|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Архитектура | Модерн | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
city-2 /
архи.всё -> архи
. бионика Гармония формообразования В АРХИТЕКТУРЕ И В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ |
||||||||||||||||||||||||||||||
В классической архитектуре динамичность ритмов , как правило , носит изобразительный характер , в современной же архитектуре появляются и реально динамичные ритмы , связанные , например , с использованием трансформируемых конструкций . На уровне дифференциации - в связи с различием элементов значительно повышается информационность системы , появляется возможность соразмерять явления в их качественном значении , составлять мнение об их пропорциях и масштабности . Обогащается и пластика благодаря комбинациям различных по форме и функции элементов . Принцип сосредоточения функций ( III уровень ) — интеграция всех функций системы , направленная на под держание основной функции ( рис . 10). На этом уровне действует регуляционная сторона организации . Однако интеграцию нельзя понимать лишь в физическом смысле , иначе можно придти к неправительному заключению о том , что чем больше интегрировано элементов , тем более организована система . Наоборот , чрезмерная физи ческая интеграция отдельных элементов может привес ти к вредным последствиям в живой природе , а в архи тектуре — к нежелательному усложнению ее форм , пере ходящему в стадию нецелесообразности , неэкономич ности ( рис . 11). Сосредоточение функций может обеспечиваться и физически — пространственным рассредо точением функционирующих элементов , например в живой природе — популяции , в архитектуре — ансамбль ( рис . 12). Однако полимеризация , дифференциация и интегра ция — это не только исторические уровни , но и пред ставление о единстве , целостности живого организма и " организма " архитектуры на самом их высоком уров не , так как интеграция не может существовать без дифференциации и полимеризации , тогда как дифферен циация и полимеризация — возможные формы единич ного существования объектов . Высокоорганизованное существо в своих различных частях состоит в итоге из однотипных клеток , архитектура — из первичных ячеек . Таким образом , все сказанное дает основание ут верждать , что , во - первых , гармония и средства гармони зации обусловлены объективными законами функцио нирования организаций и связаны с развитием функциональных систем , во - вторых , они имеют общую осно ву формирования , что приводит к взаимопрониканию средств гармонизации . Например , соразмерности , осваи ваемые нами как пропорции , порождают ритмы , ритмы являются причиной суждения о пропорциях , тектонике . В случае тектоники , как пишет Л . И . Новикова , " целост ность формы обеспечивается путем пропорционального соотно шения основных объемов , ритмического построения необхо димых деталей , выделения основной . . . детали , которая тем самым превращается в знак , символ , дающий ключ к восприя тию самой конструкции "[10]. Благодаря какому же механизму возможно осущест вление взаимопроникновения средств гармонизации ? Все сводится в итоге к операциям геометрическими законами формы — положением элементов формы в пространстве , соотношением размеров частей ( масс ), конфигурацией формы , — которые можно выразить в принципе посредством чисел . Специфику же средств гармонизации определяет различный характер взаимо действия чисел . Отсюда вывод о необходимости применения и со - вершенстования математических методов в архитектур ной композиции ( именно они как абстракция позволят объединить средства гармонизации ). Переход же от объективных законов гармонии к эстетическим связан с мерой тех или иных геометрических отношений , ко торая приобретает в итоге историческую окраску ( по кой форм в классической архитектуре и динамика форм в архитектуре барокко ). Большое значение геометрии в архитектуре как основополагающему средству организации и восприя тию архитектурной формы придавал Ле Корбюзье . Он писал : " Нужно найти тот геометрический закон , кото рый имеет особое значение для данного произведения , который внесет в него стройность и определенность ." Геометрия есть средство , с помощью которого мы воспринимаем среду и выражаем себя " [8 ]. Ле Корбюзье был уверен , что "... природа - это дей ствительно математика . Шедевры искусства созвучны приро де , выражают ее законы , питаются ею . А отсюда — произведение искусства есть тоже математика , и ученый вполне может применить к произведению искусства ее