arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Бионика | Модерн | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
проект:   city-2 / архи.всё -> архи ГЭК
  Античность Ренессанс и Барокко / История европейского исскуствознания
Архи . всЁ
прессслужба
радизайн 2003
Архи . форум

Задача по раскопке всего священного участка была выполнена последовательно и систематично. Помимо храма Зевса, были тщательно обследованы остальные сооружения разных веков и различного назначения, вплоть до византийской церкви нашей эры (храм Геры, стадион и другие). Для работ был выработан твердый метод: не оставлялась без внимания ни одна деталь, добытые фрагменты располагались так, что их реконструкция была наглядной; систематическое расположение и тщательная фиксация обеспечивали правильную реконструкцию. Толщина культурного слоя давала данные для хронологии построек. При находках скульптур, фрагментов которых было бесчисленное множество, всякий раз учитывалось положение и толщина культурного слоя над ними (к скульптурным находкам относились группы фронтонов храма Зевса и украшения метоп фриза, а также статуи Гермеса работы Прак-сителя и огромной Ники ученика Фидия Пэония).

Вскоре начались и публикации. Кроме ежегодных отчетов о ходе раскопок, в 1877 году в большом издании (с 35 таблицами), выпущенном Курциусом, Адлером и Гиршфельдом, были опубликованы результаты работ в течение первых двух зим19. В 1882 году вышел в свет увраж большого формата, рассчитанный на более широкую публику:

с 40 таблицами фототипий, воспроизводящих архитектуру Олимпии и

18 Exploration archeologique de Delos . Paris , '1912, etc.

19 Die Ausgrabungen zu Olympia 1876—77. Berlin , 1877.

пояснительным текстом Р. Боррмана.20 В 1892 году Курциус и Адлер издали в двух томах «Архитектурные памятники Олимпии»21. Но подлинным шедевром предприятия было монументальное издание, озаглавленное «Олимпия. Результаты раскопок», состоящее из пяти томов текста и пяти увражей с графическим материалом (гравюры на стали, фото, цветные литографии) 22. Опубликовано было все, добытое экспедицией. Был твердо установлен научный метод работ, отличительные признаки которого таковы: всегда имелось в виду целое, но не пренебре-галось и частным; выяснялся первоначальный вид объекта как в целом, так и его частей, прослеживались его изменения с течением времени, определялось место для каждой детали, что приводило в конечном счете к реставрации не только отдельных объектов, но и всего комплекса в первоначальном виде.

Главная заслуга в выработке метода (его иногда называют охранительным) принадлежит Вильгельму Дёрпфельду, который в 1882 году переселился в Афины, где занимал должность сначала первого секретаря, а затем и директора Германского Археологического института. При его участии и консультациях проводились и работы по исследованию древнегреческих святилищ, которыми руководили местные греческие ученые. Леонардос исследовал в 1883—1887 годах описанное Павсанием святилище прорицателя Амфиарая близ города Оропа—небольшой храм с примыкающим к нему театром. Димитрий Филиос в 1882— 1890 годах вел раскопки в Элевсине, местонахождении таинственного культа Деметры, где помимо других сооружений находился окруженный крепкими стенами Телестерион (зал посвящений, в котором происходили элевсинские мистерии), выстроенный Иктином. В 1881 году начались более широкие работы в Эпидавре, где в живописной долине, окруженной горами, было расположено когда-то святилище Асклепия—сына Аполлона, бога—врачевателя телесных и душевных недугов. Раскопки, в которых принимал участие и Дёрпфельд, возглавлял Каввадиас, занимавший позднее должность директора королевских музеев и руководителя всех производившихся в Греции раскопок.

Архитектурный комплекс Эпидавра отличался от Олимпии и других древнегреческих святилищ тем, что храм божеству не занимал в нем доминирующего положения, подчиняя себе весь ансамбль. Среди зелени были свободно расположены отдельные сооружения: храмы Асклепия и Артемиды, стадион, гимнасий, катагогий (дом для паломников). Особый интерес для архитекторов в святилище сына Аполлона представляли Фимела (Фолос), круглое здание (служившее, как предполагали, музыкальным залом), выстроенное в IV веке до н. э. Поликлетом-млад-шим, и сооруженный тем же архитектором театр.

Эпидавру посвящен французский увраж, вышедший в свет в 1895 году под редакцией Жоржа Перро и непременного секретаря Академии изящных искусств Делаборда; текст написал Анри Леша, таблицы составил архитектор Дефрасс. В отличие от немецкого издания об Олимпии, где было опубликовано все, добытое при раскопках, во французском увраже текст лишь дополняет таблицы (фото и чертежи с отмывкой), на которых архитектурные памятники в современном их состоянии сопоставляются с проектами их реставрации23.

