arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Бионика | Модерн | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
проект:   city-2 / архи.всё -> архи ГЭК
  Античность Ренессанс и Барокко / История европейского исскуствознания
Архи . всЁ
прессслужба
радизайн 2003
Архи . форум

Труд Франкля посвящается Вельфлину, а «Классическое искусство» Вельфлина было посвящено памяти Буркгардта. Но прямой преемственности здесь не было: слишком далеко и в сторону ушел Франкль от Буркгардта, который не создавал абстрактных теорий, а до конца жизни оставался добросовестным историком, исследователем первоисточников — вполне конкретных архитектурных и литературных памятников.

Более плодотворным, чем воздействие школы Велвфлина, было для архитектурной науки направление Генриха Гейэдюллера, шедшего прямо по пути, проложенному тем же Якобом Буркгардтом. Продолжатели и подражатели были и у него. «Архитектура Ренессанса в Тоскане» стала образцом для архитектора Рашдорфа, который с 1886 по 1908 год выпускал (в берлинском издательстве Васмута, конкурировавшем с мюнхенским издателем Брукманом) увражи, озаглавленные «Дворцовая архитектура Верхней Италии и Тосканы» того же формата и того же внешнего вида, как «Toscana-Werk» Геймюллера и Штегмана 123. Правда, текст берлинского издания ограничивался краткими справками о воспроизводимых памятниках, но таблицы с фототипиями большого формата и обмерными чертежами не уступали мюнхенскому изданию. Труд Рашдорфа, отдельные выпуски которого были 'посвящены, помимо Тосканы, Венеции, Мантуе, Вероне и другим городам Италии, прекрасно дополнял издававшийся параллельно «Toscana-Werk» (после 1908 года Рашдорфа сменил Альбрехт Гаупт).

В те же годы начали появляться увражи аналогичного типа, посвященные архитектуре других европейских стран. В 1888 году датский архитектор Некельман издал «Архитектуру Ренессанса в Дании»124. Расширил, но упростил свою задачу немецкий архитектор Константин Уде: свои увражи «Памятники архитектуры Испании и Португалии» (1892) и «Памятники архитектуры Великобритании» (1894) он выпустил с одними

122 р р г a n k 1. Die Entwicklungsphasen der neueren Baukunst. Leipzig u. Berlin , 1914, S. 122.

123 I. Raschdorff. Palast-Architektur von Oberitalien und Toscana. Berlin , 1886— 1908.

121 F. Neckelmann. Denkmaler der Renaissance in Danemark. Berlin , 1888.

фототипиями ( без чертежей и с очень коротким текстом ), включив зато в них и доренеосансную и послеренессансную архитектуру 125.

В 80-е годы прошлого века начинается деятельность плодовитого дрезденского профессора Корнелиуса Гурлитта. Получив архитектурное образование, он затем целиком посвятил себя литературной деятельности и начал с публикации архитектурных памятников в виде фототипий с сопроводительным текстом типа увражей Рашдорфа и Уде. Такими изданиями были «Саксонские резиденции и замки» (1886) и «Немецкий орнамент барокко и рококо» (1886—1890) 126.

В те же годы (1887—1889) выходил в свет трехтомный труд Гурлитта,. в котором он сделал попытку охватить в связном изложении архитектуру барокко в главнейших европейских странах127. Во всех трех томах собран и систематизирован обширный фактический материал, впервые широко развернута история архитектуры главным образом XVII века в различных странах Европы. Однако отрицательные качества труда преобладают над положительными. Материал, действительно богатый, систематизируется часто произвольно, без методологической убедительности и научной объективности. Так, том, озаглавленный «История стиля барокко и рококо в Германии», состоит из следующих восьми глав: «Иезуитский стиль», «Протестантский стиль барокк», «Гугенотский стиль»,. «Итальяно-южногерманское барокко», «Католический стиль барокко», «Франкония и Рейнская область», «Пруссия и Саксония», «Французские мастера». Автор смешивает принципы типологический, конфессиональный, географический и монографический и не представляет себе ясно как хронологические, так и географические признаки и границы исследуемого им стиля. Это явствует уже из заглавия упомянутого тома, где к термину «барокко» пришлось добавить второй термин «рококо» и где под Германией разумеется слишком обширная территория Европы, включающая Австрию, Чехословакию, Швейцарию. Наибольший вред труду Гурлитта причинили тенденции пангерманизма, свойственные некоторым немецким ученым. Именно они привели автора солидного труда от предвзятых мнений к ошибочным оценкам; более поздние, недобрые времена предвещают такие термины, как «Volksgenossen», «Volkskraft», «Volks-gemiit», такие выводы, как признание чехов «народом без искусства».

