|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Архитектура | Модерн | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
city-2 /
архи.всё -> архи
. бионика Гармония формообразования В АРХИТЕКТУРЕ И В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ |
||||||||||||||||||||||||||||||
ЕДИНСТВО ФУНКЦИИ И ФОРМЫ - ОБЪЕКТИВНАЯ ОСНОВА ГАРМОНИИ Понятие гармонии сложилось в античное время как характеристика определенного, упорядоченного состояния мироздания, окружающей человека живой природы. Смена времен года , дня и ночи , определенные перио ды цветения растений , цикличность роста и развития живых организмов , их умирание и возрождение привели к таким понятиям , как ритмы , симметрия — асимметрия , пропорции , тектоника и др ., ставшие в процессе развития искусств , архитектуры основными средствами гармонизации форм как выражения единства объективно - субъективных законов художественного творчества . В сфере интересов архитектурной бионики находится и этот аспект изучения живой природы с архитектурными целями . Объективной основой гармонии в живой природе и архитектуре является взаимодействие функции и формы . Проблема функции и формы в утилитарном плане в архитектуре заключается в том , чтобы найти такое соответствие формы ( технических средств формообра зования ) , которое бы наиболее полно обеспечивало функционирование архитектурного объекта , т . е . удов летворение определенных социальных потребностей че ловека . Здесь могут быть различные качественные уровни обеспечения функционирования . В диапазоне качества функционирования архитектур ного объекта возможны различные варианты взаимо действия функции и формы , возникающие в связи с адаптацией архитектуры к разнообразным условиям формирования ее объектов . В известные архитектурно - исторические эпохи на проблему соотношения функции и формы складыва лись свои взгляды , выразившиеся в концепциях " функционализма " и " формализма ". Мы не задаемся целью решить все научные вопросы , касающиеся взаимосвязи функции и формы в архитек туре , однако изучение аналогичных отношений в живой природе , думается , поможет пополнить наши познания об этой сложной системе . Живая природа открывает нам законы гармонии взаимосвязи функции и формы . Их конкретные образы могут и не совпадать с архитектурными , хотя есть прецеденты и обратного ( например , постройки человека и животных ). Вместе с тем известно , что любой принцип или закон может проявляться в разнообразных конкретных видах , что дает основание пользоваться зако нами , общими для архитектуры и живой природы . Проблема гармоничного взаимодействия функции и формы приводит нас к широко сейчас изучаемому понятию системности и целостности. Обратимся к существу понятия функции и формы и к их трактованию в архитектуре и живой природе . Как известно , в жизни не может быть функции без формы , а формы без функции . Однако существуют и относительно самостоятельные закономерности развития и функции , и формы , на стыке которых возникают противоречия , заставляющие искать пути их разрешения и на уровне творческого процесса архитектора , и на уровне строительной технологии . В философии и архитектуре рассматривается взаимосвязь " содержания " и " формы ". Мы затронем этот вопрос лишь в той мере , в какой это необходимо , чтобы перейти к понятию функции , родственной , но не тож дественной содержанию . Так , понятие функции приближает нас к пониманию о бъективных законов движения , развития , функциони рования , без чего невозможно говорить о целостности и гармонии , в то время как понятие содержания более статично и необязательно включает в себя формулиров ку развития , движения и цели . Функция же подразумевает также и цель — целесообразность действия . Соот ношение же ее с формой вскрывает и процесс ее мате риализации , т . е . фактически технологию создания мате риальной формы — создания продукта , который , по вы ражению К . Маркса : "... есть потребительная стоимость , ве щество природы , приспособление к человеческим потребностям посредством изменения формы " [1, т . 23]. Исследование взаимосвязи функции и формы — это в итоге рассмотрение деятельности и ее физического результата . Однако в этой связи понятие формы может быть представлено в трех видах : собственно форма , структура и пространство . Такое подразделение понятия формы важно и с точки зрения строительной технологии , поскольку характеризует различные уровни использования ее средств . Форма , структура , пространство являются однопо - рядковыми категориями , выражающими ( в совокуп ности со временем ) способ существования материи , включающей также зависимость геометрических харак теристик материальной формы , структуры и пространства от физических свойств материи . Однако между ними есть и различия . Если понятие пространства как бы по глощает понятие формы и структуры в отношении придания ему смысла — способа существования материи , то форма , индивидуализируя понятие пространства , трактуется как внешний вид содержания , очертание предмета , а структура — как внутренняя форма . В архи тектуре ( как в живой природе ) эти понятия конкрети зируются и связываются с материальным воплощением их в жизнь . И здесь разделение понятия формы , структуры , пространства начинает приобретать не только поня тийный , но и реальный смысл , который дает возмож ность применить в определенных пределах различные трактовки формы , структуры , пространства . Вместе с тем в жизни все это сливается в одно нераздельное целое . Рассматривая материальные выражения функциони рования , мы оперируем взаимосвязью функции с формой , которая представляет здесь и структуру , и прост ранство . Вместе с тем , по мере надобности , осуществля ется переход от функции непосредственно к структуре и пространству . Понятие формы в архитектуре остается все же обобщающим символом выражения законченнос ти того или иного процесса , или его этапа , средством приведения множества ( элементов архитектуры ) к целому . В этом контексте структура выступает как про цесс на пути становления формы , а пространство — как множество связанных между собой форм . Форма оказы вается как бы средним звеном между структурой и пространством . Однако весь процесс синтезирования отдельных элементов архитектуры принято называть в теории архитектуры формообразованием . С целью сокра щения мы будем пользоваться для обозначения этих связей обобщенным символом МФСП ( материальная форма — структура — пространство ). Чтобы придти к реальному процессу гармонизации , интересно проследить различие в эффекте результатив ности функции и формы . Функция изменяется по иерархическому закону , от части к целому , к постепенному формированию присущего им ( архитектуре , живой природе и т . д .) основного назначения , поведения и т . д . Поэтому функция , по словам советского философа и биолога М . И . Сетрова , может быть охарактеризована как " отношение части к целому , при котором само су ществование или какой - либо вид проявления части обеспечивает существование или какую - либо определен ную форму проявления целого ", и , добавим , без целого элементарные функции не могут проявляться как функции объема . Если говорится о функции жилой комнаты , то имеет ся в виду и функция квартиры . Функция последней понимается лишь в связи с жилым домом , дом — с микрорайоном , последний - с жилым районом , а жилой район—с городом . Без функции жилой ячейки не может иметь место существование никакой другой выше ее стоящей по иерархической лестнице функционирующей системы ( так же , как без функции живой клетки теперь уж , на современном уровне эволюции , нельзя говорить о функции организма . Одноклеточные же организмы тоже не существуют самостоятельно , а входят в популяции и т . д .). Функция архитектуры как общественного явления наиболее ярко проявляется на уровне жилого района , города , расселения . Форма ( МФСП ) же , наоборот , если ее абстрагировать от функции , в своем развитии подчиняется закону сложения ( вычитания ), поскольку МФСП может существовать по частям , может делиться , дробиться и каждая часть осуществлять свою функцию независимо от дру гой : рост здания в процессе строительства , рост организ ма , образование пород земли . |
. страницы: | |||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||
. содержание: | ||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.Лекции |
||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.проекты: | ||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.поиск: [keywords], [global] | ||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.другое: | ||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.дизайн: | ||||||||||||||||||||||||||||||
рaдизайн © 2005 | ||||||||||||||||||||||||||||||
|
© "Архитектурная бионика" / Ю.С. Лебедев — М.: Стройиздат, 1990. — 269 с. © 2005, , ссылайтесь... |
Всё. |