|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Архитектура | Модерн | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
city-2 /
архи.всё -> архи
. бионика Гармония формообразования В АРХИТЕКТУРЕ И В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ |
||||||||||||||||||||||||||||||
Основной композиционный закон архитектурно - бионических форм — единство и порядок , а не переоценка , как могло бы показаться , одного элемента , например формы . Архитектурно - бионическая форма ассоциирует имеющийся исторический опыт . Она не должна быть символом лишь современных проблем архитектурного развития подобно имеющимся тенденциям " постмодернизма ", которые ставят перед собой цель " улучшить " архитектуру лишь за счет функциональной сущности . Мы будем говорить о проявлениях функции и конструкции в архитектурной композиции , решаемой средствами бионики . Следует сказать , что здесь происходит конфликт между новой , как правило , несозревшей , но функционально обоснованной формой и эстетичес ким увлечением старой , укоренившейся , но функционально уже неудовлетворяющей формой . Сегодня использование традиционных методов при создании конструкций зданий не соответствует зрелости строительной техники ( рис , 92), Новая тектоника архитектурных произведений подобна " мосту ", через который функция осуществляет свою цель путем художествен ного конструирования вещественного пространства . Это общие положения композиции архитектурно - бионических форм . На архитектурном факультете Братиславской Высшей технической школы проведены поиски в направлении использования динамических элементов архитектурной формы вместе со статическими , для объектов строительства в сельском хозяйстве . Здесь реализованы архитектурно - бионические принципы единства статики и динамики в живой природе , о которых говорилось выше . Собственно и динамическую архитектуру нельзя строить без статичных элементов . В предлагаемых проектах зданий и сооружений композиция строится следующим образом . Имеется определенное статичное композиционное ядро — доминанта , вокруг которой идет характерная своей динами кой жизнь , что находит отражение и в " обстройке " ядра . Возникает архитектура , в которой искусствен ное пространство переходит в естественное . Эта архи тектура руководствуется композиционными принципами роста , накопления элементов форм обстройки или их замены . Образуется сочетание построенных и вре менных элементов зданий и сооружений , обеспечивае мых соответствующими конструктивными средствами ( рис . 93). К ним могут относиться пневматические и складывающиеся конструкции . Благодаря наличию статичных элементов архитектурная композиция приобретает зрительно воспринимаемую устойчивость , эмоциональную убедительность в надежности сооружения .
Рис . 95. Вертикальные трансформируемые объекты для села ( М . Шарафин ). Бионическо - тектоническая модель стебля растения . Объект сезонного типа для складируемых кормов Рис . 96. Архитектура и бионические образы ( М . Шарафин ) . Проект монумента социалистических достижений в промышленности ( общий вид ). Природный анализ . Фрагмент пластинчатой подвижной кровли Рис . 97. Динамическая архитектура ( М . Шарафин ). Динамические формы природы . Функциональная модель ре шения скотного двора . Проект скотного двора с использованием сборно - разборных конструкций Рис , 98. Проект общественного сельскохозяйственного центра . Общий вид . План . ( М . Шарафин ) — закусочная ; 2 — кафе ; 3 — зона пассивного отдыха ; 4 — общественные контакты ; Динамические элементы сообщают живость архитектурным формам и уверен ность в их функциональной мобильности , приспособ ляемости ( рис . 94). Архитектура " вертикально - динамическая по форме ". Предлагаемые архитектурные формы вертикального композиционного типа основываются на равновесии внутренних сил упругогибкой стебельчатой формы , на которую в живой природе , в разных ситуациях по - разному воздействуют нагрузки . Речь идет о пру - жинности " натянутой спирали ", выравнивающей экс центриситет действия сил даже тогда , когда в стебле растения нарушается симметрия и он теряет некоторую часть своих консолей — отростков . Секрет этого свой ства раскрывается , но пройдет еще много времени , пока человек начнет им управлять и передаст его в руки конструкторам для разработки теории статических расчетов таких конструкций . Возникает большой эконо мический резерв силовой " разгрузки " массивных вертикальных конструкций в связи с действием в них саморегуляции эксцентрических нагрузок . Экономия воды в сельском хозяйстве приводит к проектам вертикальных конструкций силосных ба шен . До сих пор архитектурная форма таких башен была громоздкой и нарушала не только панораму , но и экологию окружающей природы . Бионическая мо дель такого типа сооружения дает возможность использовать легкие конструкции , сочетаемые с адаптацией ' формы к сезонному функционированию . Такая архи тектурная форма соответствует динамике своей функции , как мы это наблюдаем у растительных организмов ( рис . 95). В отличие от предшествующего ему типа бионический тип передает свои тектонические способ ности прямо на службу отдельных подвижных элемен тов своего организма . Так , еле заметное движение ле пестков цветка порождает синтез функции и красоты природной формы . Подтверждается , что даже на пер вый взгляд определенное " натуралистическое " заим ствование образов природных форм может не противо речить архитектурно - художественным задачам . Это по рождает те индивидуальные черты в архитектурной форме , когда ее можно сравнивать с работой художни ка или скульптора . Пейзаж на полотне картины может соответствовать своему действительному оригиналу и все же быть художественным произведением . Успех художника зависит от того , сможет ли он выразить свое отношение к ней . Думается , что на существование имеет право архитектура изобразительно - бионическая . Приведенный в качестве примера проект должен убедить в этом . В нем движение элементов пластин кровли выражают единство защитной функции кровли ( пластины в горизонтальном положении — кровля закрыта ) и художественного замысла ( выразительность подня той крыши , формирующей образ цветка ) ( рис . 96). Таким образом , художественный замысел служит автоматизированной производственно - технологической программе . Именно сельская архитектура все в большей степени основывает свою будущую программу на непо средственных отношениях с окружающей природой . Архитектура " горизонтально - динамическая по фор ме " имеет целью наметить другую типологическую груп пу тех архитектурных форм , которые обладают способностью приспособляемости к горизонтальной техноло гии , В зависимости от своих конструктивных возмож ностей они позволяют в той или иной мере изменять пла - нировочно - эксплуатационную форму здания или соору жения . Возможности для этого дают легкие конструк ции , исследование которых и их замечательные свойства раскрывает Ф . Отто . Их аналоги мы видим и у раститель ных организмов , где армированные мембраны приобре тают разные формы . " Свободно натянутые " мембраны в летнее время могут найти весьма широкое использова ние ( рис . 97, 98). |
. страницы: | |||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||
. содержание: | ||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.Лекции |
||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.проекты: | ||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.поиск: [keywords], [global] | ||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.другое: | ||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.дизайн: | ||||||||||||||||||||||||||||||
рaдизайн © 2005 | ||||||||||||||||||||||||||||||
|
© "Архитектурная бионика" / Ю.С. Лебедев — М.: Стройиздат, 1990. — 269 с. © 2005, , ссылайтесь... |
Всё. |