|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Архитектура | Модерн | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
city-2 /
архи.всё -> архи
. бионика Гармония формообразования В АРХИТЕКТУРЕ И В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ |
||||||||||||||||||||||||||||||
Он называет это законом пропорций и утверждает , что этот закон проявляется в пропорциях человечес кого тела и в теле тех животных , формы которых отличаются изяществом ; он также видит этот закон и в некоторых эллинских храмах ( в частности , в Парфеноне ) , в ботанике и в музыке . Г . Е . Тимердинг , не являясь фанатичным поклонником золотого сечения , опубликовал небольшую брошюру под названием " Der goldene Schnitt " (" Золотое сечение "), в которой отмечает , как пишет об этом М , Гика , что применение этого пропорционального соотношения ( на примере пропорцией ирования прямоугольника ) ". . . глубоко внедрилось в наше сознание , так как формат большинства книг , листов бумаги , плиток шоколада , открыток и пр . — не что иное , как прямоугольник Ф " [21]. М . Гика , раскрывая этот вопрос , далее пишет , что Цейзинг ". . . как нам кажется , первым отметил , что золо тое сечение служит модулем фасада Парфенона , а также профи ля большинства птичьих яиц , не только благодаря отношению между большой и малой осями , но также и вследствие положе ния последней ". Наконец , в ботанике он ( Цейзинг — Ю . Л .) открыл " закон углов ", согласно которому угловые расхожде ния ветвей соответствуют делению человеческого тела через точку пупка по принципу Ф . Это значит , что сред няя величина углового отклонения ос = г 137 ° 30'28", из чего следует : ос /(360 ° - «с ) =1360 ° - ее ) /360 ° ". Если принять 360 ° — то это равноценно И далее : ". . . небезынтересно отметить , что задним числом было найдено логическое объяснение наличию золотого сечения в ботанике . Если вычислить , какой постоянный угол должны образовывать листья или ветви растения ( расположенные вдоль стебля или ствола восходящими спиралями ), чтобы получать наибольшее количество вертикально падающего света ( так , что бы их горизонтальная проекция никогда не покрывалась цели ком ) , то математическим решением этой проблемы является угол , равный 137 ° 30' 28" Изучая проблему классификации листьев , Черч открыл вышеуказанное практическое объяснение ( математически подтвержденное профессором Визнером в 1875 г .) и дал выражению л =360 ° / Ф 2 =137 о ЗО ' наимено вание идеального угла ". Вернемся к Тимердингу . Он приводит в своей книге также сведения об основателе психофизики — Г . Т . Фех - нере , который в 1876 г . произвел ряд " эстетически - статистических " опытов и просил многих людей вы брать среди различных прямоугольников ( включая квадрат ) такую форму , которая им больше всего нравится . Подавляющим большинством был выбран прямоугольник с модулем Ф ( рис . 76) . В XX в . приоритет в дальнейших разработках золо того сечения , пожалуй , принадлежит Т . Куку , Д . Хэм - биджу , Е . Месселю , Ле Корбюзье и И . В . Жолтовскому , но прежде — о каноне * пропорций человеческой фигуры . Исследования пропорций человека представляют собой не только естественно - научный и познавательный искусствоведческий интерес , но и служат фундамен тальной основой для решения ряда прикладных задач архитектуры , строительства , эргономики , робототехни ки , протезирования , спорта и др . В архитектурно - бионическом аспекте актуальность этих исследований определяется основными тенденциями развития архи тектурной теории и практики , связанными с разработ кой проблем эстетики , гармонии и стандартизации ар хитектурной среды . Канонизация ( от греч . канон — правило )' пропорций человеческой фигуры , или , иначе говоря , построение ее математической ( геометрической ) модели , явля ется , пожалуй , одним из наиболее древних актов твор чества человека ( рис . 77) . Первый из известных к настоящему времени кано нов был разработан художниками Древнего Египта [20]. Согласно этому канону , основанному на деталь нейших измерениях частей человеческого тела , фигуры взрослых мужчин и женщин , а также детей строились по единой схеме . Разница в росте , а также в позах оп ределялась не пропорциями , а социальным положением изображаемых людей . Пропорциональное соотношение неодушевленных предметов по сравнению с челове ческой фигурой в расчет вообще не принималось . Следующий этап канонизации геометрически упоря доченного образа человека связан с работами художни ков и скульпторов Древней Греции , для которых сущ ность прекрасного заключалась в стройном порядке , симметрии и гармоничном сочетании целого и его час тей . Античный канон известен по сочинению скульпто ра Поликлета