|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Архитектура | Модерн | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
city-2 /
архи.всё -> архи
. бионика Гармония формообразования В АРХИТЕКТУРЕ И В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ |
||||||||||||||||||||||||||||||
Есть еще одно интересное соображение , высказанное А . К . Буровым об ощущении недостаточности известных нам отношений золотого сечения в первой его производной для получения " тонких отношений , почти равных членению пополам ". Не случайно поэтому и И . В . Жолтовский , и А . К . Буров пытались найти менее " контрастные ", менее резкие результаты отношений в золотом сечении — его производные 528:472 и 507:493. В живой природе мы обнаруживаем очень " мягкие " нюансные соразмерности . Их выявление важно для дальнейшего совершенствования средств гармонизации в архитектуре . Но наряду с нюансными производными золотого сечения в живой природе существуют и весь ма резкие его соотношения , свидетельствующие не только о малых изменениях , но и о динамичных рыв ках в процессе роста организмов и их приспособляе мости к условиям жизненной среды . Известно , что циклы роста живых существ неравномерны в течение их жизни . Кроме того , существуют метеорологические факторы , ускоряющие или замедляющие рост . По - видимому , и в архитектуре , в том числе и в индустриаль ном строительстве , необходимо сочетать динамику резких увеличений и малых изменений форм , используя золотое сечение ( наряду с другими средствами гармони зации ) , которым , если уж его применять , должна быть пронизана вся структура здания . Однако методику применения золотого сечения следует разрабатывать заново , а его значение , как уже было сказано , не стоит преувеличивать , но и не надо преуменьшать . Интерес к пропорции в архитектуре в наше время был несколько утрачен . Произошло это , во - первых , в связи с индустриализацией строительства , основан ной на первых этапах главным образом на внедрении сборных , стандартных элементов , размеры которых определялись в первую очередь утилитарно - функцио нальными требованиями и экономикой ; во - вторых , в связи с внедрением в архитектуру сложных прост ранственных конструкций , пропорционирование форм которых весьма затруднилось. Современные методы математики , например , то пологии , статистики , внедрение в науку электронно - вычислительных машин и т . д . позволяют исследовать законы соразмерностей сложных форм , вникая в их сущность . При этом нужно учитывать , что зрительный аппарат человека , а в определенной степени и его пси хология формировались в течение многих тысячелетий на объектах живой природы . В этом отношении несомненно прав А . К . Буров , когда говорит , что пропорции — это далеко не все то , что нужно , пропорции — это очень небольшая часть от всей задачи архитектуры . Овладеть пропорцией и не овладеть архитектурой , это все равно , что ничего не уметь делать . Но А . К . Буров и не преуменьшал значение пропорций в архитектуре ; он писал , что одним из основных условий гармонического решения архитектуры здания является соблюдение такого пропор ционального построения , при котором все соотношения здания находились бы в единой пропорциональной за висимости . БИОНИКА И АРХИТЕКТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО Неудовлетворительность формой и способами , кото рыми архитектура выражает свою сущность , в мире людей извечна . Человек всегда испытывал потребность что - либо изменить , внести новое в движение истории . Архитектура — это одно из проявлений его деятель ности . Мы стремимся к новым архитектурным формам , к более точному и понятному их выражению . Однако нас интересуют не просто новые архитектурные формы , но и логическая система конструкций , отражающей импульсы научно - технического прогресса . Импульсы современной жизни вдохновляют зодчих на создание новой архитектуры с помощью новых средств . К достижению цели ведет много путей — вер ных и ошибочных , известных и непроторенных . Как уже говорилось , предметом данной работы яв ляются вопросы конкретного проявления метода биони ки в архитектурном творчестве ( рис . 87). Архитектурная бионика развивает художественную фантазию будущего архитектора , но и таит в себе опасность формального понимания законов развития биоло гических организмов уже на уровне первых учебных экспериментов . Однако оценка первой ступени использования метода архитектурной бионики в " создании " архитектурных форм гарантирует направление следую щего хода и убеждает в том , что мы находимся лишь в самом начале нового познания . При подготовке будущих архитекторов возникает вопрос , возможен ли общий , упрощенный метод архи тектурного творчества ? Ведь архитектурное творчество считается чем - то неповторимым , индивидуальным . Ар хитектурная бионика дает положительный ответ . Обо гащая архитектурное творчество научным методом , она становится одним из важнейших моментов возникновения архитектурного произведения , проявлением и формой объективно - субъективного отражения и ре конструкции мира . На основе применения в СССР фундаментально разработанной в настоящее время теории эстетики мож но с уверенностью сказать , что метод архитектурной бионики привносит в архитектуру " конструктивно - зна ковые " элементы , участвующие в образовании худо жественного стиля ( рис . 88). Молодому архитектору , как в прошлом , так и в настоящем , архитектура его современности представ ляется недостаточно революционной .
Рис . 87. Поиски новых ар хитектурных форм , навеян ных живой природой . Мастер ская архитектурной бионики архитектурного факультета Словацкой высшей техничес кой школы ( Братислава ЧССР ) © Sarafin Michal ( CSSR ), 1983. |
. страницы: | |||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||
. содержание: | ||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.Лекции |
||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.проекты: | ||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.поиск: [keywords], [global] | ||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.другое: | ||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.дизайн: | ||||||||||||||||||||||||||||||
рaдизайн © 2005 | ||||||||||||||||||||||||||||||
|
© "Архитектурная бионика" / Ю.С. Лебедев — М.: Стройиздат, 1990. — 269 с. © 2005, , ссылайтесь... |
Всё. |