|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Архитектура | Модерн | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
city-2 /
архи.всё -> архи
. бионика Гармония формообразования В АРХИТЕКТУРЕ И В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ |
||||||||||||||||||||||||||||||
ОБРАЗЫ ПРИРОДЫ В АРХИТЕКТУРЕ Развитие и возникновение новых форм общественной жизни , достижения научно - технического прогресса , внедрение пространственных конструктивных систем и эффективных строительных материалов — все это привело к рождению новых свойств архитектурной формы , которые так же , как и известные нам " классические " свойства , участвуют в становлении ее красоты . При этом происходит интересный процесс: тенденции формообразования в современной архитектуре ( в пределах принятого понятия " отвлеченная форма ", " структура " или " система ") начинают как бы сходиться с формами живой природы , приближаться асимптоматически ( никогда , естественно , не приблизившись ) к ним по своим свойствам , являющимся результатом взаимодействия функции , формы и техники . Эстетические чувства вызывают наблюдаемые нами в живой природе свойства , которые ассоциируются с большими достижениями в архитектуре , прошедшими через десятилетия научно - технического прогресса и научно - творческую мысль архитекторов и инженеров XX в . Сюда относятся внешне ярко выраженная физическая легкость природных форм при больших возможностях сопротивляемости механическим воздействиям ; сво бодно развивающееся пространство , отличающееся многоплановостью и прозрачностью , которая способствует глубоко проникающему визуальному наблюдению и це лостному восприятию ; структуризация пространства ; чередование различных форм , структур , масс и прост ранства с постепенными переходами , осуществляемое при помощи действия механизма закона дифференциа ции и интеграции ; пластичность форм ; упругие и легкие изгибы сплошных и широких поверхностей , подобных выполненным из железобетона и пластмасс оболоч кам - скорлупам , применяемым в архитектурной прак тике ; динамичность — как реальные движения , так и образное выражение роста и развития форм и т . д . Архитектурная бионика стремится изучить объектив ные закономерности проявления этих свойств и найти им применение в архитектуре не только с целью реше ния чисто практических задач — конструирования , создания ограждающих поверхностей , организации среды и т . д ., но и задач эстетических , связанных с гармони зацией функции , формы и техники . Однако не только сегодня , но , по - видимому , и на протяжении всего существования зодчества архитекторы художественно осмысливали , доводя до образности , указанные выше свойства форм и пространства приро ды , часто не задумываясь над обусловливающими их функциями и не связывая их с последними . И тем не менее это не только не противоречило потребности и развитию человеческого духа , но и было во многих случаях необходимо для его возвышения , для выполне ния больших общественных задач средствами искус ства архитектуры . Формы природы , их пространственные сочетания ста новились в определенных случаях прообразами худо жественных архитектурных форм . Например , мотив зарослей лотоса интерпретирован в колоннаде египет ских храмов , мотив леса — в интерьерах готических соборов , что придавало им не только выразительность , но и идеологическую настроенность . Динамика развития , роста , жизнеустремления в ар хитектуре нередко символически выражается в форме пространственной спирали , даже если этот прием с точ ки зрения функции и не обязателен ( но и не противоре чит ей ). В живой природе спираль — функциональ ное проявление рациональности роста и развития орга низмов : спиралевидные раковины , спиралевидное рас положение листьев на стеблях растений , спиралевидный порядок размещения лепестков и цветов и т . д . Проблема динамики всегда тревожила архитекторов . Если сейчас имеются технические условия для конструи рования реально подвижных архитектурных форм , то в традиционной архитектуре , когда это было нужно , архитекторы стремились выразить идею динамической формы иллюзорными средствами .
