|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Архитектура | Бионика | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
index /
архи.всё -> архи
. модерн Часть вторая. Архитектура конца XIX - начала XX века |
||||||||||||||||||||
Модерн опирается на те тенденции в естествознании, которые идут в разрез с односторонностью и механистичностью позитивизма, — на высказанное Гёте в «Морфологии растении» представление о целостности органической жизни, о двуединстве физического (материального) и духовного начал, о росте как органическом развитии некоего основополагающего мотива, о структуре как сложном взаимодействии сил и элементов организма, на мысль о существовании гармонии между строением органов, их формой и окружающей средой. Зарождается отношение к природе, до сих пор ос тававшееся равно чуждым России и Европе в целом: за первым планом при роды, за видимым миром форм начинает различаться внутренняя структура, ее жизнь и развитие, признаки духовной жизни. Стремление проникнуть в суть явлений природы, понять механизм строения и функционирова ния органов животных и растений, раскрыть зависимость между их структурой, функцией и внешним обликом, то есть исследовать характер системных связей, переносило акцент с воспроизведения внешней формы на установление более сложных, «внутренних» зависимостей. Именно поэтому модерну чужды правдоподобие и натуральность, свойственные архитектурной форме и декору предшествующего периода. Соколов П. Красота архитектурных форм. «Зодчий», 1912, №49, с. 490. Форма природных объектов, бывшая вначале первообразом орнамен тальных форм, очень быстро превращается в первообраз архитектурной формы в понимании средневековья: архитектурная форма не сводится к де кору и воспроизводит прототип не буквально, а метафорически, абстрагируясь и преодолевая внешнее подобие. Архитектурный организм мыслится и конструируется по принципу природного организма, уподобляясь расте ниям и живым существам: остову, стеблям и оболочке растений, скелету, мышечной ткани и форме высших организмов. Характер стенной плоскости, особенно в каркасных постройках, напоминает строение листа: тонкое заполнение, оболочка между стойками каркаса. Природа подсказывает и новый эстетический идеал, где экономия средств, отсутствие всего чрезмерного, функционально неоправданного, излишнего воспринимается как красивое, эстетичное. Вместо тяжеловесности теперь начинает цениться легкость, вместо богатства — простота и строгость, вместо статичной стеновой массивной конструкции — работающая с полной отдачей напряженная, динамичная. Асимметрия, мягкость сочленений, лег кость тонких опор (их диаметр и высота устанавливаются на основе изуче ния соотношений между площадью сечения и высотой стебля трав, тростни ков), а главное — идея сооружения как организма — все было почерпнуто в природе. Новая техника предоставила средства для воплощения нового принципа в жизнь. Подвижность гибкой криволинейной формы, отсутствие геометрической жесткости, невыраженность граней, скругленные углы ассоциируются в мо дерне с жизнью, с формой живого организма. Красота ордера, колонн ка жется теперь «красотой развалин, красотой разушения и смерти и в твор честве оригиналов этой формы красоты человек не принимал никакого участия». Поэтому «дело архитекторов — воспроизводить здания более долговечные, а не имитировать развалины. В этом направлении архитекторы, кроме логики и рассуждений, могут почерпать идеи в самой природе, но не в тех ее актах, где она разрушает, а в тех, где она созидает. И я уже указывал на эти формы... стволы дере вьев, кости животных, все части, требующие прочности и экономии материа ла... Та главная идея, которую преследует природа в своих произведениях: выгода, кратчайший путь к достижению цели, должна лечь и в основание архитектурного творчества и в основание архитектурного обучения» 235 . Два встречных процесса: все возрастающее значение техники, преоб разующей окружающую человека среду, его мышление и чувства, и увели чение роли естественных