20 Die Funde von Olympia. Berlin , 1882.

21 Die Baudenkmaler von Olympia, I—II. Berlin , 1892.

22 Olympia . Die Ergebnisse der Ausgrabungen, I—X. Berlin , 1890—1897.

23 Epidaure. Restauration et description des principaux monuments du Sanctuaire d'Asclepios. Paris, 1895.

Из сооружении Эпидавра наибольшее внимание привлекал и позднее театр как лучший из известных науке древнегреческих открытых театров, отличающийся прекрасным расположением, замечательной акустикой, совершенством выполнения (там и р, наши дни происходит исполнение древнегреческих трагедий). Каввадиас в ходе своих рабог открыл остатки стены и орхестру со входами, которая оказалась круглой, в то время как до того времени были известны лишь полукруглые к подковообразные орхестры. Для Дёрпфельда театр в Эпидавре послужил исходным пунктом его исследования о древнегреческом театре, первого научного труда о театре античности, написанного им вместе с филологом Э. Рейшем24.

В 1882 году в Афинах была основана Американская школа, члены которой успешно вступили в соревнование с европейскими учеными. Одним из древнейших святилищ Греции был так называемый Аргосский Герайон, неподалеку от Микен, где когда-то был воздвигнут храм богини Геры на том месте, где, по преданию, Агамемнон был избран греками предводителем троянского похода. В 1892 году начались широкие работы, организованные Американской школой, 'в процессе которых были обнаружены остатки архаического храма Геры, сгоревшего в 423 году до н. э., и другого храма, выстроенного в самом конце V века. На генеральный план святилища были нанесены и другие сооружения комплекса: так называемый «дом симпосиев», служивший для пиров и собраний, а также римские термы. Результатом продолжительных систематических работ, проводившихся с учетом новых научных методов под руководством Чарльза Вальдстейна, было большое двухтомное издание, вышедшее B свет в 1902 году25.

Но самыми широкими и значительными среди работ по исследованию древнегреческих святилищ были работы Французской школы, проводившиеся в последнее десятилетие века в Дельфах: по размаху и значению для науки их можно сравнить лишь с работами немецких ученых в Олимпии.

Дельфийский ансамбль, почти целиком сложившийся в эпоху архаики, был богаче и сложнее олимпийского: сооружения святилища разбросаны на фоне двухглавого Парнаса, на узкой, высоко расположенной террасе, которая заканчивается ущельем со священным Кастальским источником (эхо усиливало там во много раз каждый звук, из расщелины поднимались клубы одуряющих Пифию испарений).

В 80-х годах начались переговоры с греческим правительством об археологической работе в Дельфах, которые от имени Франции вел Фукар, занявший место директора Французской школы в Афинах. Греки не вполне были удовлетворены французскими работами на Делосе и предложили раскопки в Дельфах Германии. Претендентами же на предприятие выступили и американцы. Лишь в 1891 году был, наконец, заключен договор, предоставлявший Франции право производить раскопки в течение десяти лет. В 1893 году были закончены предварительные работы и начаты раскопки. Их возглавлял Теофиль Омолль, сменивший Фукара в должности директора Французской школы. Его помощниками были назначены работавший с ним на острове Делос инженер Анри Конвер и архитектор Альбер Турнер (в работах принимал участие архитектор Кув, исследовавший жилые дома на острове Делос).

24 Dorpfeld und Reisch. Das griechische Theater. Athen, 1896. Некоторые положения Дёрпфельда оспаривались другими исследователями. Итоги многолетней дискуссии об античном театре подведены в труде: М. В i e b e r. The History of the Greek and Roman Theatre. Princeton , 193Q.

25 Ch. W a l d s t e i n. The Argive Heraeum, I—II. Boston — N. Y„ 1902.

Раскопки, продолжавшиеся восемь лет, дали богатые результаты. Были обнаружены храмы, театр, стадион и другие сооружения и памятники, описанные Павсанием, в их числе сокровищницы афинян, масси-лийцев, сифносцев и других греческих общин. Части некоторых сооружений (например, сокровищниц афинян и книдян) были извлечены из земли и мусора в такой сохранности, что была осуществлена возможность восстановить здания, подобно храму Ники Аптерос на Афинском Акрополе, в их первоначальном виде. С 1902 года в Париже выходило в свет посвященное Дельфам издание, по научному уровню не уступающее берлинскому изданию, посвященному Олимпии26. Судя по 'вошедшим в него иллюстративным и графическим материалам и проектам реконструкции, дельфийский ансамбль, производящий большое впечатление и в современном его состоянии, в свое время соперничал с самыми выдающимися архитектурными ансамблями классической эпохи.

  . страницы:
1 6  11 16 21 26  31
2 7 12 17 22 27  
3 8 13 18 23 28  
4 9 14 19 24 29  
5  10 15  20  25  30  
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.поиск:
    
   
  . архи.другое:
Миллениум — Ярославль — Диплом — ШтоРаМаг
  . архи.дизайн:
  радизайн 2003  рaдизайн © 2004  

click "refresh" if uncorrect value SUPERTOP

    ©
А. И. Венедиктов
    © 2004, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.
Hosted by uCoz