arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Архитектура | Модерн | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
проект:   city-2 / архи.всё -> архи . бионика
   Гармония формообразования В АРХИТЕКТУРЕ И В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ
бионика
Архи . всЁ
прессслужба

BioCity — проект
 

ОБРАЗЫ ПРИРОДЫ В АРХИТЕКТУРЕ

Развитие и возникновение новых форм общественной жизни , достижения научно - технического прогресса , внедрение пространственных конструктивных систем и эффективных строительных материалов — все это привело к рождению новых свойств архитектурной формы , которые так же , как и известные нам " классические " свойства , участвуют в становлении ее красоты . При этом происходит интересный процесс: тенденции формообразования в современной архитектуре ( в пределах принятого понятия " отвлеченная форма ", " структура " или " система ") начинают как бы сходиться с формами живой природы , приближаться асимптоматически ( никогда , естественно , не приблизившись ) к ним по своим свойствам , являющимся результатом взаимодействия функции , формы и техники .

Эстетические чувства вызывают наблюдаемые нами в живой природе свойства , которые ассоциируются с большими достижениями в архитектуре , прошедшими через десятилетия научно - технического прогресса и научно - творческую мысль архитекторов и инженеров XX в .

Сюда относятся внешне ярко выраженная физическая легкость природных форм при больших возможностях сопротивляемости механическим воздействиям ; сво­ бодно развивающееся пространство , отличающееся многоплановостью и прозрачностью , которая способствует глубоко проникающему визуальному наблюдению и це­ лостному восприятию ; структуризация пространства ; чередование различных форм , структур , масс и прост­ ранства с постепенными переходами , осуществляемое при помощи действия механизма закона дифференциа­ ции и интеграции ; пластичность форм ; упругие и легкие изгибы сплошных и широких поверхностей , подобных выполненным из железобетона и пластмасс оболоч­ кам - скорлупам , применяемым в архитектурной прак­ тике ; динамичность — как реальные движения , так и образное выражение роста и развития форм и т . д .

Архитектурная бионика стремится изучить объектив­ ные закономерности проявления этих свойств и найти им применение в архитектуре не только с целью реше­ ния чисто практических задач — конструирования , создания ограждающих поверхностей , организации сре­ды и т . д ., но и задач эстетических , связанных с гармони­ зацией функции , формы и техники .

Однако не только сегодня , но , по - видимому , и на про­тяжении всего существования зодчества архитекторы художественно осмысливали , доводя до образности , указанные выше свойства форм и пространства приро­ ды , часто не задумываясь над обусловливающими их функциями и не связывая их с последними . И тем не менее это не только не противоречило потребности и развитию человеческого духа , но и было во многих случаях необходимо для его возвышения , для выполне­ ния больших общественных задач средствами искус­ ства архитектуры .

Формы природы , их пространственные сочетания ста­ новились в определенных случаях прообразами худо­ жественных архитектурных форм . Например , мотив зарослей лотоса интерпретирован в колоннаде египет­ ских храмов , мотив леса — в интерьерах готических соборов , что придавало им не только выразительность , но и идеологическую настроенность .

Динамика развития , роста , жизнеустремления в ар­ хитектуре нередко символически выражается в форме пространственной спирали , даже если этот прием с точ­ ки зрения функции и не обязателен ( но и не противоре­ чит ей ). В живой природе спираль — функциональ­ ное проявление рациональности роста и развития орга­ низмов : спиралевидные раковины , спиралевидное рас­ положение листьев на стеблях растений , спиралевид­ный порядок размещения лепестков и цветов и т . д .

Проблема динамики всегда тревожила архитекторов . Если сейчас имеются технические условия для конструи­ рования реально подвижных архитектурных форм , то в традиционной архитектуре , когда это было нужно , архитекторы стремились выразить идею динамической формы иллюзорными средствами .

сканируется...

Рис . 99. Павильон Болгарии для ЭКСПО -70 в виде рас­ крывающегося цветка розы . Конкурсный проект (2- я премия ). Архит . Матей Матеев ( НРБ )

Рис . 100. Памятник Христофору Колумбу . Конкурсный проект . 1930 г . Архит . К . С . Мельников ( СССР )

В результате практи­ кой архитектуры был разработан ряд приемов , спо собствующих достижению динамической выразительнос­ ти архитектурных форм . Современные архитекторы также не отказываются от создания образов движения .

В 1969-1970 гг . болгарский архитектор М . Матеев представил на конкурс ( и получил II премию ) проект павильона Болгарии на ЭКСПО -70 в Осака ( рис . 99). За основу образа он взял розу и придал ей " динамич­ ную " форму готового распуститься бутона . В этом решении архитектурного образа выбор розы пред­ ставляется вполне оправданным : это не копиробание природной формы , а художественная интерпретация популярного в Болгарии цветка в архитектурном произ­ ведении .