беспощадные умозаклю чения и неумолимые формулы " [ 8 ]. Однако вся трудность этого вопроса заключается в том , что мы не научились владеть математикой настоль ко , чтобы создавать при ее помощи в архитектуре и искусстве то , что мы себе намечаем ( учитывая реаль ные возможности ). Геометрию , математику в связи с их определенным историческим уровнем развития , не соответствующим желаемым поискам форм в искусст ве , мы воспринимаем как ограничитель творчества . И действительно , возможности художественной ин туиции значительно шире и богаче . Когда говорят об использовании геометрии в поисках форм , то в нашем сознании возникает представление об ограниченном наборе геометрических законов , и поэтому приме нение их в искусстве ассоциируется с сухостью , " гео метричностью форм ". Психологический аспект проблемы усугубляется тем , что в современной архитектуре чаще всего употребляются упрощенные прямолиней ные формы , а отсюда и все понятие геометрии фик сируется на ее способности создавать лишь прямые углы : понятие " геометрия " становится тождественным прямому углу . Вывод о том , что механизмом , объединяющим средства гармонизации архитектурной формы , должны быть математика , необходимо воспринимать пока в основном теоретически . Однако его практический смысл заключается в том , чтобы , создавая архитектурные формы , ясно себе представлять механизмы гармонизации , прео долевать стихийность и часто бытующее мнение , что все создаваемое художником - архитектором не под чиняется ( а еще хуже того — не должно подчиняться ) внешним , объективным законам природы , а лишь связано с внутренним миром архитектора . Необходимо стремиться к познанию законов и научиться их приме нять . СИММЕТРИЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АСИММЕТРИЧНЫХ СТРУКТУР ( ПРОБЛЕМА РАВНОВЕСНОСТИ СИСТЕМ ) В искусстве архитектуры симметрия рассматривается как средство гармонизации ее форм , являясь одним из " механизмов " приведения к единству функционально- утилитарного и духовного содержания архитектуры . Разностороннее исследование явления симметрии на основе объективных законов развития живой природы поможет уточнить место и значение ее в формообра зовании архитектуры . Прежде чем перейти к анализу действия закона сим метрии в живой природе и проявления его в архитектуре , рассмотрим , как трактуется понятие симметрии в современной науке . Симметрия тела определяется ( хотя это и не един ственно возможное определение ) совокупностью поворотов и отражений , которые не изменяют его " внешнос ти ", иначе говоря , совмещают его с самим собой. Можно добавить , что отражения следует рассматривать не только в процессе поворота , но и линейного переме щения — трансляции тела в любых направлениях прост ранства ( переносная и мозаичная симметрия ). Известный советский кристаллограф Н . Н . Шефтель кратко и образно охарактеризовал симметрию как " равное размещение равных частей ..." [13 ]. Заметим , что симметрию можно рассматривать в аспекте геометрии формы и в связи с оценкой симметрии явлений , событий ( это особенно характерно при анализе биологических функций , литературных и му зыкальных произведений и т . д .). Необходимое условие симметрии геометрического тела — наличие у него так называемых элементов симметрии — осей , плоскостей и центров симметрии ( рис . 13). Каждый элемент порождает соответствующие преобразования симметрии или , как их еще называют , операции симметрии : центр — инверсия 1 относительно центра ( i ), плоскость — отражение в ней ( б ), ось « .- го порядка — один или несколько поворотов относительно главной оси 2 на у гол ^L ( C n ), зеркально - поворотная ось л - го порядка — поворот на угол и последующее отражение в плоскости , перпендикулярной оси поворота Поскольку зеркально - поворотная операция представ ляет собой комбинацию поворота и отражения , ее записывают условно как '" умножение " операций |
. страницы: | |||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||
. содержание: | ||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.Лекции |
||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.проекты: | ||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.поиск: [keywords], [global] | ||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.другое: | ||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.дизайн: | ||||||||||||||||||||||||||||||
рaдизайн © 2005 | ||||||||||||||||||||||||||||||
|
© "Архитектурная бионика" / Ю.С. Лебедев — М.: Стройиздат, 1990. — 269 с. © 2005, , ссылайтесь... |
Всё. |