|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Архитектура | Модерн | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
city-2 /
архи.всё -> архи
. бионика Гармония формообразования В АРХИТЕКТУРЕ И В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ |
||||||||||||||||||||||||||||||
ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ И АРХИТЕКТУРЕ Общие сведения об истории золотого сечения. Вопросы гармонии, эстетики , стандартизации и технологии в архитектуре тесно связаны с поиском рациональных в функциональном и морфологическом отношениях количественных мер . Интуитивное представление о существовании таких мер свойственно каждому человеку со времен зарождения цивилизации . В колоссальном многообразии форм живой природы обнаруживаются и четкие ритмы и аритмия , симметрия и асимметрия , непрерывность и дискретность, статика и динамика . Наряду с закономерными конфигурациями объектов наблюдаются случайные , хаотические формы . И вместе с тем разве не поразителен тот факт , что во всем фантастическом обилии " произведений " природы проявляются два по крайней мере руководящих морфологических принципа — принцип спирализации и принцип ветвления . Эти принципы порождают ритмы и пропорции природных образований , явлений , организмов и т . д ., которые издавна служат источником подражания и научного анализа . Известный советский архитектор И . В . Жолтовский говорил : " Все основные членения живой формы всегда выражают и воплощают в себе то или иное взаимодействие этих сил ( тяго тения и инерции — Ю . Л .). Пропорции — наглядное выражение этого взаимодействия . Отношения частей к целому и друг к другу выражают разные моменты живого роста , разные этапы его борьбы с тяготением и инерцией , разные возрасты организ ма : стремительный взлет юного побега , великолепное равно весие цветения , усталость увядания , тяжесть созревшего плода . Пропорции в руках подлинного художника должны быть не мертвой математической схоластикой , а могучим средством выражения , почерпнутым из наблюдения и изучения органичес кой материи , живой жизни " [15]. Конечно , не только из живой природы , но и из всей человеческой жизни , из общественных процессов , из технологии строительного производства , масштабов строительства вырастают соразмерности или пропор ции архитектурных форм , корректируемые психо логией человека своего времени . Трудно с определенностью сказать , когда возникли первые суждения о пропорциях вообще , т . е . о гармонических математических отношениях . Интересные све дения об этом приводятся в книге " Начало греческой математики " венгерского филолога и историка мате матики А . Сабо , детальным образом изучившего проис хождение артимологической терминологии пифагорей цев . Он считает доказанным , что все важнейшие терми ны учения о пропорциях имеют музыкально - теорети ческое происхождение [17]. По - видимому , нет никаких сомнений , что основные сведения о пропорциях имелись в вавилонской и в индейской учености . Исторический опыт развития искусства и естество знания показывает , что как в собственно народном ворчестве , так и в лучших произведениях архитектуры и в исследованных объектах живой природы наблюда ются логически законченные , построенные на определен ных законах соразмерности . Одной из наиболее инте ресных и , пожалуй , важнейших соразмерностей , зри тельно хорошо воспринимаемых , является пропорция золотого сечения . В количественном отношении пропорция золотого сечения выражается иррациональным числом 1,618 033 989 . . . , или , округленно с точностью до третьего знака , числом 1,618. Общепринятым обозначением ее является Ф * — первая буква имени Фидия , выдающегося скульптора Древней Греции , по - видимо му , применявшего золотое сечение в своих произведе ниях ( Ф = 1,618...). Обозначение золотого сечения через Ф было предложено английскими математиками М . Барром и Шолингом в матема тических приложениях к книге Т . Кука " Кривые линии в жизни " ( Cook T . The Curves of Life . London , 1914).
Рис . 71. Отрезок прямой , разделенной золотым сечением Рис . 72. Схема деления отрезка прямой в среднем и крайнем отношениях Рис . 73. Четыре примера чле нения отрезка АЪ на три части величиной вурфа Н ^-1,31 ( по С . В . Петухову , 1981 г .) Рис . 74. Схема построения правильного пятиугольника по Евклиду с использованием золотого сечения ( вверху ) и по Птолемею ( внизу ) Рис . 75. Примеры золотого сечения в геометрии : двойной квадрат , вписанный в окружность , и взаимопересекающиеся диагонали правильного пятиугольника Несмотря на отсутствие сведений , есть основания полагать , что пропорция золотого сечения была извест на с незапамятных времен , задолго до того , как поя вился сам термин " золотое сечение ". Согласно [27], некоторые археологи , основываясь на изучении находок палеолитических стоянок человека , предполагают , что золотое сечение практически использовалось 20 — 25 тыс . лет назад . О правомерности таких предположений свидетельствуют , в частности , результаты геометрического анализа ( Ю . С . Лебедев , В . Ф . Жданов ) наскальных гравюр ( рис . 70) безымянных художников каменного и бронзового веков [25,27,41]. |
. страницы: | |||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||
. содержание: | ||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.Лекции |
||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.проекты: | ||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.поиск: [keywords], [global] | ||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.другое: | ||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.дизайн: | ||||||||||||||||||||||||||||||
рaдизайн © 2005 | ||||||||||||||||||||||||||||||
|
© "Архитектурная бионика" / Ю.С. Лебедев — М.: Стройиздат, 1990. — 269 с. © 2005, , ссылайтесь... |
Всё. |