|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Архитектура | Модерн | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
city-2 /
архи.всё -> архи
. бионика Гармония формообразования В АРХИТЕКТУРЕ И В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ |
||||||||||||||||||||||||||||||
Согласно античным канонам , голова человека по высоте делится на две равные части так , что линия деления совпадает с линией разреза глаз , пересекая шов скуловой и височной костей , переносицу и др . Лицевая часть по высоте делится на три равные части : от начала волос до надбровных дуг , от надбровных дуг до нижнего основания носа и от основания носа до подбородка . Расстояние от надбровных дуг до нижнего основания носа , так же как и расстояние между основанием носа и нижним краем подбородка , делятся , в свою очередь , тоже на три части . В первом случае это части , соответствующие расстояниям от надбровных дуг до разреза глаз , от разреза глаз до верхнего края крыльев носа и от верхнего края крыльев носа до его основания ; во втором случае это расстояния от нижнего основания носа до разреза рта , от разреза рта до углубления между нижней губой и подбородком и между этим углублением и нижним краем подбородка . Расстояние между слезниками равно длине разреза одного глаза . Уши по высоте располагаются между линией надбровных дуг и линией нижнего основания носа . В современных методических пособиях по рисованию часто приводится ставший классическим рисунок А . Дюрера , изображающий объемно - конструктивное строение головы человека . То , что А . Дюрер в этом рисунке использует античный алгоритм построения головы и ее частей , не вызывает сомнения . То же самое относится и к анатомическим рисункам Леонардо да Винчи , рисункам Гольбейна и других художников эпохи Возрождения . Несколько иные геометрические модели головы использовали русские художники ХУИ—ХУШ вв . Так , в одном из наиболее древних на Руси учебных руко водств по живописи " Иерусалимской рукописи " (1566) под названием " Ерминия " рекомендуется следующий метод построения фигуры и головы чело века : " Ученик ! Когда ты хочешь делать рисунок человека , то сперва раздели место для него на семь ровней , или голов , и первый ровень раздели на четыре части . В первой нарисуй волосы , во второй чело , в третьей нос , в четвертой бороду . Потом возьми половину меры носа и начерти один глаз в ширшей части лица , зрачок же ставь не в середине глаза , но немного поближе к уху ; после чего циркулем возьми меру носа и , уставив один конец циркуля в зрачок большого глаза , поведи его на противоположную часть лица , и тут означь другой зра - чок , и округли другой глаз в суженной части лица , но сделай его немного круглее и меньше первого глаза , да немного ни же " [ 20]. следованиям , результаты которых приведены в табл . 6, среднее значение роста для нескольких групп спортсме нов ( пловцы , футболисты , бегуны ) равно 1,762 м ( коэффициент вариации равен приблизительно 2,4%). Максимальный и минимальный рост спортсменов оцени вается ( с учетом " правила трех сигм ") величинами 1,889 и 1,636 соответственно . Аналогичные результаты получены в лаборатории архитектурной бионики ЦНИИТИА в процессе исследований пропорций челове ческой фигуры . Например , рост мужчин , родившихся в Москве в период 1941-1961 гг , ( т . е . в возрасте 20-40 лет по отношению к 1981 г .) составляет 1,765 м ; для женщин того же возраста оценка этого параметра 1,635 м . Из приведенных данных следует , что первоначально принятая Ле Корбюзье оценка роста человека (1,75 м ) приблизительно на 0,6% меньше среднего его роста ( в европейском регионе ), в то время как величина 1,829 м — больше статистически среднего роста на 3,7%. „Таким образом , основа красного ряда Модулора (1,829 м ) не соответствует данным морфометрических исследований и является смещенной оценкой среднего роста человека . Одной из явных причин принятия смещенной оценки среднего роста человека в качестве основы красного ряда Модулора было то , что такая оценка , по словам Ле Корбюзье , позволяет " автоматически содействовать преодолению мучительных расхождений при пользова нии метрической системой и системой фута - дюйма ". Другая , более скрытая причина , на наш взгляд , отно сится к области психологии зрительного восприятия человеком замкнутого ( или ограниченного ) простран ства . Очевидно не случайно Ле Корбюзье отмечает : ". . . многим ли из нас известно , что в сфере зрительных вос приятий , делящихся во времени , наша цивилизация не достигла того этапа , до которого она дошла в музыке ? . . . Ничто из того , что сооружено и построено , что имеет длину , ширину или объ ем , до сего времени не обладает системой мер , соответствующей той , которой обладает музыка , не имеет рабочего инстру мента , подобного тому , которым пользуется музыка ". Из известных разработок " красного " и " синего " ря дов Модулора видно , что члены этих рядов описываются весьма простыми соотношениями : где п — любое целое положительное или отрицательное , или равное нулю число ; k — размерный коэффициент , принимаю щий положительные значения . Для ряда Модулора значение коэффициента k равно 1,13 м . Согласно приведенным соотношениям , при л = 0 я 0 =1,13 м , 1> о ~ 2,26 м ; при л =1 а ^ = 1,828 м , 6= 3,657 м ; при « =-1 д .^ 0,698 м , ? =1,397 м ; и т . д . В принципе , ничто не мешает вместо принятого в Модулоре значения коэффициента k использовать в соотношениях какое - либо другое положительное число и тем самым получить ту или иную модификацию ряда Фибоначчи . Найденное Ле Корбюзье и его коллегами значение /?=1,13, возможно , является линейным своего рода психофизиологическим инвариантом В другой рукописи , составленной иеромонахом и живописцем Дионисием Фурнаграфиотом (1701 — 1733) под названием " Ерминия , или Наставления о живопис ном искусстве " дается следующая рекомендация : " Раздели первую часть на три : лоб , нос и борода , волосы делай сверх меры , длиною соразмерно носу . Пространство между бородою и носом также дели на три части : подбородок — две части , рот — одна , а горло равно носу " [ 20]. Модулор Ле Корбюзье . Архитекторы , использующие в своей деятельности бионические принципы и методы исследования , моделирования будут правы , если назовут творчество выдающегося французского архитектора Ле Корбюзье одной из предтечей архитектурной бионики . |
. страницы: | |||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||
. содержание: | ||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.Лекции |
||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.проекты: | ||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.поиск: [keywords], [global] | ||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.другое: | ||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.дизайн: | ||||||||||||||||||||||||||||||
рaдизайн © 2005 | ||||||||||||||||||||||||||||||
|
© "Архитектурная бионика" / Ю.С. Лебедев — М.: Стройиздат, 1990. — 269 с. © 2005, , ссылайтесь... |
Всё. |