|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Архитектура | Модерн | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
city-2 /
архи.всё -> архи
. бионика Гармония формообразования В АРХИТЕКТУРЕ И В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ |
||||||||||||||||||||||||||||||
ФОРМА И ПРОСТРАНСТВО В АРХИТЕКТУРЕ Критериями формы служат : величина ( размерность ), фигура ( очертание ) и положение в пространстве , что в свое время было четко сформулировано известным немецким физиком Г . Лейбницем , который продолжил и конкретизировал в физическом аспекте формообразования философию Аристотеля. Форма в первую очередь — результат движения . В архитектуре — развитие жизни общества, движение творческой мысли, физическое движение ( например , трансформируемые конструкции ), движения руки ар хитектора , рисующего проект , а также восприятия форм в процессе движения . Очень образно о последнем писал Г . Лейбниц : . . вообще сущность различается от своих к ачеств только отношением к чувствам . В самом деле , один и тот же город представляет иное зрелище , если смотреть на него с башни , стоящей в его середине , — что совершенно подобно тому , как если бы мы стали рассматривать самую сущность ; и иное — если подойти к нему извне , что совершенно соответст вует восприятию качества тела ; и как меняется самый внешний вид города , смотря по тому , подходить ли к нему с восточной или западной стороны , точно так же меняются и качества сообразно с различием органов . Из всего этого вполне ясно , что все изменения можно объяснить движением ". Остановимся лишь на некоторых интересующих нас аспектах изменения формы ( фигуры ) и ее величины в процессе движения — развития , формирования . В силу естественного явления компенсации увеличе ние одного элемента формы ( или формы среди форм ) влечет за собой уменьшение другого , поскольку увели чение размеров не безгранично . И в соответствии с последним фактом , в процессе увеличения начинается де ление , дифференциация формы на элементы ( в архи тектуре обусловленное и функциональными и конст руктивными соображениями , переходящими в эстети ческое освоение дифференциации ). В условиях стандартизации и индустриализации стро ительства практически важен так называемый принцип малых изменений формы . В современной физико - математической науке извест но такое явление как " слабые эффекты " или " малые усложнения ". Они представляются как причина наруше ния симметрии . В слабых эффектах или малых услож нениях , однако , таится большая сила . Например , планеты движутся не по окружности , а по эллипсам , мало чем отличающимся от окружностей . В этой же планетной системе орбиты , по которым дви жутся планеты , лежат чуть - чуть не в одной плоскости . Известно явление малых краевых смещений атомных слоев в молекулярной структуре , которые , например , оказывают огромнейшее влияние на прочностные свой ства строительного материала , — если бы не они , то модуль Юнга приближался бы к теоретическому . Физики в свое время считали , что процессы , происходящие в мире неживой природы ", симметричны , но открытие малых отклонений в физических явлениях заставили их не только изменить свое мнение , но и пере смотреть многие законы физики и , в частности , понима ние явлений движения . В живой природе мы постоянно сталкиваемся с на рушением симметрии . Лист березы , фигура человека , стебель растения — и симметричны , и несимметричны . Не случайно К . А . Тимирязев называл такие формы " чуть симметричными ", т . е . с отклонениями от сим метрии . Малые изменения в архитектуре могут позволить : приспосабливаться к среде и вместе с тем сохранять типовые признаки архитектурной формы ; экономить энергию ( регуляция тепла , инсоляции , влажности и т . д .) за счет конфигурации формы и ее раз меров ; приспосабливаться к оптимальному восприятию ме ханических нагрузок ; способствовать вариантности сочетаний и комбина ций в плотных упаковках ; обеспечивать гармоничное развитие всех элементов формы . Известно , что мастерство художника , архитектора заключается в умении доводки формы за счет " чуть - чуть " — небольших , неуловимых изменений . Однако эта важнейшая сторона мастерства архитектора не на ходит своей поддержки , например , в индустриальной технологии , хотя небольшие изменения формы стан дартных элементов зданий могли бы значительно повы сить их комбинаторность и облегчить поиски новых форм архитектуры . Прямоугольный же элемент может лишь породить прямоугольную форму . В преодолении бесконечного повторения прямоугольных форм ( что не исключает возможности создания отдельных краси вых прямоугольных форм при их меньшей типовой пов торяемости ) может помочь изучение объектов живой природы , представляющих собой образец такого типа " индустриальности ", в которой в единстве выступают функция , технология и форма . Необходимо