|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Архитектура | Модерн | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
city-2 /
архи.всё -> архи
. бионика Гармония формообразования В АРХИТЕКТУРЕ И В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ |
||||||||||||||||||||||||||||||
Будущий архи тектор полагает , что с его приходом в архитектуру мир преобразится . Эти слова отражают идеи К . Гонзика и других представителей архитектуры Чехословакии 20 — 30- х годов , в которых можно найти историческое наследие и для архитектурной бионики . Архитектор в своей работе привыкает к логическому методу мышления и тем самым создает вокруг себя как бы преграду для вхождения в мир , где формы объединяются согласно другим принципам , нежели только логическим . Архитектурная бионика предоставляет ему эту возможность . Художественная фантазия ( первая стадия ) должна помочь форме родиться из функции . Речь идет об исключительно тонком процессе , и достаточно лишь слегка преступить грань , чтобы форма разошлась с функцией и подавила ее . К . Гонзик сравнивал функцию и форму с двумя угольками лампы , которые светятся лишь в определенном оптимуме . Если они слишком отдаляются , то между ними образуется избыточное давление и излучение прекращается . Задача состоит в том , чтобы найти художественную форму для функционального решения . Эскизы , выполненные молодыми архитекторами , свидетельствуют о стремлении открыть более высокое архитектурное качество , отличное от того , что нам сегодня представляется удобным в механически воспроизведенной " панельной " схеме . Инерция архитектурной формы . Мы встречаемся с ней ежедневно . Время от времени от нее избавляем ся , но вместе с тем нас возмущают и новые формы , зачастую чужие нашим чувствам , предсказывающие приход новой функции . Вокруг нас постоянно возникают противоречия меж ду старой формой и новой жизнью . Наряду с этим рождаются новые формы , предназначенные для новых функций , еще не вошедших в жизнь . Повсюду происходит движение , которое имеет своей целью достиже ние равновесия форм , их спокойствия , зрелости . Уже в период деятельности чехословацкого архитектурного авангарда 20 — 30- годов источник художественных впе чатлений рассматривается как выражение функцио нальности и абстрактности . Суть функционализма заключается в том , что главным в архитектуре считает ся ее функциональность — такая пластичность сооруже ния или пространства , которая отчетливо выражает все функции сооружения ( включая и технические ). А функциональность , в свою очередь , имеет внутреннее и внешнее выражение . Оба выражения до некоторой степени противоположны , и архитекторам выпала за дача поиска их выравнивания . Теоретические основы этой среднеевропейской школы архитектуры , поддержанные школой Баухауза , образуют предпосылки при менения архитектурной бионики в процессе архитектур ного творчества . В творческом диалоге функции и конструкции рас крываются закономерности , перед которыми стоит развитие архитектуры . Сегодня многие архитектур ные произведения напоминают орган , который про должает жить даже тогда , когда он уже не нужен ( на пример , в природе зубы моржей и их неиспользован - ность ). Так форма приходит в противоречие с функ цией . Функция динамична , мы ищем и предвидим , какие формы будут ей соответствовать или , наоборот , какие формы будут предусматривать или программи ровать новые функции . Создание бионических моделей через " технологи ческое изучение " биологических организмов становится средством возникновения новых форм в архитекту ре ( рис . 89). Бионические модели , основанные на конструкции " точек соединения " ее отдельных составных частей . В отличие от мембранного типа устойчивости " непре рывной системы " они основывают способность своего действия на устойчивости точки , узла , соединения .
