|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Бионика | Модерн | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
city-2 /
архи.всё -> архи
ГЭК Античность Ренессанс и Барокко / История европейского исскуствознания |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Посвященный целиком архитектуре, труд Якоба Буркгардта озаглавлен «История Ренессанса в Италии». Он вышел в свет в 1867 году как часть и продолжение «Истории архитектуры» Франца Куглера. Более поздние издания вошли в многотомную «Историю новой архитектуры», издававшуюся под редакцией Якоба Буркгардта, Вильгельма Любке, Корнелиуса Гурлитта, Отто Шуберта и Пауля Клопфера. Буркгардт поясняет цели своего труда во втором издании, уже значительно переработанном и дополненном многими иллюстрациями77. Ему хотелось восполнить историю искусств, излагаемую по мастерам, второй систематической частью, где изложение проводится «по предметам и типам» (то есть хронологический 'принцип заменяется типологическим, как у Винкельмана в «Истории классической древности»). Ему кажется, что при таком параллельном рассмотрении возникнут результаты, которые обычно не выделяются в истории искусств, написанной «по мастерам»;«на передний план выступят импульсы, господствующие во всем искусстве, те прецеденты, которыми обусловлено творчество отдельных мастеров» Начиная с третьего издания (1891) «Истории Ренессанса в Италии» ее редактором становится Генрих Хольцингер, получающий от автора те же полномочия, какими для «Чичероне» были наделены Боде и его сотрудники. До середины 90-х годов в этой работе деятельное участие принимал и сам автор: Хольцингер так пишет об этом в предисловии к четвертому изданию: «До середины 90-х годов Якоб Буркгардт улучшал книгу, которая всегда оставалась особенно близкой его сердцу, дополнениями текста: так, нрвые параграфы о постройках на картинах живо-. писцев и о фонтанах принадлежат целиком автору»59. Помимо этого, в каждом последующем издании увеличивалось количество и улучшалось качество иллюстративного материала. Труд Буркгардта в окончательном его виде делится на две книги, различные по размеру. Первая, занимающая две трети текста, озаглавлена «Архитектура», вторая, менее значительная и по объему и по содержанию, названа «Декор». Из пятнадцати глав первой книги наиболее важны центральные, посвященные формам и композиции архитектурных памятников итальянского Ренессанса. Однако не меньший интерес представляют и вступительные пять глав, и три заключительные, и вкрапленные, как интермеццо, между большими главными небольшие вводные главки. В первой главе («Чувство монументальности в итальянской архитектуре») говорится о любви к архитектуре и стремлении увековечить себя в строительстве как городов (главным образом Флоренции), так .и отдельных лиц (пап и властителей). В этой главе, задающей тон всему ^УДУ. автор приучает читателя к своему стилю: язык сжат до макси- мума, каждое высказывание подтверждается ссылкой на литературный документ. Таковы и остальные 'вступительные главы. Во второй («Заказчики, дилетанты и строители») перечисляются, со ссылками на соответствующую литературу, меценаты, покровительствовавшие архитекторам и сами по-дилетантски занимавшиеся архитектурой, более подробно го- 77 Jacob Burckhardt. Geschichte der Renaissance in Italien. Stuttgart , 1878. 78 Ibid., Vorwort. 79 Ibid. (4. Auflage, 1904), Vorwort. ворится о профессиональных архитекторах (о характере их образования и об образе их жизни). В третьей главе («Проторенессанс и готика») характеризуется доренессансная архитектура Италии. Короткие, но насыщенные материалом четвертая и пятая главы носят название «Изучение античных построек и Витрувия» и «Теоретики». Образцом сжатости изложения во всей вступительной части может служить любая глава, в особенности пятая, где всем теоретикам Ренессанса, от Альберта до Серлио и Полифила включительно, с добавлением параграфа об архитектуре на картинах художников отведено три страницы текста. Зато более пятидесяти страниц занимают главы (шестая и седьмая), посвященные архитектурным формам XV и XVI столетий, в других же двух (девятой и одиннадцатой) на более чем ста страницах анализируется композиция церквей и дворцов Ренессанса. Роль кратких интермеццо выполняют, главы восьмая («Архитектурные модели»), десятая («Архитектура монастырей и братств») и двенадцатая («Больницы, крепости, мосты»). Лаконичны ino тексту, но богаты по материалу и заключительные главы: «Благоустройство городов и новые города и ансамбли», «Виллы», «Сады». В центральных главах Буркгардт проявил не только широкое и глубокое знакомство с памятниками итальянского Ренессанса как историк архитектуры, но и 'наблюдательность