|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Бионика | Модерн | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
city-2 /
архи.всё -> архи
ГЭК Античность Ренессанс и Барокко / История европейского исскуствознания |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тщательно исследовал весь Рим в целом и отдельные его части (Па-латин, форумы) до педантичности точный берлинский филолог Христиан Хюльзен, в число трудов которого входят описание раскопок на римском форуме и настенный план Рима45. Подвергались обследованию и отдельные памятники архитектуры. Так, в Колизее еще с начала века большие растопочные и реставрационные работы вели археолог Карло Феа и архитектор Джузеппе Ва-ладье. Работы продолжал архитектор Луиджи Канина, выстроивший заново стены и лестницы третьего и четвертого этажей, а в первом этаже заменивший колоннами из травертина ионические мраморные колонны (реставрация Канины была во многом произвольной, но зато он спас Колизей от грозившего ему большого обвала). И, наконец, в 1870— 1875 годах работы взяли в свои руки Родольфо Ланчани и Пьетро Роза. Раскопками были открыты новые надписи и фрагменты архитектуры, и результаты их дали Ланчани возможность научного описания памятника. Исследованиями Дресселя и Шеданна было уточнено время строительства Пантеона. Евгений Петерсен установил форму и размеры жертвенника мира (Ara Pacis), воздвигнутого в честь Августа и посвященного богине Мира. Он же определил место отдельных рельефов памятника, найденных в виде фрагментов. Под руководством Петерсенз (с участием Домашевского и Кальдерини) были фототипически изданы снимки с колонн Марка Аврелия, а Цихориус опубликовал рельефы колонн Траяна. Спустя полвека после выхода в свет «Реставраций терм 43 R. L а n с i a n i. Topographia di Roina antica. Roma, 1880; Forma Urbis Romae. Milano, 1893. 44 Главные труды Жордана: Н. Jordan. Topographic der Stadt Rom im Altertum, I—II. Berlin , 1871—1885; Forma Urbis Romas. Berlin , 1874; Der Tempel der Vesta u. das Haus der Vestalinnen. Berlin , 1886. 45 Ch. Hulsen u. Н . К i e p e r t. Forma Urbis Romae antiquae. Berlin , 1912 (2 Auflage). Другие труды Хюльзена : Wandplan \on Rom. Berlin , 1901; Das Forum Romanum, seine Geschichte u. seine Denkmaler. Rom, 1904; Forum u. Palatin. Munchen, Wien, Berlin, 1926. Каракаллы» Блуэ, другой француз, Полен, издал свой проект реставрации терм Диоклетиана 46. Работы разного характера, дающие материалы для инвентаризации памятников, велись и за пределами Рима, по всему Аппенинскому полуострову. В разных местах Италии, и главным образом на ее северо-западном побережье, появлялось все больше следов доримской культуры этрускоз, народа во многом загадочного (до сих пор окончательно не выяснено, кто из двух писателей древности был ближе к истине: Геродот, считавший этрусков выходцами из Малой Азии, или же Дионисий Галикарнас-ский, по мнению которого этруски были исконными автохтонными обитателями Аппенинского полуострова). Расширялось знакомство и с архитектурой и строительством этрусков: с дорогами и мостами, городскими стенами и воротами и остатками храмов, реконструкции которых помогали описания Витрувия. Больше всего материалов давали некрополи, занимавшие обычно очень обширные площадки. Культ мертвых у этрусков был близок к религии древних египтян: по их представлениям, новая жизнь, наступающая после смерти, была продолжением земного существования, и в гробницах умершего создавали обстановку его зем-його жилища. Города мертвых—некрополи планировались как города живых, гробницы и саркофаги давали представление об архитектуре общественных и жилых зданий, в гробницах находили и так называемые домовидные урны, имеющие форму древнеэтрусских хижин. К последним десятилетиям прошлого века материалов по этрусскому искусству было собрано достаточно для первых обобщающих трудов на французском и немецком языках (Марта и Зеемана) 47. Серьезным исследованием по более специальному вопросу об этрусских храмах был труд Дегеринга48. Интерес во всем мире вызывали работы, производившиеся в Помпеях. До объединения Италии, когда югом полуострова владели неаполитанские Бурбоны, работы носили случайный, часто хаотический характер. Поверхностно исследовались отдельные дома—без внимания к обрушившимся верхним частям здания. Искателей кладов привлекали сохранившиеся предметы обстановки, а научные цели ставились редко. Положение резко изменилось в 1860-х годах, после того, как новое итальянское правительство поставило во главе всех помпейских раскопок профессора археологии Неаполитанского университета Джузеппе Фьорелли. Кроме того, в Помпея был открыт доступ для научной работы ученым из других европейских стран. Фьорелли ввел в работы строгую систему и .новый метод. Раскапывались не отдельные дома, а целые кварталы (инсулы) в определенном порядке. Раскопки велись сверху слоями и все обнаруженные части архитектуры бережно сохранялись, а сгоревшие деревянные части верхних этажей (перекрытия, крыши) восстанавливались. Таким образом можно было получить более правильное и полное представление об архитектуре каждого дома. Становилась ясной и планировка всего города, в основу которого был положен план римского военного лагеря с двумя главными улицами (cardo и decumanus), пересекающимися под прямым углом. Тщательное исследование материалов и строительной техники дало .