества переносятся в деревянное и наоборот.

Модерн, может быть, слишком интенсивно акцентирует фактурные свойства материалов, противопоставляя их былой бесфактурности. Исче­ зает привычная отвлеченная одинаковость. Однако обнаженность худо­ жественного приема часто оборачивается стилизацией не только форм и ли­ний, но и фактур. Дереву, обладающему волокнистой структурой, хрупкому

зернистому, ломкому камню и мрамору, аморфной камневидной штукатурке и штукатурке набрызгом придаются качества «новых» материалов — ков­кость и извилистость металла, текучесть, аморфность, вязкость бетона.

Очевидно, следует признать, что свойства материала — понятие относи­ тельное. Каждая эпоха видела и подчеркивала в них то, что хотела увидеть и подчеркнуть. Модерн, обращающийся с материалом свободно, даже вольно, всегда сохраняет естественную поверхность материала. Фактура его обыг­рана, выявлена выразительность. Обычная штукатурка — материал непроч­ный и не обладающий изначальными фактурными свойствами — приме­ няется сравнительно редко и, как правило, в сочетании с материалами, которым присуща яркая фактурная характеристика: рваным или полиро­ ванным камнем, изразцами, бетонной штукатуркой набрызгом, лещаткой, железом, глазурованным кирпичом. Трактовка материала предопределена композиционным замыслом, от которого неизменно зависит ее своеобразие.

  . страницы:
1  11 
2 12
3 13
4 14
5 15
6 16
7 17
8 18
9 19
10  20
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.поиск: [keywords], [global]
    
   
  . архи.другое:
Диплом 2005
  . архи.дизайн:
  Семён Расторгуев ©  рaдизайн © 2005 /en

 

    © Е.И. Кириченко "Русская архитектура 1830-1910-х годов" — Москва 'Искусство' 1978

    © 2005, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.
Hosted by uCoz