и проницательность, не уступающие профессиональным качествам архитекторов-практиков. А не забытая им специальность историка помогла дифференциации и систематизации форм и композиций, прослеженных в их историческом развитии: от нарядных декоративных форм кватроченто до более простых и тяжелых форм чинквеченто, от центрических планов XV и XVI столетий до победивших их вытянутых планов с перенесением главного интереса на фасады, рассмотренные так же последовательно и систематично. В остальных же главах автор обнаружил не менее богатую эрудицию в области исторической литературы: он только указывает на огромное количество найденных им и систематизированных письменных первоисточников, предоставляя другим исследовать их и делать выводы в дальнейшем. Последний труд Буркгардта сравнивался с конспектом, но конспек-в этот написан безукоризненным языком, насыщен богатым материалом и до наших дней остается важным пособием для каждого исследователя эпохи. Форма и композиция книги—литературный прием, несомненно входивший в замыслы автора. И потому редактору оставалось в последующих изданиях только устранять (в соответствии с состоянием наука) устарелые сведения и исправлять неточности. Три основных труда Якоба Буркгардта — «Культура Возрождения в Италии», «Чичероне» и «История Ренессанса в Италии» стали теми тремя китами, на которых прочно утвердилась архитектурная наука второй половины XIX века. В предисловии ко второму изданию последнего труда автор выразил надежду, что его книга может принести пользу и тем, кто занимается данным искусством, то есть и архитекторам-практикам. И можно сказать с уверенностью, что надежда эта оправдалась.
По пути, проложенному Буркгардтом, шли многие исследователи, Наиболее крупными среди 'них были Генрих Геймюллер и Генрих Вельф-лин, дороги которых в дальнейшем разошлись. Генрих фон Геймюллер (1839—1909) оставался до конца своей деятельности верным учителю и другу Якобу Буркгардту. Венец по происхождению, он получил архитектурное образование в Лозанне, Париже и Берлине, но после нескольких поездок по Италии окончательно и на вею жизнь сменил профессию архитектора на научную и литературную деятельность исследователя и историка архитектуры. Во Флоренции его внимание было привлечено богатейшим собранием рисунков и проектов архитекторов Ренессанса, хранившихся в Уффици и в то время еще мало обследованных. Особый интерес возбудили многочисленные проекты и эскизы проектов римского собора св. Петра Браманте и других архитекторов;. первым результатом их .изучения были «Заметки о проектах собора св. Петра в Риме», напечатанные на немецком языке в 1868 году а. Карлсруэ80. Несколько лет спустя началась публикация большого труда, озаглавленного «Первоначальные проекты базилики св. Петра в Риме», выходившего в свет в Париже и Вене на французском и немецком языках с 1875 по 1880 год81. Попутно были изданы «Сто архитектурных рисунков фра Джокондо» с итальянским текстом во Флоренции (1882),.к которым позднее были присоединены еще «Три альбома фра Джокондо», изданные в Риме на французском языке (1891) 82. Восьмидесятые годы .прошлого века 'были наиболее плодотворны в деятельности Геймюллера. Закончилась публикация проектов собора св. Петра, вышли в свет две большие монографии: о Рафаэле-архитекторе (на итальянском языке в Милане в 1884 году 83) и о семействе архитекторов Дюсерсо (на французском языке в Париже в 1887 году84). Произошло сближение с Бурктардтом, предложившим Геймюллеру доработку архитектурной части пятого издания «Чичероне». Наконец, тогда же начинается его участие в монументальном издании, озаглавленном «Архитектура Ренессанса в Тоскане» (короче названном позднее «Tosca-н-a-Werk»). Ряд лет во- Флоренции работали и несколько молодых немецких архитекторов-энтузиастов., Они тщательно обмеряли и вычерчивали под руководством более опытного архитектора, А. Видмана, все выдающиеся архитектурные памятники города и окрестностей. Назвав свое содружество «обществом св. Георгия» (Сан Джордже), они мечтали, разумеется, о публикации большого накопленного материала, которому не хватало обработки и научного текста. |
. страницы: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
. содержание: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.Лекции |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.проекты: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.поиск: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.другое: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.дизайн: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
рaдизайн © 2004 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
© А. И. Венедиктов © 2004, , ссылайтесь... |
Всё. |