возможность сделать важные выводы, относящиеся к 46 A. Blouet. Restauration des Thermes d'Antonin Caracalla a Rome . Paris , 1828; E. P a u 1 i n. Restauration des Thermes de Diocletien. Paris , 1890. 47 J. Martha. L'Art Etrusque. Paris , 1889; S e e m a n n. Die Kunst der Etrusker. Dresden , 1890. 48 H. D e g e r i n g. Ober etruskischen Tempelbau. Gottingen, 1897. истории строительства города, а в более широком смысле — и к истории всей древнеримской архитектуры. В зависимости от материала была установлена хронология разных периодов строительства с IV до I веков до н. э.: известнякового, туфового, кирпичного. В то же время изучались настенные росписи, мозаика, скульптура и была дана характеристика четырех стилей помпейской живописи. Частным домам давались условные обозначения: «дом Фавна», «дом Хирурга», «дом Золоченых Амуров», «дом Серебряной свадьбы» и т. д.; в 1894—1895 годах был открыт дом Веттиев с богатыми росписями. Изучались и общественные здания: термы, постройки на форуме49. Наибольшие заслуги по обобщению и популяризации помпейского искусства принадлежат немецкому археологу и филологу Августу May, работавшему с 1873 года в Риме сотрудником Германского археологического института: May регулярно сообщал в «Известиях института» о работах в Помпеях, печатал и самостоятельные труды. В своей «Истории помпейской декоративной живописи»50 он дифференцировал и охарактеризовал четыре стиля помпейских росписей. Его «Путеводитель по Помпеям» выдержал несколько изданий51. May переработал популярную книгу Иоганнеса Овербека «Помпеи в архитектуре, древностях и произведениях искусства» и выпустил аналогичный труд по более свежим данным: «Помпеи в жизни и искусстве»52. Научные исследования распространились и за пределы Аппенинского полуострова, до самых отдаленных провинций Римской империи. Обосновавшиеся в Алжире французы обратили свое внимание на «африканские Помпеи» — основанный императором Траяном город Тимгад. Первым его обследовал в начале прошлого века Баллю, давший представление о городе с главными улицами, обстроенными портиками, защищавшими от африканского солнца, с окруженным колоннадой форумом на их пересечении, с многочисленными общественными зданиями (театром, библиотекой, банями) и жилыми домами в небольших квадратных кварталах53. Теодор Виганд, работавший в Афинах и Милете, перенес свою деятельность в Баальбек (Гелиополь) в Сирии34. Предварительное обследование произвел Роберт Кольдевей (с архитектором Бруно Шульцем и Даниэлем Кренкером), после чего работы 1899— 1904 годов возглавил Виганд55. Было обращено внимание и на восточные провинции Рима. В свой двухтомный увраж «Архитектурные памятники Далмации» Георг Ко-вальчик включил отличные фотографии архитектурных памятников городов Далмации: Дубровника, Шибеника, Сплита, Задара, Котора и 49 Свои открытия Фьорелли опубликовал в периодических изданиях: «Qiornale degli scavi di Pompei», «Notizi degli scavi di antichita», «Atti dell'Academia dei Lincei». Отдельными книгами выходили в свет его «Помпейские раскопки» (Gli scavi di Pompei dal 1861 al 1872. Napoli, 1873), «Описание Помпеи» («Descrizione di Pompei. Napo-•ii, 1875), «Путеводитель, по Помпеям» (Guida di Pompei. Roma, 1877). Труды Фьорелли дополнялись немецкими учеными. Так, совместные исследования археолога Рихарда Шене и историка Генриха Ниссена были опубликованы Ниссеном (Н. N i s s e n. Pom-pejanische Studien zur Stadtekunde des Altertums. Leipzig , 1877). 50 A. M a u. Geschichte der dekorativen Wandmalerei in Pompeji. Berlin , 1882. 51 A. M a u. Fuhrer durch Pompeji, 4. Aullage. Leipzig , 1903. 52 J. 0 v e r b e с k. Pompeji in seinen Gebauden, Altertumern und Kunstwerken. 4. Auflage mitgearbeitet von A. Mau. Leipzig , 1884; A. M a u. Pompeji in Leben und Kunst. Leipzig , 1900, 2. Auflage, 1908. 53 А . В а 11 u. Les ruines de Timgad . Paris, 1911. 54 Ансамбль Бальбека был известен с XVIII Б. по увражу англичанина Вуда (R. Wood. Les ruines de Balbec. London, 1757). 55 Публикация результатов работ .началась лишь в 1921 г.: Т. W i e g a n d. Baalbek. Ergebnisse der Ausgrabungen u. Untersuchungen in den Jahren 1898 bis 1905. Berlin — Leipzig , 1921, 1923, 1925. других56. Фототаблицы, показывающие дворец императора Диоклетиана в Сплите (Спалато), были дополнены гравюрами из увража английского архитектора Роберта Адама (побывавшего в 1757 году в Далмации), посвященными тому же дворцу—одному из самых поздних по времени памятников римской архитектуры57. В те же годы к серьезным археологическим работам в Сплите приступила австрийская экспедиция (Далмация входила тогда в состав Австро-Венгрии). |
. страницы: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
. содержание: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.Лекции |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.проекты: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.поиск: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.другое: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.дизайн: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
рaдизайн © 2004 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
© А. И. Венедиктов © 2004, , ссылайтесь... |
Всё. |