arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Архитектура | Модерн | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
проект:   city-2 / архи.всё -> архи . бионика
   Гармония формообразования В АРХИТЕКТУРЕ И В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ
бионика
Архи . всЁ
прессслужба

BioCity — проект
 

Он называет это законом пропорций и утверждает , что этот закон проявляется в пропорциях человечес кого тела и в теле тех животных , формы которых отличаются изяществом ; он также видит этот закон и в некоторых эллинских храмах ( в частности , в Парфеноне ) , в ботанике и в музыке .

Г . Е . Тимердинг , не являясь фанатичным поклонником золотого сечения , опубликовал небольшую брошюру под названием " Der goldene Schnitt " (" Золотое сечение "), в которой отмечает , как пишет об этом М , Гика , что применение этого пропорционального соотношения ( на примере пропорцией ирования прямоугольника ) ". . . глубоко внедрилось в наше сознание , так как формат большинства книг , листов бумаги , плиток шоколада , открыток и пр . — не что иное , как прямоугольник Ф " [21].

М . Гика , раскрывая этот вопрос , далее пишет , что Цейзинг ". . . как нам кажется , первым отметил , что золо­ тое сечение служит модулем фасада Парфенона , а также профи­ ля большинства птичьих яиц , не только благодаря отношению между большой и малой осями , но также и вследствие положе­ ния последней ".

Наконец , в ботанике он ( Цейзинг — Ю . Л .) открыл " закон углов ", согласно которому угловые расхожде­ ния ветвей соответствуют делению человеческого тела через точку пупка по принципу Ф . Это значит , что сред­ няя величина углового отклонения ос = г 137 ° 30'28", из чего следует :

ос /(360 ° - «с ) =1360 ° - ее ) /360 ° ". Если принять 360 ° — то это равноценно

И далее : ". . . небезынтересно отметить , что задним числом было найдено логическое объяснение наличию золотого сечения в ботанике . Если вычислить , какой постоянный угол должны образовывать листья или ветви растения ( расположенные вдоль стебля или ствола восходящими спиралями ), чтобы получать наибольшее количество вертикально падающего света ( так , что­ бы их горизонтальная проекция никогда не покрывалась цели­ ком ) , то математическим решением этой проблемы является угол , равный 137 ° 30' 28" Изучая проблему классификации листьев , Черч открыл вышеуказанное практическое объяснение ( математически подтвержденное профессором Визнером в 1875 г .) и дал выражению л =360 ° / Ф 2 =137 о ЗО ' наимено­ вание идеального угла ".

Вернемся к Тимердингу . Он приводит в своей книге также сведения об основателе психофизики — Г . Т . Фех - нере , который в 1876 г . произвел ряд " эстетически - статистических " опытов и просил многих людей вы­ брать среди различных прямоугольников ( включая квадрат ) такую форму , которая им больше всего нравится . Подавляющим большинством был выбран прямоугольник с модулем Ф ( рис . 76) .

В XX в . приоритет в дальнейших разработках золо­ того сечения , пожалуй , принадлежит Т . Куку , Д . Хэм - биджу , Е . Месселю , Ле Корбюзье и И . В . Жолтовскому , но прежде — о каноне * пропорций человеческой фигуры .

Исследования пропорций человека представляют со­бой не только естественно - научный и познавательный искусствоведческий интерес , но и служат фундамен­ тальной основой для решения ряда прикладных задач архитектуры , строительства , эргономики , робототехни­ ки , протезирования , спорта и др . В архитектурно - бионическом аспекте актуальность этих исследований определяется основными тенденциями развития архи­ тектурной теории и практики , связанными с разработ­ кой проблем эстетики , гармонии и стандартизации ар­ хитектурной среды .

Канонизация ( от греч . канон — правило )' пропорций человеческой фигуры , или , иначе говоря , построение ее математической ( геометрической ) модели , явля­ ется , пожалуй , одним из наиболее древних актов твор­ чества человека ( рис . 77) .

Первый из известных к настоящему времени кано­ нов был разработан художниками Древнего Египта [20]. Согласно этому канону , основанному на деталь­ нейших измерениях частей человеческого тела , фигуры взрослых мужчин и женщин , а также детей строились по единой схеме . Разница в росте , а также в позах оп­ ределялась не пропорциями , а социальным положением изображаемых людей . Пропорциональное соотношение неодушевленных предметов по сравнению с челове­ ческой фигурой в расчет вообще не принималось .