о пропорциях человеческого тела , напи санному им в 432 г . до н . э ., и по статуе " Дорифор ", созданной им же для иллюстрации этих пропорций , а также служившей моделью для рисования . В отличие от древнеегипетской модульной системы в античном каноне рост человека " брался как целое , как единица , потом фиксировалась отдельная часть тела как таковая , какова бы она ни была по своим раз мерам , и уже только после этого фиксировалось отно шение каждой такой части к целому " [22]. Согласно этому канону , морфометрическая характеристика чело веческого тела определялёсь в основном следующими позициями : высота головы составляет седьмую часть от высоты фигуры человека среднего роста , восьмую — высокого роста , шестую — низкого роста ; торс по вы соте делится на три части , равные высоте головы ; от подбородка до сосков , от сосков до пупка . От пупка до нижнего края лобкового сочленения ; высота бедра , а также голени со ступней равны двум размерам го ловы . Витрувий в своем знаменитом трактате об архитектуре , разъясняя устройство храмов , приводит следую щее наблюдение : ". . . природа сложила человеческое тело так , что лицо от подбородка до верхней линии лба и начала корней волос составляет десятую долю тела , так же как и вытянутая кисть от запястья до конца среднего пальца ; голова от подбородка до темени — восьмую , и вместе с шеей , начиная с ее основания от верха груди до начала корней волос , — шестую , а от середины груди до темени — четвертую . . . Ступня составляет шестую часть длины тела , локтевая часть руки — четверть и грудь — тоже четверть . У остальных частей есть также своя соразмерность , которую тоже в расчет принимали древ ние живописцы и ваятели ". .." [23]. Одной из важнейших операций в познании явлений или объектов природы для античных ученых была опе - рация нахождения середины , центра ( центра симмет рии , центра тяжести , равновесия и др .) человеческого тела . Естественным центром человеческого тела , по Витрувию , является пупок : " Ибо , если положить челове ка навзничь с распростертыми руками и ногами и приставить ножку циркуля к его пупку , то при описании окружности ли ния ее коснется пальцев обеих рук и ног . Точно так же , как из тела может быть получено очертание окружности , из него можно образовать и фигуру квадрата . Ибо если измерить расстояние от подошвы ног до темени и приложить ту же меру к распро стертым рукам , то получится одинаковая ширина и длина , так же как на правильных квадратных площадках ". Многие исследователи считают , в частности , что вы шеприведенный отрывок из трактата Витрувия послужил основой для широко известного схематического рисунка пропорций человеческого тела , выполненного Леонардо да Винчи и воспроизведенного в переиздани ях Витрувия , вышедших в 1511 и 1521 гг . Леонардо да Винчи в одной из своих записных книжек , интер претируя Витрувия , отмечает : " Если вы раздвинете ноги так широко , что ваш рост уменьшится на 1/14, и разведете в сторону поднятые руки так , что средние пальцы окажутся на уровне макушки , то , да будет вам известно , центр распростер тых конечностей окажется в пупке , а пространство , ограни ченное ногами , будет равносторонним треугольником "' [24]. Анализируя литературные данные , нетрудно убе диться в том , что и в античные времена , и в эпоху Воз рождения разработка канонов человеческой фигуры велась в основном в направлении выявления жестко детерминированной схемы пропорций тела взрослого человека . Согласно имеющимся исследованиям , отно шение между частями фигуры в " Каноне " Поликлета выражаются сложными дробями и даже иррациональ ными числами . Вместе с тем для практики архитектуры и искусства требовались удобные , легко запоминае мые модели , морфометрические характеристики кото рых задавались бы более простыми соотношениями . Упрощения были неизбежны . Этим , по - видимому , объясняется преобладание в античных моделях фигуры человека пропорциональных соотношений , получающихся за счет операций деления единичного отрезка пополам , на три части , на четыре части и т . п . |
. страницы: | |||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||
. содержание: | ||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.Лекции |
||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.проекты: | ||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.поиск: [keywords], [global] | ||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.другое: | ||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.дизайн: | ||||||||||||||||||||||||||||||
рaдизайн © 2005 | ||||||||||||||||||||||||||||||
|
© "Архитектурная бионика" / Ю.С. Лебедев — М.: Стройиздат, 1990. — 269 с. © 2005, , ссылайтесь... |
Всё. |