При создании образа памятника Христофору Ко­ лумбу (1930), предполагаемого к строительству в районе высадки экипажа его корабля на американской земле , архит . К . С . Мельников использовал " борьбу " двух конусов : конуса устойчивости и конуса роста , символически выражающих все трудности плавания и в итоге победу . Последнюю он " окрылил " в полном смысле слова , прикрепив к верхнему конусу ( конусу роста ) крылья , которые силой ветра заставили его вращаться ( рис . 100). Известно , что в живой природе " противоборство " двух конусов — характерная тен­ денция , отчетливо проявляющаяся , например , в форме кроны и ствола ели , в развитии грибов и т . д .

Живая природа может вызвать еще более глубоко скрытые чувственные ассоциации , например , в связи с ростом и стремлением организмов к свету , солнцу , теплу , их жизнеспособностью — утверждением здоро­ вого начала , проявляющегося в свежих и ярких крас­ках , в упругости тканей , в определенности и постоян­ стве их формы — жизненной непосредственностью многообразия , даже кажущейся хаотичностью ( подоб­ но городу , слагавшемуся в течение многих столетий и вобравшему в себя стили различных эпох ).

Уместно ли в бионике использование этих ассоциа­ ций в архитектурных формах ? Вполне уместно , если они правильно интерпретируются и не противоречат гуман­ ным целям архитектуры . Способы же их выражения в архитектуре подсказывает живая природа . Очевидно , использование эстетических закономерностей природ­ной гармонии не может полностью заменить художест­ венно - образной выразительности , которая присуща зод­ честву , как общественному явлению , но возможности архитектурной бионики здесь огромны ,

Думается , что ассоциативное мышление способству­ ет пониманию и воспроизведению целостного образа , гармонии форм живой природы и архитектуры . Осо­ бенно оно важно для понимания " нечто " и многих , часто ускользающих от " глаз " науки изменений форм на современном этапе познания живой природы .

Это отмечает также архит . И . Ш . Шевелев , говоря , что гармония формы г достигнутая вне связи с ассоциа­ циями , не затрагивает глубин человеческого сознания , не обращена к тому , что хранится в памяти человека [29]. Но , подчеркивает И . Ш . Шевелев , искусству архи­ тектуры свойственны не прямые ассоциации , воссоздаю­ щие зрительные картины , а ассоциации , пробуждающие , связанные с этими картинами настроения и психоло­ гические состояния . В разные эпохи , в разной архитек­ туре они неодинаковы . Античная архитектура , напри­ мер , ассоциируется с человеком , а древнерусская пред­ставляется связанной с образами природы .

Иногда задается вопрос : не потеряет ли архитектура в связи с использованием законов формообразования живой природы свое национальное лицо , что с точки зрения развития национальных культур было бы не­ приемлемым .

Мы убеждены в том , что если бы это и случилось , то в этом была бы виновата не архитектурная бионика . Напротив , архитектурная бионика помогает найти еще один путь к развитию национальных черт , а именно в аспекте интерпретации региональных , местных форм живой природы в их целостной , пространственной экосистеме . Последняя же составляет , правда , далеко не единственную , но неотъемлемую часть национальной среды .

Одновременно архитектурная бионика не сужает архитектуру до узконациональной , поскольку многие закономерности и принципы организации живых форм являются всеобщими , не говоря уже о том , что исполь­ зование законов формообразования живой природы не самодовлеюще и подчиняется главной , социальной функции архитектуры .

Последним и высшим этапом архитектурно - биони ческого процесса должна стать общественная практика , которая пробуждает новые потребности в бионических методах и может внести коррективы в старые пред­убеждения против них . Архитектурно - бионическая прак­тика способна настолько развить и обогатить эту архи­ тектуру , что возникнут фактически совершенно новые гармоничные архитектурно - бионические системы , комп­ лексы , градостроительные природные единства .

  . страницы:
1  11  21
2 12 22
3 13 23
4 14 24
5 15 25
6 16 26
7 17 27
8 18 28
9 19 29
10 20 30
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.поиск: [keywords], [global]
    
   
  . архи.другое:
Millennium 2010        © ШтоРаМаг
  . архи.дизайн:
  Семён Расторгуев ©  рaдизайн © 2005 

click "refresh" if uncorrect value 

    © "Архитектурная бионика" / Ю.С. Лебедев — М.: Стройиздат, 1990. — 269 с.

    © 2005, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.
Hosted by uCoz