Следующий этап канонизации геометрически упоря­ доченного образа человека связан с работами художни­ ков и скульпторов Древней Греции , для которых сущ­ ность прекрасного заключалась в стройном порядке , симметрии и гармоничном сочетании целого и его час­ тей . Античный канон известен по сочинению скульпто­ ра Поликлета о пропорциях человеческого тела , напи­ санному им в 432 г . до н . э ., и по статуе " Дорифор ", созданной им же для иллюстрации этих пропорций , а также служившей моделью для рисования .

В отличие от древнеегипетской модульной системы в античном каноне рост человека " брался как целое , как единица , потом фиксировалась отдельная часть тела как таковая , какова бы она ни была по своим раз­ мерам , и уже только после этого фиксировалось отно­ шение каждой такой части к целому " [22]. Согласно этому канону , морфометрическая характеристика чело­ веческого тела определялёсь в основном следующими позициями : высота головы составляет седьмую часть от высоты фигуры человека среднего роста , восьмую — высокого роста , шестую — низкого роста ; торс по вы­ соте делится на три части , равные высоте головы ; от подбородка до сосков , от сосков до пупка . От пупка до нижнего края лобкового сочленения ; высота бедра , а также голени со ступней равны двум размерам го­ ловы .

Витрувий в своем знаменитом трактате об архитек­туре , разъясняя устройство храмов , приводит следую­ щее наблюдение : ". . . природа сложила человеческое тело так , что лицо от подбородка до верхней линии лба и начала корней волос составляет десятую долю тела , так же как и вытянутая кисть от запястья до конца среднего пальца ; голова от подбородка до темени — восьмую , и вместе с шеей , начиная с ее основания от верха груди до начала корней волос , — шес­тую , а от середины груди до темени — четвертую . . . Ступня составляет шестую часть длины тела , локтевая часть руки — четверть и грудь — тоже четверть . У остальных частей есть также своя соразмерность , которую тоже в расчет принимали древ­ ние живописцы и ваятели ". .." [23].

Одной из важнейших операций в познании явлений или объектов природы для античных ученых была опе -

рация нахождения середины , центра ( центра симмет­ рии , центра тяжести , равновесия и др .) человеческого тела . Естественным центром человеческого тела , по Витрувию , является пупок : " Ибо , если положить челове­ ка навзничь с распростертыми руками и ногами и приставить ножку циркуля к его пупку , то при описании окружности ли­ ния ее коснется пальцев обеих рук и ног . Точно так же , как из тела может быть получено очертание окружности , из него можно образовать и фигуру квадрата . Ибо если измерить расстояние от подошвы ног до темени и приложить ту же меру к распро­ стертым рукам , то получится одинаковая ширина и длина , так же как на правильных квадратных площадках ".

Многие исследователи считают , в частности , что вы­ шеприведенный отрывок из трактата Витрувия послу­жил основой для широко известного схематического рисунка пропорций человеческого тела , выполненного Леонардо да Винчи и воспроизведенного в переиздани­ ях Витрувия , вышедших в 1511 и 1521 гг . Леонардо да Винчи в одной из своих записных книжек , интер­ претируя Витрувия , отмечает : " Если вы раздвинете ноги так широко , что ваш рост уменьшится на 1/14, и разведете в сторону поднятые руки так , что средние пальцы окажутся на уровне макушки , то , да будет вам известно , центр распростер­ тых конечностей окажется в пупке , а пространство , ограни­ ченное ногами , будет равносторонним треугольником "' [24].

Анализируя литературные данные , нетрудно убе­ диться в том , что и в античные времена , и в эпоху Воз­ рождения разработка канонов человеческой фигуры велась в основном в направлении выявления жестко детерминированной схемы пропорций тела взрослого человека . Согласно имеющимся исследованиям , отно­ шение между частями фигуры в " Каноне " Поликлета выражаются сложными дробями и даже иррациональ­ ными числами . Вместе с тем для практики архитектуры и искусства требовались удобные , легко запоминае­ мые модели , морфометрические характеристики кото­ рых задавались бы более простыми соотношениями . Упрощения были неизбежны . Этим , по - видимому , объясняется преобладание в античных моделях фигуры человека пропорциональных соотношений , получающих­ся за счет операций деления единичного отрезка пополам , на три части , на четыре части и т . п .

  . страницы:
1  11  21
2 12 22
3 13 23
4 14 24
5 15 25
6 16 26
7 17 27
8 18 28
9 19 29
10 20 30
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.поиск: [keywords], [global]
    
   
  . архи.другое:
Millennium 2010        © ШтоРаМаг
  . архи.дизайн:
  Семён Расторгуев ©  рaдизайн © 2005 

click "refresh" if uncorrect value 

    © "Архитектурная бионика" / Ю.С. Лебедев — М.: Стройиздат, 1990. — 269 с.

    © 2005, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.
Hosted by uCoz