arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Архитектура | Модерн | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
проект:   city-2 / архи.всё -> архи . бионика
   Гармония формообразования В АРХИТЕКТУРЕ И В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ
бионика
Архи . всЁ
прессслужба

BioCity — проект
 

Закономерности образования МФСП и функции необходимо также рассматривать и в динамике их исторического развития .

Так , для МФСП в этом аспекте , характерно включение в себя предыдущих достижений — здесь происходит сложение и накопление опыта , часто , но не обязательно приводящее к усложнению форм . Это отчетливо прояв­ ляется сейчас во все усложняющейся системе градостроительного пространства , хотя отдельные составляющие их элементы — здания , сооружения — могут быть и простыми , несмотря на усложненность их конструктивной структуры .

Развитие функции , наоборот , основывается на прин­ ципе исключения : новое ( если это действительно новое ) не может в итоге сожительствовать со старым , т . е . про­исходит замена старого новым . Например , полностью отжила функция царских дворцов , старых дворянских усадеб , доходных домов , дворянских и купеческих соб­ раний и т . д . Однако многие функции продолжают раз­ виваться и совершенствоваться : функции старого жи­ лого дома и функция современного многосекцион­ ного жилого дома , функция вокзала и др . Появились архитектурные объекты , функция которых порождена прогрессивными социальными процессами в мире и научно - технической революцией : рабочие клубы . Двор­ цы пионеров , аэровокзалы , метрополитен , спорткомп­ лексы и др .

Рождение новых и отмирание старых функций в архи­ тектуре — сложный многоплановый процесс . Новая функция формируется первоначально в виде свойства , которое может превратиться в новую функцию , а может и не получить дальнейшего развития и остаться на уров­ не свойства , служащего функции ( главного свойства ) здания или другого объекта .

Этот момент имеет практическое значение в архитек­ туре . Часто какое - либо возникшее свойство начинает относиться к глубинным явлениям в архитектуре , и архитекторы стремятся выделить их в своих проектах , придать им в планировке и внешнем облике зданий и комплексов ведущее значение , тем самым замораживая развитие свойств , потенциально готовых превратиться в функцию зданий . Например , первые ростки обобщест­ вления быта в 1920- х гг . в советской архитектуре были преждевременно приняты за новую , ведущую функцию жилого дома , а на этом основании проектировались и строились дома - коммуны . Это забегание вперед принес­ ло мало пользы практике архитектуры , хотя и имело значение для развития архитектурной мысли и , навер ное , может иметь в усовершенствованном виде значение для разработки проектов домов будущего .

Сейчас трудно говорить о том , что в современной нам архитектуре ( какое свойство ) ошибочно принима­ ется за главную функцию и преувеличенно акцентиру­ ется в композиции здания . Для этого необходимы спе­циальные социологические исследования в архитекту­ ре . Кстати говоря , сейчас не занимаются серьезно проб­ лемой функциональной динамики в развитии архитек­туры , ее социологическим программированием . Поэто­ му трудно ожидать , например , от технологической базы , что она может эту динамику обеспечивать .

В итоге архитекторам , если бы они захотели , приш­ лось бы создавать социально - функциональную динамику из того , что имеется в их распоряжении ( в смысле материала и конструктивных элементов ). А в этом случае трудно ожидать благоприятных результатов . В основном сейчас пытаются строить формальную динамику , в результате чего возникает нагромождение форм , среди которых трудно разобраться , где главная функция , где второстепенная , а где лишь зарождаю­ щееся новое функциональное свойство . Примеров этому сейчас достаточно : это и многие научно - исследовательс­ кие институты в Москве ( имеющие , по - видимому , дос­ таточно средств на формальные излишества ) и ряд спортивных сооружений ( например , легкоатлетический манеж ЦСК ) и др . Вход в театр тоже одна из важных , эмоционально насыщенных предчувствием интересного зрелища функций театральных зданий , однако в таком роскошном и презентабельном здании , как новый опер­ ный театр в Вильнюсе , его трудно найти .