наук подсказывают модерну обращение к при роде, определяя одновременно новый аспект использования технических и научных знаний в соответствии с принципами организмичности устройства растений и живых существ. Новое отношение к миру, новое понимание искусства (об этом будет ска зано дальше) диктует и новое отношение к наследию. Представление о ни гилизме модерна — не более чем легенда, созданная самим им и не соот ветствующая действительности. В этом повинны во многом и сторонники модерна, провозгласившие «свободу от шаблона», объявившие традицию несовместимой с творчеством, и его противники, обвинявшие модерн в отри цании всех правил, закономерностей и образцов на том основании, что он не признавал норм, сохранявших в глазах вольных или невольных привер женцев академизма значение единственного критерия и нормы. Николаев . Физические начала архитектурных форм. - «Зодчий», 1906, №8. с. 65. Утверждение и отрицание в модерне неотделимы одно от другого. Он утверждает отрицая и отрицая утверждает. А. Белый подчеркивает: воля к пе реоценке ценностей «продиктовала интерес к тем образцам прошлого, ко торые были заштампованы визою поколения семидесятников и восьми десятников ... в нашем тогдашнем футуризме надо искать корней нашим пассеистским экскурсам и к всевозможным реставрациям; иное <назад> приветствовали мы как <вперед>»... Наши пассеистические уроки отцам име ли такой смысл: «Вы нас упрекаете в беспринципном новаторстве, разру шении устоев и догматов вечной музейной культуры; хорошо же, будем <за> все это; но подавайте настроенный строй, — не прокисший устой, не штамп, а стиль, не скепсис, а критицизм; отдайте нам ваши музеи, мы их сохраним, вынеся из них Клеверов и внеся Рублевых и Врубелей» 236 . Модерн отрицал не всякое наследие и не всякую традицию. Остракизму подвергалась только классицистическая традиция — архитектура нового времени и послужившее ее прототипом древнеримское зодчество. Отказы- ааясь от ориентации на нее, модерн совсем в духе историзма ищет поддерж ки в прошлом, в средневековье. Средневековая традиция, сыгравшая решающую роль в преодолении классицизма и формировании эклектики, сохраняет значение основополага ющего образца и для модерна. Роль средневековья в формировании основ ис кусства и культуры XX в. аналогична роли, которую сыграла античность переходе от готики к Возрождению. В средневековом зодчестве, как и в природе, модерн черпал принципы, приемы, формы, видел подтверждение правомерности своих исканий и доказательство тому, что не всегда куль тура базировалась на опыте античности, иначе говоря, свидетельство исто рической обусловленности идеалов, норм и образцов. Древнерусское зод чество импонировало модерну органической целостностью конструктивно- утилитарной и художественной формы, готика — ярко выраженной каркас- аостью, скелетностью конструкций, подвижным динамическим равновесием взаимодействующих сил. По сравнению с XIX в. диапазон средневековых стилей, к которым обращается модерн, расширился. Развитие искусствознания открывает новые эпохи, архитектура которых становится достоянием проектировщиков, — Киевская и Владимиро-Суздальская Русь, Новгород и Псков, московское зодчество XV и XVI вв., «нарышкинское барокко», народное деревянное зодчество и даже фантастические образы языческой древности. Игнори руется лишь московская архитектура середины XVII в., как бы заклеймен ная печатью «русского» стиля недавнего прошлого. Популярны также ва риации на темы английской архитектуры XVI в. и отдельные реминисцен ции готики. |
. страницы: | |||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
. содержание: | ||||||||||||||||||||
. архи.Лекции |
||||||||||||||||||||
. архи.проекты: | ||||||||||||||||||||
. архи.поиск: [keywords], [global] | ||||||||||||||||||||
. архи.другое: | ||||||||||||||||||||
. архи.дизайн: | ||||||||||||||||||||
рaдизайн © 2005 /en | ||||||||||||||||||||
|
© Е.И. Кириченко "Русская архитектура 1830-1910-х годов" — Москва 'Искусство' 1978 © 2005, , ссылайтесь... |
Всё. |