arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Архитектура | Бионика | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
проект:   index / архи.всё -> архи . модерн
   Часть вторая. Архитектура конца XIX - начала XX века
Архи . всЁ
прессслужба

A.S.P. — концепции
 

Модерн предпочитает четкие, лаконичные формы, крупные пятна, ясные линии. Рисунок орнаментального узсра или архитектурной формы всегда легко обозрим. Но это не ясность классической формы, замкнутой, уравновешенной, геометрически правильной. Формы модерна вытекают или вырастают одна из другой, где кончается одна и начинается другая — определить почти невозможно, каждая одновременно завершение и начало следующей.

Любовь к эллиптическим, трапециевидным формам, к круглящимся, мягко изгибающимся или напряженным, «натянутым» линиям обнаруживает новое понимание конструктивности и устойчивости как чего-то динамичного и гибкого, сопротивляющегося напору противостоящих сил. Это ли не антипод привычной законченности и уравновешенности — качествам, с которыми ассоциировалось представление о прочности и красоте в архитектуре после Возрождения.

Стилизация обнаруживает неспособность модерна полностью отрешиться от подражательности, от морального авторитета традиции, от изобразительности и ассоциативности. Одновременно ее проявление пред­ полагает достаточную смелость в сфере формотворчества, делающую для модерна неприемлемой пассивное воспроизведение внешних особенностей прототипа, то есть стилизаторство эклектики. Стилизация — порождение раннего этапа современной архитектуры, не способной еще обойтись без образца, но творчески активной настолько, чтобы трансформировать его в нужном направлении. Только через стилизацию модерн может выявить целостность своей системы.

По мере преодоления традиций стилизаторства и овладения художест­ венной выразительностью утилитарной формы стилизация становится менее откровенной и подчеркнутой, более отдаленным и ассоциативным оказывает­ ся сходство с прототипом. Начинает исчезать изобразительный декор, ор­наментация, сходит на нет наглядная органичность формы, рождающая ассоциации с природными организмами или определенными историческими источниками. Развитие не идет по прямой, неоднократны повороты, отсту­пления. Смысл эволюции модерна предстает независимо от объекта стили­ зации как процесс изживания изобразительности стилизованной формы.

Стилизация позволяет модерну обращаться к самым разным источни­кам — к средневековому зодчеству во всех его проявлениях, японскому, рококо, античному, народному, к природным образцам и новым конструктив­ ным системам, не утрачивая стилевого единства. Она же снимает дилемму — что предпочтительней: изучение старых мастеров или природных организ­ мов. Предпочтительным объявляется и то и другое: «...кроме природы мы учимся понимать прекрасное в произведениях великих мастеров... изучение истории архитектуры и искусства приобретает новый интерес: мы учимся не манере старого мастера, мы изучаем его произведения, не имея целью копировать их в подходящем случае, но изучая метод его творчества.

При этой постановке вопроса устраняется спор о том, что предпочти­ тельней: изучение ли только природы или произведений знаменитых мас­ теров»

Прообраз новой архитектуры — правдивой, целостной и естественной — модерн ищет в природе.

Обращение к природе как источнику формообразования обусловлено тремя причинами. Во-первых, привычный путь использования архитектуры прошлого для модерна закрыт: он ассоциируется с отсутствием творчества и подражательностью. Вторая побудительная причина обращения к при­ роде — развитие естественных наук, третья — неоромантическая природа модерна.

В апелляции модерна к науке нет ничего нового. Архитектурный язык эклектики формировался также с помощью науки, но науки гуманитарной — истории, философии истории, истории культуры и археологии.

