|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Архитектура | Модерн | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
city-2 /
архи.всё -> архи
. бионика Гармония формообразования В АРХИТЕКТУРЕ И В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ |
||||||||||||||||||||||||||||||
Закономерности образования МФСП и функции необходимо также рассматривать и в динамике их исторического развития . Так , для МФСП в этом аспекте , характерно включение в себя предыдущих достижений — здесь происходит сложение и накопление опыта , часто , но не обязательно приводящее к усложнению форм . Это отчетливо прояв ляется сейчас во все усложняющейся системе градостроительного пространства , хотя отдельные составляющие их элементы — здания , сооружения — могут быть и простыми , несмотря на усложненность их конструктивной структуры . Развитие функции , наоборот , основывается на прин ципе исключения : новое ( если это действительно новое ) не может в итоге сожительствовать со старым , т . е . происходит замена старого новым . Например , полностью отжила функция царских дворцов , старых дворянских усадеб , доходных домов , дворянских и купеческих соб раний и т . д . Однако многие функции продолжают раз виваться и совершенствоваться : функции старого жи лого дома и функция современного многосекцион ного жилого дома , функция вокзала и др . Появились архитектурные объекты , функция которых порождена прогрессивными социальными процессами в мире и научно - технической революцией : рабочие клубы . Двор цы пионеров , аэровокзалы , метрополитен , спорткомп лексы и др . Рождение новых и отмирание старых функций в архи тектуре — сложный многоплановый процесс . Новая функция формируется первоначально в виде свойства , которое может превратиться в новую функцию , а может и не получить дальнейшего развития и остаться на уров не свойства , служащего функции ( главного свойства ) здания или другого объекта . Этот момент имеет практическое значение в архитек туре . Часто какое - либо возникшее свойство начинает относиться к глубинным явлениям в архитектуре , и архитекторы стремятся выделить их в своих проектах , придать им в планировке и внешнем облике зданий и комплексов ведущее значение , тем самым замораживая развитие свойств , потенциально готовых превратиться в функцию зданий . Например , первые ростки обобщест вления быта в 1920- х гг . в советской архитектуре были преждевременно приняты за новую , ведущую функцию жилого дома , а на этом основании проектировались и строились дома - коммуны . Это забегание вперед принес ло мало пользы практике архитектуры , хотя и имело значение для развития архитектурной мысли и , навер ное , может иметь в усовершенствованном виде значение для разработки проектов домов будущего . Сейчас трудно говорить о том , что в современной нам архитектуре ( какое свойство ) ошибочно принима ется за главную функцию и преувеличенно акцентиру ется в композиции здания . Для этого необходимы специальные социологические исследования в архитекту ре . Кстати говоря , сейчас не занимаются серьезно проб лемой функциональной динамики в развитии архитектуры , ее социологическим программированием . Поэто му трудно ожидать , например , от технологической базы , что она может эту динамику обеспечивать . В итоге архитекторам , если бы они захотели , приш лось бы создавать социально - функциональную динамику из того , что имеется в их распоряжении ( в смысле материала и конструктивных элементов ). А в этом случае трудно ожидать благоприятных результатов . В основном сейчас пытаются строить формальную динамику , в результате чего возникает нагромождение форм , среди которых трудно разобраться , где главная функция , где второстепенная , а где лишь зарождаю щееся новое функциональное свойство . Примеров этому сейчас достаточно : это и многие научно - исследовательс кие институты в Москве ( имеющие , по - видимому , дос таточно средств на формальные излишества ) и ряд спортивных сооружений ( например , легкоатлетический манеж ЦСК ) и др . Вход в театр тоже одна из важных , эмоционально насыщенных предчувствием интересного зрелища функций театральных зданий , однако в таком роскошном и презентабельном здании , как новый опер ный театр в Вильнюсе , его трудно найти . Другая крайность —вообще " бессловесность " зданий , когда за их упрощенной геометрической формой нельзя распознать их функциональную структуру . Почему - то это очень характерно для современных административ ных зданий , к тому же заполняющих центры больших городов и особенно значительно влияющих на силуэт и композицию города . Близкое по своей инертности к этому положению , прочно зафиксированному технологией индустриально го производства , занимают здания массового назначе ния — школы , детские сады , ясли . Их невыразитель ность , заложенная в их функциональной структуре , не способствует не только удобству использования и комфорту , но и эстетическому воспитанию детей . Таким образом , отсутствие теории , направленной на исследование соотношений нового и старого , перспективного и отмирающего в нашей жизни , не могло не ока зать отрицательного влияния на такой важный фактор , определяющий реализацию архитектурных решений , как технология индустриального производства , на возмож ность его целенаправленного развития ( в итоге , куда это производство направить , в том направлении оно , если это технически выполнимо , и будет развиваться ). Абстрактные претензии к строительному производству — обеспечить возможность разнообразия форм в архитектуре — просто бессмысленны и во многом безрезультатны , свидетелями чего мы и являемся . Напомним , что живая природа дает нам логическую формулу взаимодействия старого и нового , отмирающего и прогрессирующего в развитии видов , динамика которого одновременно запечатлевается в материаль ных структурах живой природы . Каждое новое свойство потенциально является функцией . Но актуально свойство приобретает функцио нальный характер лишь в том случае , если оно начинает служить сохранению данной системы и выполнению ее основной функции , т . е . если оно прогрессивно . За метим , что эти процессы — возникновение новых свойств и актуализация функций — могут идти одно временно . Чем больше свойств элементов системы проявляется как их функция , тем более организована система и тем лучше она функционирует . В то же время нельзя тормозить и прятать новые свойства , которые могут превратиться в функции объектов архитектуры , в функции новых типов зданий , но для этого необходим постоянный учет социальных тенденций развития общества и одновременное планирование новых материально - технических средств , поз воляющих свободно развиваться новым свойствам . На пример , в архитектурной науке пока еще не уделяется достаточного внимания созданию трансформируемых систем архитектуры , отвечающих динамике жизненных процессов , что дало бы возможность быстрого приспо собления архитектурных форм к появлению новых свойств и ряд экономических преимуществ в градо строительстве ( оперативная замена морально изживше го себя старого новым ). Но об этом подробнее будет говориться далее . Однако функциональных условий целостности и орга низованности архитектурной формы недостаточно ( ина че мы придем к известной концепции в архитектуре — к функционализму ). По - видимому , они возможны при наличии единства функции и МФСП . Понятно , что законы функциональной целостности и организованности не могут действовать вне одновре менного образования МФСП . Каждой функции , каждо му типу архитектурного Ъбъекта на практике соответ ствует своя структура , своя форма существования . Функции и МФСП должны быть в принципе неразрывны . Каждому новому функциональному свойству , рождаю щемуся в архитектуре ( актуализация функций ), долж на соответствовать своя МФСП . Однако в архитектурной практике этого чаще всего не бывает , что вполне естест венно , так как перед архитектурой возникают не только функционально - утилитарные , но и идейно - художествен ные задачи . |
. страницы: | |||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||
. содержание: | ||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.Лекции |
||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.проекты: | ||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.поиск: [keywords], [global] | ||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.другое: | ||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.дизайн: | ||||||||||||||||||||||||||||||
рaдизайн © 2005 | ||||||||||||||||||||||||||||||
|
© "Архитектурная бионика" / Ю.С. Лебедев — М.: Стройиздат, 1990. — 269 с. © 2005, , ссылайтесь... |
Всё. |