|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Архитектура | Модерн | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
city-2 /
архи.всё -> архи
. бионика Гармония формообразования В АРХИТЕКТУРЕ И В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ |
||||||||||||||||||||||||||||||
Как утверждает современная наука , объективная сущность любой организации может быть раскрыта через три основные закономерности функционирования : совместимость функций , принцип их актуализации и сосредоточение , которые соответственно совмещаются по своей иерархии с определенными ступенями формообразования и свойствами формы ( структуры ) — полимеризацией , дифференциацией и интеграцией . Этим ступеням соответствует также иерархия средств гармонизации , хотя нельзя говорить об автоматической , жесткой связи их со ступенями формообразования . Рассмотрим соотношение основополагающих принципов функционирования и формообразования в архитектуре , выявляя одновременно объективные условия проявления законов и средств гармонизации . Принцип совместимости функций (1 уровень ) — основа взаимодействия элементов любой сложной дина мической равновесной системы — отражает необходимость возникновения самой простейшей организации — полимеризации , на уровне которой действует механизм сложения отдельных одинаковых по функции и форме элементов . Такое сложение приводит к снижению функциональной активности системы . Поэтому в про цессе полимеризации преобладает структурный , стати ческий аспект организации как процесс количественно го роста этих элементов . На примере подобной простейшей организации отчетливо проявляется совпадение однообразных ритмов с изоморфной повторяемостью структурных элементов . В качестве архитектурного примера полимеризаци - онной системы можно привести планировку квартала для строительных рабочих ( рабов ) поселения Кахун в Древнем Египте (111 тысячелетие до н . э .) и застроен ный хижинами рабов восточный квартал Ахетатона ( Телль - Эль - Амарна ), одной из древних столиц Египта ( рис . 2). В обоих случаях планировка организована по принципу заполнения пространства однотипными по форме примитивными жилыми ячейками , расположен ными в клетках прямоугольной решетчатой планировоч ной системы . В последней абсолютно отсутствуют эле менты иных , например общественных функций . Одна ко в этих же поселениях по - другому строятся кварталы для высокой администрации и вельмож , где возмож ность расширения потребностей приводит к функцио нальной дифференциации поселения . Как справедливо отмечает А . В . Бунин : " Планы Кахуна и кварталов рабов в Ахетатоне не поднимаются выше уровня элементарных геомет рических схем и механического суммирования стандартных ячеек "[9]. С подобной регулярной , весьма упрощенной " полиме - ризационной " застройкой мы сталкивались в рабочих поселках , построенных при военных заводах в начале XX в . в капиталистических странах Западной Европы , царской России , а также в США во время второй миро вой войны . В живой природе такая система ярко выражена в однотипной структуре пчелиных сот . Она свойственна также строению мертвого физического вещества ( рис . 3, 4) Обратим внимание на такой опыт . В пчелиных сотах , Рис . 6. Эскиз жилого дома ( Т . Дусбург и К . Ван Эс терен , 1920- е гг .) То же самое наблюдается и в орнаментах , где каждая " клетка " ленточного построения или мозаики может быть заполнена неодина ковыми , хотя и близкими по содержанию и по сложнос ти , рисунками . Такая форма полимеризации отчетливо проявляется в современной массовой жилой архитектуре , что гово рит о существующих здесь потенциальных возможнос тях самопреобразования полимеризационной , моно функциональной системы в дифференцированную , поли функциональную . В мертвой природе возможны случаи , когда полимеризационная система становится лишь геометрическим разграничителем пространства , напри мер плотная упаковка , состоящая из плотно сомкну тых мыльных пузырей , превращенных в полуправильные многогранники Кельвина . В итоге полимеризационное состояние делает бессмысленным соизмерение частей или дает из - за незначительных различий размерностей элементов системы сла бую возможность определения пропорций . На этом этапе формообразования возникает изоморфная , так называемая мозаичная симметрия ( кото рую можно отнести к самому первому уровню образо вания равновесных систем ). Начинают проявляться первичные объемно - плоскостные ( кубические , сфери ческие и др .) пластические преобразования . Пластика даже на этом уровне , как это и показал опыт современной архитектуры , может дать интересные результаты . Законы тектоники , поскольку они связаны с гравита цией , действуют на всех уровнях формообразования в живой природе , за исключением микрокосмоса , где действие гравитации значительно ослаблено . На уровне полимеризации силы притяжения также оказывают влияние на природные формы . Но поскольку эти формы несколько упрощены , то и изменения в характере форм выглядят весьма обобщенно и приближаются к из менениям , связанным с действием гравитации в физическом мире . Например , соты , построенные дикими пче лами , или осами , в подвешенном виде приобретают каплеобразную форму ; муравейники , термитники — конусообразную ( лишь конус устойчивости ) и т . д . ( рис . 5). Тектонику плоских срезов и сдвигов мы наблюдаем в мертвой природе . Примерами служат геологические срезы пластов земли ; существуют также аналогичные мотивы в архитектуре ( рис . 6), в изобразительном искусстве — графические построения живописи Мондриа - на , скульптура Малевича и др . Сочетание кубических форм в архитектуре , отражаю щих эту тенденцию , слабо выражает тектонику . Куби ческие формы " взвешены " в пространстве , дезориенти рованы по отношению к нему . В связи с одинаковостью их структуры создается впечатление , что они могут су ществовать и вне гравитационного пространства .
Рис . 8. Дифференцированная структура живой природы Рис . 7. Город в Италии (" муравьиная куча ") Не случайно именно эти формы позволили утверждать , что тектоника в современной архитектуре исчезает . Однако комбинации кубических форм в постройке городов ( Италия ), напоминающих по своим очертани ям горные массивы или кораллы , приводят опять - таки к композиции известного нам конуса устойчивости или пирамиды , т . е . к элементарным , простейшим видам тектоники ( рис . 7). Принцип актуализации функций ( II уровень ) — рож дение новых функций системы , сосредоточенных на вы полнении общей цели ; он отражает разнообразие свойств , обеспечивающих определенную гибкость в при способлении к различным условиям жизни . Этот прин цип осуществляется через дифференциацию ранее одно родных элементов , благодаря чему и достигается разно образие их свойств ( рис . 8). Он отражает динамическую сторону организации , необходимость ее изменения в интересах сохранения целостности системы и ее " выжи вания " в условиях изменяющейся среды . Динамизм развития рождает неоднородность системы , механизм же сохранения видовых признаков восстанавливает равновесность — возникает чередование симметричных и асимметричных состояний , которые в своем единстве , в " спрессованном " временном состоянии формируют динамичную асимметричную равновесную систему . В от личие от полимеризационной системы в процессе диф ференциации возникает динамичность ритмов как вы ражения и отражения динамики взаимодействия разно родных функциональных элементов ( рис . 9}.
Рис . 9. Динамические ритмы дифференцированной системы Рис . 10. Сложная интегрированная структура живой природы Рис . 11. Излишне усложненная форма архитектуры . Особняк в Киеве , нач . XX в . Архит . В . В . Городецкий |
. страницы: | |||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||
. содержание: | ||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.Лекции |
||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.проекты: | ||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.поиск: [keywords], [global] | ||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.другое: | ||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.дизайн: | ||||||||||||||||||||||||||||||
рaдизайн © 2005 | ||||||||||||||||||||||||||||||
|
© "Архитектурная бионика" / Ю.С. Лебедев — М.: Стройиздат, 1990. — 269 с. © 2005, , ссылайтесь... |
Всё. |