arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Архитектура | Модерн | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
проект:   city-2 / архи.всё -> архи . бионика
   Гармония формообразования В АРХИТЕКТУРЕ И В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ
бионика
Архи . всЁ
прессслужба

BioCity — проект
 

ФОРМА И ПРОСТРАНСТВО В АРХИТЕКТУРЕ

Критериями формы служат : величина ( размерность ), фигура ( очертание ) и положение в пространстве , что в свое время было четко сформулировано известным немецким физиком Г . Лейбницем , который продолжил и конкретизировал в физическом аспекте формообра­зования философию Аристотеля.

Форма в первую очередь — результат движения . В архитектуре — развитие жизни общества, движение творческой мысли, физическое движение ( например , трансформируемые конструкции ), движения руки ар­ хитектора , рисующего проект , а также восприятия форм в процессе движения . Очень образно о последнем писал Г . Лейбниц : . . вообще сущность различается от своих к ачеств только отношением к чувствам . В самом деле , один и тот же город представляет иное зрелище , если смотреть на него с башни , стоящей в его середине , — что совершенно подобно тому , как если бы мы стали рассматривать самую сущность ; и иное — если подойти к нему извне , что совершенно соответст­ вует восприятию качества тела ; и как меняется самый внешний вид города , смотря по тому , подходить ли к нему с восточной или западной стороны , точно так же меняются и качества сооб­разно с различием органов . Из всего этого вполне ясно , что все изменения можно объяснить движением ".

Остановимся лишь на некоторых интересующих нас аспектах изменения формы ( фигуры ) и ее величины в процессе движения — развития , формирования .

В силу естественного явления компенсации увеличе­ ние одного элемента формы ( или формы среди форм ) влечет за собой уменьшение другого , поскольку увели­ чение размеров не безгранично . И в соответствии с пос­ледним фактом , в процессе увеличения начинается де­ ление , дифференциация формы на элементы ( в архи­ тектуре обусловленное и функциональными и конст­ руктивными соображениями , переходящими в эстети­ ческое освоение дифференциации ).

В условиях стандартизации и индустриализации стро­ ительства практически важен так называемый принцип малых изменений формы .

В современной физико - математической науке извест­ но такое явление как " слабые эффекты " или " малые усложнения ". Они представляются как причина наруше­ ния симметрии . В слабых эффектах или малых услож­ нениях , однако , таится большая сила .

Например , планеты движутся не по окружности , а по эллипсам , мало чем отличающимся от окружностей . В этой же планетной системе орбиты , по которым дви­ жутся планеты , лежат чуть - чуть не в одной плоскости .

Известно явление малых краевых смещений атомных слоев в молекулярной структуре , которые , например , оказывают огромнейшее влияние на прочностные свой­ ства строительного материала , — если бы не они , то модуль Юнга приближался бы к теоретическому .

Физики в свое время считали , что процессы , проис­ходящие в мире неживой природы ", симметричны , но открытие малых отклонений в физических явлениях заставили их не только изменить свое мнение , но и пере­ смотреть многие законы физики и , в частности , понима­ ние явлений движения .

В живой природе мы постоянно сталкиваемся с на­ рушением симметрии . Лист березы , фигура человека , стебель растения — и симметричны , и несимметричны . Не случайно К . А . Тимирязев называл такие формы " чуть симметричными ", т . е . с отклонениями от сим­ метрии .

Малые изменения в архитектуре могут позволить :

приспосабливаться к среде и вместе с тем сохранять типовые признаки архитектурной формы ;

экономить энергию ( регуляция тепла , инсоляции , влажности и т . д .) за счет конфигурации формы и ее раз­ меров ;

приспосабливаться к оптимальному восприятию ме­ ханических нагрузок ;

способствовать вариантности сочетаний и комбина­ ций в плотных упаковках ;

обеспечивать гармоничное развитие всех элементов формы .

Известно , что мастерство художника , архитектора заключается в умении доводки формы за счет " чуть - чуть " — небольших , неуловимых изменений . Однако эта важнейшая сторона мастерства архитектора не на­ ходит своей поддержки , например , в индустриальной технологии , хотя небольшие изменения формы стан­ дартных элементов зданий могли бы значительно повы­ сить их комбинаторность и облегчить поиски новых форм архитектуры . Прямоугольный же элемент может лишь породить прямоугольную форму . В преодолении бесконечного повторения прямоугольных форм ( что не исключает возможности создания отдельных краси­ вых прямоугольных форм при их меньшей типовой пов­ торяемости ) может помочь изучение объектов живой природы , представляющих собой образец такого типа " индустриальности ", в которой в единстве выступают функция , технология и форма .