Более ограниченную задачу поставил перед собой О. Шуберт, уже в начале нашего века опубликовавший «Историю барокко в Испании» (1908), составленную .по обширным архитектурным материалам128. Зато чрезвычайно широк диапазон книги англичанина Мартина Бриггса, вышедшей в Лондоне в 1913 году под общим заглавием «Архитектура барокко» 129. Автор не стремится к охвату максимального числа памятников, как это делает Гурлитт, а затрагивает лишь главнейшие явления стиля, посвящая отдельные главы происхождению барокко, анализу архитектуры барокко в Италии, римским папам, Бернини, барокко в Риме, Венеции, Генуе, Северной Италии, Неаполе. За пределами Италии его внимание привлекает барочная архитектура в Испании и Португалии, Бельгии и Голландии, в австрийских городах Вене и Зальцбурге (к ним он причисляет и Прагу), в немецких городах Берлине, Мюнхене, Вюрцбур-ге и Бамберге (сюда причисляется и Бреславль). Влияние барокко ус -

125 С . Uhde. Baudenkmaler in Spanien und Portugal, I—II, Berlin , 1892; С . U h d e. Baudenkmaler in Grossbritanien, I—II. Berlin , 1894.

126 С . Gurlitt. Sachsische Herrensitze u. Schlosser. Dresden , 1886; С . G u r 1 i 11. Das Barock- u. Rococoornament Deutschlands. Berlin , 1886—1890.

127 С . Gurlitt. Geschiflhte des Barockstils in Italien, Deutschland, Belgien, Holland, Frankreich u. England, I—III. Stuttgart , 1S87—1889.

128 0. Schubert. Geschichte des Baroik in Spanien. Esslingen , 1908.

129 M. В r i g g s. Baroque architecture. London, 19)3.

матривается и во Франции (от королей из рода Медичи и от Бернини) и в Англии (на творчестве Иниго Джонса, Рена, Ванбру), упоминаются страны Латинской Америки и остров Мальта. Под архитектурой барокко везде широко понимается архитектура XVII века.

Книга Бриггса, не претендующая на большую научную глубину л основанная главным образом на личных впечатлениях автора, отличается, однако, и хорошим знанием литературы предмета. Преимущество ее перед тяжеловесным трудом Гурлитта, которым можно пользоваться разве только для справок, состоит и в том, что написана она изящным, точным языком, читается легко и с интересам. Идейный же круг, к которому был близок автор, выдают эпиграф и цитаты из «Ренессанса» Уолтера Пейтера.

Труды Дурма и Андерсена, посвященные архитектуре итальянского Ренессанса, так же противоположны 'по своему характеру, как посвященные барокко трехтомник Гурлитта и книга Бриггса.

«Архитектурой Ренессанса в Италии», вышедшей в свет в 1903 году 130, Иозеф Дурм закономерно заключает две предыдущих свои работы:

«Архитектуру греков», и «Архитектуру этрусков к римлян», предуведомляя читателей в предисловии, что все три книги представляют собой одно целое, одна вытекает из другой. В том же предисловии ои .предупреждает, что как архитектор обращает свой труд главным образом к архитекторам, чем и объясняет особое внимание, какое уделяет в нем конструкциям (хотя и не обходит молчанием также моменты исторические и художественные).

Характеристика первых двух работ Дурма целиком приложима и к третьей. Она также поражает своей добросовестностью, отражающей трудолюбие автора, так же непригодна для последовательного чтения, зато может служить справочником по состоянию строительной техники в эпоху итальянского Ренессанса. Сведения дополняются многочисленными рисунками автора, выполненными им еще в 1866 году, во время путешествий по Италии. Вообще иллюстративный материал, в который включены и фотографии, в большей мере отличается точностью, чем художественными достоинствами.

Всеми качествами, характеризующими книгу Вильяма Андерсона по античности, отличается и «Архитектура Ренессанса в Италии», вышедшая впервые в свет в 1,896 году и также подвергшаяся переработке в последующих изданиях131. Уже во втором издании (1898) пересмотрены, по собственному признанию автора, некоторые его взгляды и добавлена синхронная сравнительная таблица памятников архитектуры Тосканы, Ломбардии, Рима, Романьи, Венеции, Генуи и Неаполя. Перерабатывались в соответствии с состоянием архитектурной науки и более поздние издания, с сохранением основной исторической концепции: архитектура итальянского Ренессанса начинается по «Чичероне» с 1420 года и делится на ранний флорентийский период, центральный римский (1506— 1550) и поздний, который доводится до XVIII века, захватывая и творчетво Бернини и Борромини.
  . страницы:
1 6  11 16 21 26  31
2 7 12 17 22 27  
3 8 13 18 23 28  
4 9 14 19 24 29  
5  10 15  20  25  30  
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.поиск:
    
   
  . архи.другое:
Миллениум — Ярославль — Диплом — ШтоРаМаг
  . архи.дизайн:
  радизайн 2003  рaдизайн © 2004  

click "refresh" if uncorrect value SUPERTOP

    ©
А. И. Венедиктов
    © 2004, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.
Hosted by uCoz