|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Архитектура | Бионика | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
index /
архи.всё -> архи
. модерн Часть вторая. Архитектура конца XIX - начала XX века |
||||||||||||||||||||
Модерн же не имеет точек соприкосновения с эклектикой ни на уровне стилевой системы, ни на более высоком уровне — архитектурной системы эпохи. Их различие не только внешнее (своеобразие архитектурной формы и приемов ее трактовки), но и внутреннее. Эклектика знаменует распад системы. Последняя сохраняет жизнеспособность, пока механистичность отношений между ее элементами ком пенсируется иерархичностью как типом структурных связей, в том числе и зрительным единством форм. Утрата ее ведет к утрате целостности. В модерне прекрасное не имеет материального эквивалента, и потому характер его выражения иной. Носителем прекрасного являются не спе циальные геометрические формы (объема, плана) и не система иллюзорно-тектонического декора (ордер), а специфически обработанная, трактованная в соответствии с принятыми в модерне нормами красоты утилитарно-кон структивная форма. Целостность модерна определяется не визуальным единообразием системы художественных форм и средств (ордер, осевая симметрия), а единообразием трактовки и приемов гармонизации разнородных, несущих функциональную нагрузку форм. Иными словами, харак тер разрешения извечной для архитектуры противоположности полезного и прекрасного в модерне принципиально иной, чем в зодчестве нового времени. Механистическому объединению полезного и прекрасного в архитек туре нового времени в модерне противостоит органическая целостность про тивоположных начал, иерархичности как принципу организации — диалогич ность. В модерне существует, конечно, своя шкала соотношений значимого и не значимого, иначе говоря своя иерархия, но сфера ее проявления внешне весьма ограничена. Она существует как нечто «внутреннее» и об наруживается косвенно в том, какие элементы рассматриваются в качестве стиля и формообразующих, а именно в предпочтении, отдаваемом формам, связанным с функционально-конструктивными факторами, перед формами, являющимися лишь «чистым» украшением. Новые формы модерна качественно иные по сравнению с «новыми» формами эклектики. Но в преувеличенной заботе об их новизне безусловно сказывается помимо естественной жажды самоутверждения отголосок присущего зодчеству нового времени «внешнего» понимания стиля. В жела нии ряда теоретиков отделить суть исканий модерна от поисков стилеобра- зующих форм, являющихся как бы фирменной маркой стиля, есть смутное понимание того, что формула его целостности скорее в единстве интерпрета ции принципов, чем в единообразии форм. Во всяком случае визуальное единство стиля начинает восприниматься как привилегия определенных исторических эпох, отсутствие которого «не должно служить упреком нашему времени» 222 . Тем не менее субъективно внимание сторонников модерна сосредото чено на проблеме формы, хотя не новая форма в традиционном ее понимании, не новые мотивы декора определяют истинную новизну модерна. Другое де ло, что самый факт создания новых форм, обращение к новым источникам формообразования, ставившие под сомнение необходимость и уж во всяком случае обязательность подражания прошлому, подтачивали устои, на кото рых основывалось зодчество со времен Ренессанса. Субъективно поиски но вых форм диктовались желанием (во что свято верили представители модер на) обрести декоративные мотивы, более органично связанные с телом зда ния и его структурой, чем накладной декор эклектики. «3одчий». 1904, №4, с.46. 155. Училище при реформатских церквах на наб. Мойки в Петербурге. 