Другая крайность —вообще " бессловесность " зданий , когда за их упрощенной геометрической формой нельзя распознать их функциональную структуру . Почему - то это очень характерно для современных административ­ ных зданий , к тому же заполняющих центры больших городов и особенно значительно влияющих на силуэт и композицию города .

Близкое по своей инертности к этому положению , прочно зафиксированному технологией индустриально­ го производства , занимают здания массового назначе­ ния — школы , детские сады , ясли . Их невыразитель­ ность , заложенная в их функциональной структуре , не способствует не только удобству использования и комфорту , но и эстетическому воспитанию детей .

Таким образом , отсутствие теории , направленной на исследование соотношений нового и старого , перспек­тивного и отмирающего в нашей жизни , не могло не ока­ зать отрицательного влияния на такой важный фактор , определяющий реализацию архитектурных решений , как технология индустриального производства , на возмож­ ность его целенаправленного развития ( в итоге , куда это производство направить , в том направлении оно , если это технически выполнимо , и будет развиваться ). Абстрактные претензии к строительному производству — обеспечить возможность разнообразия форм в архитектуре — просто бессмысленны и во многом безрезультатны , свидетелями чего мы и являемся . Напомним , что живая природа дает нам логическую формулу взаимодействия старого и нового , отмираю­щего и прогрессирующего в развитии видов , динамика которого одновременно запечатлевается в материаль­ ных структурах живой природы .

Каждое новое свойство потенциально является функцией . Но актуально свойство приобретает функцио­ нальный характер лишь в том случае , если оно начинает служить сохранению данной системы и выполнению ее основной функции , т . е . если оно прогрессивно . За­ метим , что эти процессы — возникновение новых свойств и актуализация функций — могут идти одно­ временно .

Чем больше свойств элементов системы проявляется как их функция , тем более организована система и тем лучше она функционирует .

В то же время нельзя тормозить и прятать новые свойства , которые могут превратиться в функции объектов архитектуры , в функции новых типов зданий , но для этого необходим постоянный учет социальных тенденций развития общества и одновременное плани­рование новых материально - технических средств , поз­ воляющих свободно развиваться новым свойствам . На­ пример , в архитектурной науке пока еще не уделяется достаточного внимания созданию трансформируемых систем архитектуры , отвечающих динамике жизненных процессов , что дало бы возможность быстрого приспо­ собления архитектурных форм к появлению новых свойств и ряд экономических преимуществ в градо­ строительстве ( оперативная замена морально изживше­ го себя старого новым ). Но об этом подробнее будет говориться далее .

Однако функциональных условий целостности и орга­ низованности архитектурной формы недостаточно ( ина­ че мы придем к известной концепции в архитектуре — к функционализму ). По - видимому , они возможны при наличии единства функции и МФСП .

Понятно , что законы функциональной целостности и организованности не могут действовать вне одновре­ менного образования МФСП . Каждой функции , каждо­ му типу архитектурного Ъбъекта на практике соответ­ ствует своя структура , своя форма существования . Функции и МФСП должны быть в принципе неразрывны . Каждому новому функциональному свойству , рождаю­ щемуся в архитектуре ( актуализация функций ), долж­ на соответствовать своя МФСП . Однако в архитектурной практике этого чаще всего не бывает , что вполне естест­ венно , так как перед архитектурой возникают не только функционально - утилитарные , но и идейно - художествен­ ные задачи .

  . страницы:
1  11  21
2 12 22
3 13 23
4 14 24
5 15 25
6 16 26
7 17 27
8 18 28
9 19 29
10 20 30
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.поиск: [keywords], [global]
    
   
  . архи.другое:
Laguna Proun  — проект для Венеции
  . архи.дизайн:
  Семён Расторгуев ©  рaдизайн © 2005 

click "refresh" if uncorrect value 

    © "Архитектурная бионика" / Ю.С. Лебедев — М.: Стройиздат, 1990. — 269 с.

    © 2005, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.
Hosted by uCoz