сказать несколько слов об интегральности пространства . Ф . Л . Райт проводил идею интегральности внутреннего и внешнего пространства архитектуры . Пространство у Ф . Л . Райта не пустое место , а насыщенное : архитектура , флора , климат , почва и т . д . Конкретность архитектуры он переносит на конкретность пространства , первоисточ ником которого является ландшафт . Неповторимость природного окружения включает неповторимость архи тектурных образов . В итоге пространство , по Ф . Л . Райту , — производное масс архитектуры и природы , что он на практике пытался доказать домами , построен ными в прериях . Он заявлял о существовании архитек туры Земли , Марса , Венеры . Архитектуру людей Ф . Л . Райт считал продолжением архитектуры Земли . В XX в . теория относительности установила , что гео метрические свойства также являются самостоятельны ми , но определяются расположением масс ( а еще ранее в науке был поставлен под сомнение вопрос о возможности существования мира по законам эвклидовой геометрии ) [4]. Из заключений А . Эйнштейна можно сделать вывод , что пространство состоит не только из взаимосвязанных между собой тел , но и зон их влияния , т . е . воображаемых продолжений тел и их пересечений. Иначе гово ря , любое пространство есть продолжение твердого тела , и невозможно представить пространство , четко разделенное на поле и вещество . Касаясь вопроса геометрии городской планировки , А . Эйнштейн высказывает мнение , что прямоугольная планировка городов не соответствует геометрическим свойствам поверхности Земли , т . е . природе. По - видимому , А . Эйнштейн воспринимал " прямоугольную ( Эвклидову ) архитектуру как чужеродное тело в прост ранстве биосферы . С нашей точки зрения , зоны влияния архитектурных масс зависят не только от размеров последних , но и от характера формы . Эти зоны в зависимости от силы действия объекта то удаляются , то приближаются к не му . В результате - возникает силовое поле влияния ар хитектурных масс , в котором существуют сгустки и разрядки . Включая в существующую застройку но вый архитектурный объект , необходимо учитывать состояние поля . Будучи размещенным в сгустках поля , он может усилить действие того или иного ансамбля . Чтобы это установить , необходим серьезный анализ сложившихся архитектурных ситуаций . Вероятно , существует несколько видов пространств , их иерархическая последовательность . Современная физика утверждает это положение и проводит идею прерывности пространства и времени . Так , гравитаци онные взаимодействия определяют геометрические свойства только макрокосмоса . В микромире , где опре деляющими являются ядерные силы , они играют нич тожную роль . В микромире имеются также области , в которых пространства как такового нет , т . е . свойства этих областей определяются такими силами и взаимо действиями сил , которые не создают протяженности . Здесь на первый план выступают структурный уровень материи как более общая и простая , чем пространствен но - временной континум , форма бытия . Таким образом , есть основание предположить , что лишь на какой - то ступени этой иерархической лестницы зарождается пространство как таковое , иначе говоря , пространство является формой бытия более сложной структуры материи , поддающейся индивидуализации [6, 7 ]. К такой иерархической ступени пространства относится и архи тектура ( архитектурное пространство ). Одним из видов пространств может быть психологическое прост ранство , пересекающееся с архитектурным . Интересно , что твердые тела имеют внутреннее прост ранство , которое можно считать определенным качест вом в цепи названной прерывности пространства . По верхность земли представляет собой границу , отражаю щую геометрические законы и свойства внутреннего пространства нашей планеты , трансформирующие их в свойства внешнего пространства . Каждый ландшафтный элемент земли конкретен и неповторим . Чем выше от поверхности земли , тем абстрагирован нее пространство . В соответствии с этим архитектура , расположенная ближе к земле , должна приобретать близкие человеку конкретные формы в смысле проработанности их пластики , выражения функции среды и общественного отно шения к ним человека в эстетическом и идеологическом планах . |
. страницы: | |||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||
. содержание: | ||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.Лекции |
||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.проекты: | ||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.поиск: [keywords], [global] | ||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.другое: | ||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.дизайн: | ||||||||||||||||||||||||||||||
рaдизайн © 2005 | ||||||||||||||||||||||||||||||
|
© "Архитектурная бионика" / Ю.С. Лебедев — М.: Стройиздат, 1990. — 269 с. © 2005, , ссылайтесь... |
Всё. |