|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Архитектура | Модерн | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
city-2 /
архи.всё -> архи
. бионика Гармония формообразования В АРХИТЕКТУРЕ И В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ |
||||||||||||||||||||||||||||||
Примеры зеркально - тождественной равновесной симметрии в живой природе вряд ли можно найти даже с формальной точки зрения , не говоря уже о функциональной, разве что в схематичных изображениях форм. Ее можно обнаружить в сфере кристаллов, а также приближенно в архитектуре (рис . 23); зеркальная симметрия , когда по обе стороны равновесной оси располагаются одинаковые , но неправильные по форме фигуры ( их элементы по - разному ориентированы в пространстве ), имеющие левую и правую ориентацию к равновесной оси . Их совмещение может происходить лишь поворотом одной фигуры по отношению к другой на 180 ° ( рис . 24-30) ; зеркальная асимметрия ( равновесная ), которая бывает двух типов : одноосевая и многоосевая . Нарушение зеркальной симметрии в архитектуре наблюдается очень часто . Можно даже утверждать , что большинство зеркально - симметричных композиций имеет те или иные нарушения симметрии . В качестве приме ра приведем собор Софии в Новгороде . Многоосевые зеркально - асимметричные композиции характерны были для русской архитектуры в ее до - классическую эпоху ( царская усадьба в с . Коломен ском ; церковь Рождества в Путинках и др .), затем в эпоху формирования стиля " модерн " ( например , особняк Рябушинского , спроектированный и построенный архит . Ф . О . Шехтелем , и др .) (рис . 31 — 36). В живой природе многоосевых систем ( т . е . с отсутствием четко выраженной хотя бы одной равно весной оси ) немного . Они обнаруживаются в раститель ном мире ( например , процессы ветвления , о которых будет сказано ниже ) и значительно шире наблюдаются на микроуровне . В заключение можно сделать один общий вывод , что в мире — органическом , неорганическом , архитектурном — фактически отсутствует полная зеркально - тождественная симметрия , что свидетельствует о не симметричности жизни . В то же время весьма широко распространены зеркально - симметричные системы с левой и правой ориентациями и уравновешенные зер кально - асимметричные системы . В последних дей ствует закон компенсации нарушения симметрии за счет , например , очертаний визуально воспринимаемых элементов формы , массы материала , цвета и т . д . Асимметрия в архитектурном плане компенсируется особым построением элементов общего объема здания и т . д . Например , в русских церквах часто равновесие масс устанавливается колокольнями , формой и размерами куполов , входов , приделов и другими средствами . Особенно характерны в этом отношении композиции храма Василия Блаженного в Москве и церкви Рождества в Путниках . Какой практический смысл имеет приведенное ог раничение понятия и ее смысловое уточнение для архитектуры ? Ограничение понятия позволяет сосредото чить внимание на равновесии по отношению к выбран ным осям или плоскостям симметрии и решать левую и правую сторону симметрии , что , в целом , упрощает композиционную задачу . Вместе с тем композиция может и не ограничиваться , как мы видели , одной плоскостью . В этом случае для сложных сочетаний мож но пользоваться модульными симметричными элемен тами ( модулями ) и на их основе создавать уравновешенные асимметричные композиции, что соответствует индустриальной технологии и приводит к возникнове нию определенных ритмов ( называемых по другой классификации переносными , мозаичными и круго выми симметриями ). Сформированные на основе зеркально - симметричных элементов — модулей асимметричные композиции вдохнут в последние жизнь и приблизят их к живым образам природы , в которой симметрия согласуется с асимметрией . Смысловое же уточнение и углубление понятия зер кальной симметрии позволяет раскрыть идею возмож ного многообразия ее приемов , открывающегося как в исторической и современной практике архитектуры , так и в живой природе . СПИРАЛЬ И ВИНТОВЫЕ КРИВЫЕ Обратим внимание еще на одну , закономерность формообразования , — спираль , часто встречающуюся в природе , а также в человеческой деятельности . Спиральная конфигурация является фундаменталь ной морфологической характеристикой систем приро ды на различных структурных уровнях их организации . Спиральные формы прослеживаются и на уровне био макромолекул , и на уровне галактик , не говоря уже о подавляющем многообразии спиральных форм среди растительных и животных организмов . Присущи они также и архитектуре . Но прежде , чем перейти к их опи санию , приведем краткие сведения о разновидностях и геометрических свойствах спиралей . Геометрическая спираль ( изгиб , извив — лат .) пред ставляет собой совмещенную с плоскостью кривую , которая описывается точкой , движущейся с постоянной скоростью или с ускорением ( замедлением ) вдоль луча , вращающегося около неподвижной точки ( полю са ) с постоянной угловой скоростью ^. В зависимости от начальных условий и закона изменения расстояния от полюса до движущейся точки различают множество Строго говоря , винтообразные кривые не относятся к спира лям . Вместе с тем винтообразные кривые можно считать част ным случаем спирали ( или наоборот ). Характеризуя архитек турные и природные формы , мы будем , как принято , пользоваться термином " спираль ". Спиральных кривых ( рис . 37): спираль Архимеда , гиперболическая и логарифмическая спирали , эвольвен та ( развертка — лат .) окружности ^, клотоида ( кручение , прядение — греч .) и др . Некоторое графическое сходство со спиралями обнаруживают кривые четвер того порядка , такие , как улитка Паскаля ( конхоида окружности ) и кардиоида .
Рис . 37. Графическое изображение спиральных кривых ( рис . Ю . С . Лебедева ) 1 - спираль Архимеда ; II - гиперболическая спираль ; III — логарифмическая спираль ; 1 У — параболическая спираль ; У - спираль Корню ; У I — винтовая линия ; У II — конусообразный винт Рис . 38. Изображение спирали и надпись , высеченные на надгробии Якова Бернулли : Измененная , я воскресаю той же. В физическом отношении спираль — это взаимодействие двух сил : центробежной и притяжение к земле . Для аппроксимации контуров исследуемых объектов природы , их проекций или каких - либо определенным образом выделенных кривых , характеризующих геомет рические свойства этих объектов , наиболее часто исполь зуются спираль Архимеда и логарифмическая спираль . Согласно мнению большинства специалистов - морфоло гов , природными конфигурациями чаще всего и наилуч шим образом соответствует логарифмическая ' спиральЗ , что не исключает других спиральных конфигураций . Математики античных времен при исследовании и построении кривых использовали в основном кинема тический метод . Так , Никомед ( II в . до н . э .) путем сло жения поступательных и вращательных движений по строил конхоиду . Аналогичный метод был использован и Архимедом при построении спирали , носящей его имя . Эта спираль была открыта его другом Кононом из Самоса ( III в . до н . э .). Спиралью Архимеда является линия , описываемая точкой , которая движется с постоянной скоростью вдоль прямой , равномерно вращающейся около не подвижной точки . Наглядным примером , иллюстри рующим механику образования этой спирали , является Эвольвента окружности находится в близком родстве со спиралью Архимеда . |
. страницы: | |||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||
. содержание: | ||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.Лекции |
||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.проекты: | ||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.поиск: [keywords], [global] | ||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.другое: | ||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.дизайн: | ||||||||||||||||||||||||||||||
рaдизайн © 2005 | ||||||||||||||||||||||||||||||
|
© "Архитектурная бионика" / Ю.С. Лебедев — М.: Стройиздат, 1990. — 269 с. © 2005, , ссылайтесь... |
Всё. |