Рис . 99. Павильон Болгарии для ЭКСПО -70 в виде рас крывающегося цветка розы . Конкурсный проект (2- я премия ). Архит . Матей Матеев ( НРБ ) Рис . 100. Памятник Христофору Колумбу . Конкурсный проект . 1930 г . Архит . К . С . Мельников ( СССР ) В результате практи кой архитектуры был разработан ряд приемов , спо собствующих достижению динамической выразительнос ти архитектурных форм . Современные архитекторы также не отказываются от создания образов движения . В 1969-1970 гг . болгарский архитектор М . Матеев представил на конкурс ( и получил II премию ) проект павильона Болгарии на ЭКСПО -70 в Осака ( рис . 99). За основу образа он взял розу и придал ей " динамич ную " форму готового распуститься бутона . В этом решении архитектурного образа выбор розы пред ставляется вполне оправданным : это не копиробание природной формы , а художественная интерпретация популярного в Болгарии цветка в архитектурном произ ведении . При создании образа памятника Христофору Ко лумбу (1930), предполагаемого к строительству в районе высадки экипажа его корабля на американской земле , архит . К . С . Мельников использовал " борьбу " двух конусов : конуса устойчивости и конуса роста , символически выражающих все трудности плавания и в итоге победу . Последнюю он " окрылил " в полном смысле слова , прикрепив к верхнему конусу ( конусу роста ) крылья , которые силой ветра заставили его вращаться ( рис . 100). Известно , что в живой природе " противоборство " двух конусов — характерная тен денция , отчетливо проявляющаяся , например , в форме кроны и ствола ели , в развитии грибов и т . д . Живая природа может вызвать еще более глубоко скрытые чувственные ассоциации , например , в связи с ростом и стремлением организмов к свету , солнцу , теплу , их жизнеспособностью — утверждением здоро вого начала , проявляющегося в свежих и ярких красках , в упругости тканей , в определенности и постоян стве их формы — жизненной непосредственностью многообразия , даже кажущейся хаотичностью ( подоб но городу , слагавшемуся в течение многих столетий и вобравшему в себя стили различных эпох ). Уместно ли в бионике использование этих ассоциа ций в архитектурных формах ? Вполне уместно , если они правильно интерпретируются и не противоречат гуман ным целям архитектуры . Способы же их выражения в архитектуре подсказывает живая природа . Очевидно , использование эстетических закономерностей природной гармонии не может полностью заменить художест венно - образной выразительности , которая присуща зод честву , как общественному явлению , но возможности архитектурной бионики здесь огромны , Думается , что ассоциативное мышление способству ет пониманию и воспроизведению целостного образа , гармонии форм живой природы и архитектуры . Осо бенно оно важно для понимания " нечто " и многих , часто ускользающих от " глаз " науки изменений форм на современном этапе познания живой природы . Это отмечает также архит . И . Ш . Шевелев , говоря , что гармония формы г достигнутая вне связи с ассоциа циями , не затрагивает глубин человеческого сознания , не обращена к тому , что хранится в памяти человека [29]. Но , подчеркивает И . Ш . Шевелев , искусству архи тектуры свойственны не прямые ассоциации , воссоздаю щие зрительные картины , а ассоциации , пробуждающие , связанные с этими картинами настроения и психоло гические состояния . В разные эпохи , в разной архитек туре они неодинаковы . Античная архитектура , напри мер , ассоциируется с человеком , а древнерусская представляется связанной с образами природы . Иногда задается вопрос : не потеряет ли архитектура в связи с использованием законов формообразования живой природы свое национальное лицо , что с точки зрения развития национальных культур было бы не приемлемым . Мы убеждены в том , что если бы это и случилось , то в этом была бы виновата не архитектурная бионика . Напротив , архитектурная бионика помогает найти еще один путь к развитию национальных черт , а именно в аспекте интерпретации региональных , местных форм живой природы в их целостной , пространственной экосистеме . Последняя же составляет , правда , далеко не единственную , но неотъемлемую часть национальной среды . Одновременно архитектурная бионика не сужает архитектуру до узконациональной , поскольку многие закономерности и принципы организации живых форм являются всеобщими , не говоря уже о том , что исполь зование законов формообразования живой природы не самодовлеюще и подчиняется главной , социальной функции архитектуры . Последним и высшим этапом архитектурно - биони ческого процесса должна стать общественная практика , которая пробуждает новые потребности в бионических методах и может внести коррективы в старые предубеждения против них . Архитектурно - бионическая практика способна настолько развить и обогатить эту архи тектуру , что возникнут фактически совершенно новые гармоничные архитектурно - бионические системы , комп лексы , градостроительные природные единства . |
. страницы: | |||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||
. содержание: | ||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.Лекции |
||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.проекты: | ||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.поиск: [keywords], [global] | ||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.другое: | ||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.дизайн: | ||||||||||||||||||||||||||||||
рaдизайн © 2005 | ||||||||||||||||||||||||||||||
|
© "Архитектурная бионика" / Ю.С. Лебедев — М.: Стройиздат, 1990. — 269 с. © 2005, , ссылайтесь... |
Всё. |