1900-е гг. Это обстоятельство нельзя недооценивать. Для эклектики накладной декор, заимствуемый из ар хитектуры давних времен и компонуемый в соответствии с определенными принципами, — основа основ системы стиля. Всякий иной подход разрушал не только ее фундамент, но и фундамент архитектурной системы нового времени в целом, свойственный ей тип связи полезного и прекрасного. Кажущаяся малозначительной, прикладной, проблема декора на рубеже веков являла проблему первостепенной важности. Вопрос о понимании и трактовке декора, о его источниках перерастал в проблему системообразующего от ношения и творческого метода. Функция декора в композиции здания, то есть взаимосвязь полезного и прекрасного, формы функциональной и художественной, образует черту, разделяющую традиционалистов и новаторов. Модерн отказывается от применения специальной художественной системы, не имеющей иного назначения, кроме содержательно-декоратив ного. Он за применение утилитарных форм, трактуемых художественно. Ар хитектурно переосмысленное, утилитарное, польза выступают одновременно и как художественное, красота. Одно неотделимо от другого. Конечно, модерн не отрицал сугубо декоративных форм. Все дело, однако, в расста новке акцентов, в характере формообразующей связи. Хотя утилитарная форма трактуется в модерне нарочито декоративно, а в декоре подчеркнута его практическая бесполезность, это не меняет дела. В модерне декор — вто ростепенное. Недаром теперь так часто повторяют, что истинная архитектура всегда конструктивна. Декору отведена роль «чистого» украшения, и в со ответствии с замыслом он часто бывает изощренным и прихотливым. Од нако декор не есть обязательная принадлежность стиля модерн. Он может быть, а может и не быть — факт, немыслимый в классицизме и эклектике, где декоративная форма или система форм (ордер, «стили») служит основ ным средством художественной выразительности. Этим обусловлено историческое место модерна в развитии архитектуры. Не создав нового стиля в традиционном понимании, модерн положил начало новой эпохе в развитии архитектуры, формообразующим принципом кото рой является органическая целостность системообразующих связей, в том числе полезного и прекрасного. Отсутствие обязательного набора стиле- образующих элементов открывает возможность обновления форм, не посягая на основной принцип — свойство, особенно важное в нашу динами ческую эпоху, периодически обновляющую арсенал конструктивных средств, материалов, пространственные структуры. Практический дух XIX в., развитие городской жизни, дифференциация и специализация занятий, рост промышленности и городского населения, вызвав к жизни новые типы зданий, новые потребности, привели к осознанию самостоятельной ценности утилитарной стороны архитектуры. Функция и конструктивно-планировочная структура были признаны стилеобразую- щим фактором. Сама по себе идея эта чрезвычайно важна, но в эклектике она имела, скорее, теоретическое значение. Утилитарные особенности влия ли на архитектурную композицию объективно, помимо воли архитектора. Преднамеренно, сознательно соответствие облика здания его назначению видится и выражается опосредованно: в выборе «стиля», соответствующего назначению здания или строительным материалам и конструкциям. Декларации эклектики становятся явью в модерне. В нем, наконец, находит воплощение тезис А. К. Красовского о преобразовании полезного в прекрасное. Отказ от украшения архитектуры архитектурой компенси руется художественно-выразительной трактовкой утилитарного. Специфи ческий для раннего модерна декоративизм был порожден резкостью пере лома от целостности иерархического типа к целостности органического ти па, основанной на нерасчленимости разнородных начал. Та же резкость пере лома затрудняла осознание его смысла. Откровенная забота модерна о кра соте долго расценивалась как необоснованное украшательство, поскольку она шла в разрез с понятиями, общепринятыми в XIX в. Красота по инерции связывалась с сугубо «художественной» архитектурной формой, в которой акцентировалась видимость конструктивной полезности и которая выступа ла носителем содержательной информации. |
. страницы: | |||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
. содержание: | ||||||||||||||||||||
. архи.Лекции |
||||||||||||||||||||
. архи.проекты: | ||||||||||||||||||||
. архи.поиск: [keywords], [global] | ||||||||||||||||||||
. архи.другое: | ||||||||||||||||||||
. архи.дизайн: | ||||||||||||||||||||
рaдизайн © 2005 /en | ||||||||||||||||||||
|
© Е.И. Кириченко "Русская архитектура 1830-1910-х годов" — Москва 'Искусство' 1978 © 2005, , ссылайтесь... |
Всё. |