Рис . 88. Архитектурно - бионические модели , навеянные внешним восприятием природных форм В практике строительства мы привыкли к " точкам " совместного воздействия конструкций , обеспечиваю щих устойчивость в постоянных точно определенных направлениях . В настоящее время ставится задача соединения конструкций , гибких в функциональном отношении , допускающих возможность замены экс плуатационных функций и быстрой застройки комплек сов и т . д . " Точка движения " становится основным звеном адаптационных , трансформирующихся способностей конструкций . Их совершенствование мы ищем с по мощью архитектурной бионики . Предметом изучения являются в первую очередь те места — точки , благода ря которым биологический организм наиболее совершенно реагирует на изменения условий жизни : против засухи — изменением окраски , против силы ветра — эластичностью своих составных частей , целеустремленным движением за солнцем , и т . п . То же самое мож но сказать о совершенстве человеческого организма и строении суставов его скелета . Нам известны " линейные " направления движения , при которых конструкция может изменить свою фор му . Примером является бионическая модель , основан ная на изучении живых гибких тканей , сморщивающихся или натягивающихся . И в них на первый взгляд дви жение происходит на основе бионической модели линей ного движения . Это ткани - структуры , в которых зало жена способность к преобразованию формы : или в за висимости от роста ( например , порядок роста гриба ), или путем системы раскрытия или закрытия как ес тественной реакции растения на изменения внешнего микроклимата ( рис . 90). Точки движения бионической конструкции могут быть также узловыми . На их принципе основывается целый ряд пространственных стальных конструкций , у которых наблюдается бионическое свойство " раз множения " одного элемента клетки в систему элемен тов . " Выращивание " клеток соответствует таким свой ствам строительных конструкций , как сборка и мон таж . Стебель растения представляет собой не просто совокупность клеток , он укреплен внутренне системой узлов и стержней ( рис .91). Мы находимся перед фактом новых архитектурных экспериментов . Ищем спасения от изощренности ( ра финированности ) и эклектики . Изменяем традицион ную логику архитектуры в связи с появлением новых
Рис . 89. Модели конструкций живой природы . Архитекторы М . Шарафин ( рук .), И . Лиштиак , И . Гаржова . Моделирование пневматической формы стебля растения материалов и конструкций ( Ц . Сидел — Е . Торроха ). Логика архитектуры имеет много сторон . Обратимся . к бионической логике . Достаточно лишь сравнить кар касные конструкции со скелетными системами животного мира . В случае живых существ мы видим логику в соотношении массы их скелетов и массы , которую они способны удержать ; каркасы же ( скелеты ), используе мые в архитектурных объектах , ато лишь начало того , в чем мы могли бы приблизиться к логике живой приро ды . Эту задачу архитектура решает по - разному , а ее формы — результат научных открытий и обобщения но вых закономерностей . Можно говорить о биофизичес кой , химической или даже математической архитектуре . Это уже не только продукт художественного вооб ражения или имитации чего - то существующего ; это но вые поэмы архитектурных форм , композиции биони ческой логики . Архитектурная бионика раскрывает картину новой архитектуры , которая будет характери зоваться прежде всего большим богатством форм в выражении своего содержания . Можно также согласить ся , с С . Клаучо в том , что архитектура уже будет не музы кой в камне , а музыкой форм и пространства . Результа ты архитектурной бионики уже проявляются в проектах . Необходимой составной частью архитектурной био ники , с которой следует считаться , является эмпири ческий уровень . Он располагает своим обобщенным " историческим " опытом , но появляется и в крайне индивидуализированном опыте . В нашем опыте это подтвердилось не только выбором , но и усвоением новых композиционных принципов , вызванных архи тектурной бионикой , в решении конкретных архитек турных задач . Архитектурная бионика активизирует человеческую энергию и с новой интенсивностью направ ляет ее на действия . Прилагаемые проекты архитектурных произведений , выполненные в мастерской архитек турной бионики под руководством автора , имеют целью документировать пересечение " порога " этой новой дея тельности в подготовке будущих архитекторов . Рис . 94. Архитектура открытого пространства ( М . Шарафин ). Бионическо - тектоническая модель гриба . Проект ботанического сада в пространственной структуре города |
. страницы: | |||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||
. содержание: | ||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.Лекции |
||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.проекты: | ||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.поиск: [keywords], [global] | ||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.другое: | ||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.дизайн: | ||||||||||||||||||||||||||||||
рaдизайн © 2005 | ||||||||||||||||||||||||||||||
|
© "Архитектурная бионика" / Ю.С. Лебедев — М.: Стройиздат, 1990. — 269 с. © 2005, , ссылайтесь... |
Всё. |