Примерно в середине XIX в. меняется привычное соотношение значи­мости гуманитарных и естественных наук. На первый план выдвигается естествознание, наука о природе. Влияние этого процесса можно видеть и в позитивизме философии XIX в., отмеченной своеобразной антифило­ софичностью, и в мировоззрении общества, создавшем представление о про­грессе, об относительности всякого знания и опыта, об эксперименте и науч­ ном знании как о мериле истины. Опыту отцов и ссылке на традицию во второй половине XIX в. противостоит вера в науку и прогресс. В этой ситуа­ ции должна была измениться и действительно изменилась ориентация архи­тектуры. Зодчие отворачиваются от вековых традиций и обращаются к опы­ ту науки. Нарубеже XIX — XX вв. традиция становится синонимом застоя,под­ ражательности, наука, напротив, связывается с прогрессом, будущим, реаль­ ностью, научностью мышления. «Стремление разгадать тайны природы и разрешить (с помощью науки. — Е. К.) мировые задачи... — это стремление не могло не отразиться и на современной архитектуре... Наш век долго носил на себе отпечаток ретроспективное™ и только за последние десяти­летия начал проявлять некоторую тенденцию к новизне, результатом чего были громадные успехи в области естественных наук, этом основании всей нашей культуры. Развитию реальных знаний мы обязаны тем, что наша современная культура не заимствована, а своеобразна и самостоятельна. Естественные науки внушили современному человеку страстное стремле­ние разгадать тайны природы и разрешить мировые задачи — беззаветное стремление к правде !» 233

Алексеев А. Опыт критической оценки памятников древнерусского зодчества. - «Архит. ежегодник», Спб.. 1906, с. 19-20.

Зодчество и его «правда». - «Строитель», 1894/95, №3, стб.З.

Важен не самый факт обращения к природе, он не нов, а характер и, наконец, широта этого обращения. Для эклектики природа — второстепен­ный источник, для модерна — основной. Эклектика искала в природе того же, что и в архитектуре прошлого, — мотив. Простое заимствование, новые комбинации готовых форм представляются модерну делом пассивным, нетворческим. Он жаждет творить новое, исходя из выдвинутых им прин­ ципов целостности и организмичности, пытаясь открыть устойчивые за­ коны соотношения между формой, строением и скелетом (конструктивным остовом). Это и есть романтический лозунг творчества по типу природы.

Акцентируемое модерном тотальное неприятие канона, нормативов, традиции не следует понимать буквально. Его опровергает реальная прак­тика. В нигилизме модерна должно видеть скорее утверждаемую с пылом неофита мысль, что нормы красоты не вечны, но что за ними скрываются более глубокие закономерности, аналогичные природным. Модерн делает упор на отыскание закономерностей, лежащих в основе структуры при­ родных организмов, подчеркивая, что формы, в которые облекаются эти законы, непреходящи, хотя зависят от многих обстоятельств и потому одна и та же закономерность может быть воплощена по-разному: «Идеал архитектурной красоты, столь же подвижный, как и все идеалы челове­ ческого духа, не может быть определен раз и навсегда. Он только путево­дительная звезда для настоящего; завтра изменится положение дела, из­ менится и направление движения, изменится и идеал. Вечны только связи человека с природой, вечны законы, управляющие миром. Только знание этих связей и этих законов может привести к величайшим результатам и величайшему успеху» 234 .

Это сознательная полемика с концепцией архитектуры нового времени, согласно которой закономерности могут быть выражены лишь в определен­ ных, заранее заданных формах.

Исследование, познание и использование закономерностей природы (це­ лостность формы и функции, организмичность), а не заимствование форм — вот принцип, определяющий отношение модерна к природе, неза­ висимо от того, используется ли природный организм в качестве источника архитектурной формы или как модель конструктивной решетки здания: в том и в другом случае подход к первоисточнику одинаков. Модерн не стремится к правдоподобию воссоздания природных форм. Он творит новую форму или конструкцию по образу и подобию природной, выделяя в ней основные кон­ структивные элементы и оболочку, но никогда не задается целью вос­ произвести нечто подобное природе.

  . страницы:
1  11 
2 12
3 13
4 14
5 15
6 16
7 17
8 18
9 19
10  20
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.поиск: [keywords], [global]
    
   
  . архи.другое:
Диплом 2005
  . архи.дизайн:
  Семён Расторгуев ©  рaдизайн © 2005 /en

 

    © Е.И. Кириченко "Русская архитектура 1830-1910-х годов" — Москва 'Искусство' 1978

    © 2005, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.
Hosted by uCoz