Необходимо сказать несколько слов об интегральности пространства .

Ф . Л . Райт проводил идею интегральности внутреннего и внешнего пространства архитектуры . Пространство у Ф . Л . Райта не пустое место , а насыщенное : архитектура , флора , климат , почва и т . д . Конкретность архитектуры он переносит на конкретность пространства , первоисточ­ ником которого является ландшафт . Неповторимость природного окружения включает неповторимость архи­ тектурных образов . В итоге пространство , по Ф . Л . Райту , — производное масс архитектуры и природы , что он на практике пытался доказать домами , построен­ ными в прериях . Он заявлял о существовании архитек­ туры Земли , Марса , Венеры . Архитектуру людей Ф . Л . Райт считал продолжением архитектуры Земли .

В XX в . теория относительности установила , что гео­ метрические свойства также являются самостоятельны­ ми , но определяются расположением масс ( а еще ранее в науке был поставлен под сомнение вопрос о возмож­ности существования мира по законам эвклидовой геометрии ) [4].

Из заключений А . Эйнштейна можно сделать вывод , что пространство состоит не только из взаимосвязанных между собой тел , но и зон их влияния , т . е . воображае­мых продолжений тел и их пересечений. Иначе гово­ ря , любое пространство есть продолжение твердого те­ла , и невозможно представить пространство , четко разделенное на поле и вещество .

Касаясь вопроса геометрии городской планировки , А . Эйнштейн высказывает мнение , что прямоугольная планировка городов не соответствует геометрическим свойствам поверхности Земли , т . е . природе. По - видимому , А . Эйнштейн воспринимал " прямоугольную ( Эвклидову ) архитектуру как чужеродное тело в прост­ ранстве биосферы .

С нашей точки зрения , зоны влияния архитектурных масс зависят не только от размеров последних , но и от характера формы . Эти зоны в зависимости от силы действия объекта то удаляются , то приближаются к не­ му . В результате - возникает силовое поле влияния ар­ хитектурных масс , в котором существуют сгустки и разрядки . Включая в существующую застройку но­ вый архитектурный объект , необходимо учитывать состояние поля . Будучи размещенным в сгустках поля , он может усилить действие того или иного ансамбля .

Чтобы это установить , необходим серьезный анализ сложившихся архитектурных ситуаций .

Вероятно , существует несколько видов пространств , их иерархическая последовательность . Современная физика утверждает это положение и проводит идею прерывности пространства и времени . Так , гравитаци­ онные взаимодействия определяют геометрические свойства только макрокосмоса . В микромире , где опре­ деляющими являются ядерные силы , они играют нич­ тожную роль . В микромире имеются также области , в которых пространства как такового нет , т . е . свойства этих областей определяются такими силами и взаимо­ действиями сил , которые не создают протяженности . Здесь на первый план выступают структурный уровень материи как более общая и простая , чем пространствен­ но - временной континум , форма бытия . Таким образом , есть основание предположить , что лишь на какой - то ступени этой иерархической лестницы зарождается пространство как таковое , иначе говоря , пространство является формой бытия более сложной структуры ма­терии , поддающейся индивидуализации [6, 7 ]. К такой иерархической ступени пространства относится и архи­ тектура ( архитектурное пространство ). Одним из видов пространств может быть психологическое прост­ ранство , пересекающееся с архитектурным .

Интересно , что твердые тела имеют внутреннее прост­ ранство , которое можно считать определенным качест­ вом в цепи названной прерывности пространства . По­ верхность земли представляет собой границу , отражаю­ щую геометрические законы и свойства внутреннего пространства нашей планеты , трансформирующие их в свойства внешнего пространства . Каждый ландшафтный элемент земли конкретен и неповторим . Чем выше от поверхности земли , тем абстрагирован нее простран­ство . В соответствии с этим архитектура , расположенная ближе к земле , должна приобретать близкие человеку конкретные формы в смысле проработанности их плас­тики , выражения функции среды и общественного отно­ шения к ним человека в эстетическом и идеологическом планах .

  . страницы:
1  11  21
2 12 22
3 13 23
4 14 24
5 15 25
6 16 26
7 17 27
8 18 28
9 19 29
10 20 30
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.поиск: [keywords], [global]
    
   
  . архи.другое:
Laguna Proun  — проект для Венеции
  . архи.дизайн:
  Семён Расторгуев ©  рaдизайн © 2005 

click "refresh" if uncorrect value 

    © "Архитектурная бионика" / Ю.С. Лебедев — М.: Стройиздат, 1990. — 269 с.

    © 2005, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.
Hosted by uCoz