|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Архитектура | Модерн | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
city-2 /
архи.всё -> архи
. бионика Гармония формообразования В АРХИТЕКТУРЕ И В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ |
||||||||||||||||||||||||||||||
СТРУКТУРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ АРХИТЕКТУРНОЙ ФОРМЫ С точки зрения формообразования для архитектуры очень важно выявление композиционного , формообразующего " элемента " ( который при определенных условиях может стать объектом типизации или стандартизации ) . Им может быть блок - комната , блок - квартира , дом или еще что - либо другое . Попытаемся выяснить возможность выявления такого элемента ( или элементов ) в архитектуре . Известно , что исследователи в любой области научной деятельности сталкиваются с трудностями при определении структуры явления . Для облегчения этого про цесса , особенно когда это касается конкретных явлений, а не общих философских рассуждений , полезно обра титься к понятию " элемента " ( являющегося сейчас предметом особого внимания советских и зарубежных философов ). Действительно , для того чтобы говорить о содержании какого - либо конкретного явления ( в нашем случае архитектуры ), необходимо вначале опре делить , какие элементы его формируют , поскольку лю бое явление , любая форма дискретны . Следовательно , и при обсуждении вопроса о форме ( или о материаль ных структурах ) также необходимо знать элементы , их составляющие , ибо и форма , и структура есть спосо бы связи , организации содержания . В то же время по нятие элемента имеет и всеобщее значение . С ним мы сталкиваемся при попытке расчленить явление , понять не только его структуру , но и генезис . Исходя из наших позиций , элементы должны представлять собой части предмета или процесса , не просто полученные путем произвольного деления их , а составляющие целое , осущест вляющие задачу гармоничного функционирования объекта . Как нужно отнестись к вопросу " структурного элемента " в архитектуре ? В химии элементарной частицей считается атом ( основные свойства атомов обычно и рассматриваются как свойства того или иного химического элемента ); в квантовой физике — элементарная физическая частица ; в живом организме — клетка . Однако эти понятия элементов находятся в сфере теории относительности , поскольку в мире нет никаких " конечных " элементов , и любой элемент выступает как органическое единство определенных свойств , признаков , связей . В различных ситуациях возможен любой выбор элемента , лишь бы он позволил полнее раскрыть структуру содержания явления . В элементе , как в капле воды , отражается окружающий мир . Ле Корбюзье в качестве социального элемента архи тектуры брал жилую ячейку . Он писал : " Если клетка есть первоначальный биологический элемент , то - домашний очаг , иными словами , — приют для семьи , представляет собой социаль ную клетку " [8]. Элементарной структурной единицей города в совре менной ситуации , наверное , мог бы служить микрорайон , а не отдельный дом , так как он точнее и полнее раскрывает социальную градостроительную специфику , чем многосекционный дом , функционирующий в тож дественных видах в странах с самыми различными со циальными устройствами . Микрорайон в социалистичес ком городе стал его устойчивым , хотя далеко еще соци ально не оформившимся , структурным элементом . Однако понятие элемента относительно , и сам эле мент нельзя рассматривать вне пространства и времени ( что значительно усложняет картину ), поэтому мы и не можем остановиться на одном элементе , из которого образовывались бы все архитектурные формы ( а именно к этому ведет разговор об элементе ). Подобный " праэлемент " (" праформу ") в течение многих лет своей жизни искал великий немецкий поэт и естествоиспытатель И . В . Гёте . И не нашел , поскольку это так же проти воестественно , как искать одного единственного пред ка человека . Исключение наличия " праэлемента " выте кает из приведенных выше постулатов — способности структур к многофункциональности , а функций к мно гоструктурности . Свидетельство этому также двойст венность формы вообще , в нашем аспекте — двули кость архитектуры ( функциональная и технико - экономичес кая целесообразность , синтезируемая с духовностью искусства ). Поэтому , как в других явлениях , так и в архитектуре , можно предположить наличие многосту пенчатости формирования элементов , т . е . отсутствие его конечности . Такой подход выражает иерархию системы . Мало того , кроме многоступенчатости , предпола гаемой как восхождение ( или нисхождение ) в иерархии систем , имеют место качаетмиио разные уровни элемен тов одной системы . В архитектуре - конструктивный элемент , функциональный элемент , композиционный элемент и тл . Стамдартхый модуль можно также рас сматривать как прострвист еинонетрический элемент архитектуры . Элементы , взаимодействуя между собой , образуют структуру боте высокого порядка . Так , на основе простых конструктивных элементов типа стоек и балок рождаются пространственно - развитые архитек турные формы , обеспечивающие сложные функции . Каждый элемент обладает структурой и может быть рассмотрен в качестве отдельной относительно само стоятельной системы , тл . их бесконечность развивается не только в определенном иерархическом продольном ряду , но и в поперечных направлениях . В этом случае элемент выступает как органическое единство опреде ленных свойств , признаков , связей и характеризует не только форму , но и содержание . Элементарная структура , в свою очередь , представля ет собой какое - то явление . Например , квартиру мож но рассматривать как структурный элемент многосекционного жилого дома . В другом же аспекте квартира превращается в самостоятельное явление , а ее элемен тарной структурной единицей становится комната . В практической деятельности архитектор исходя из того , что каждый элемент обладает структурой и всегда представляет собой " структурный элемент ", должен не строить архитектуру из упрощенных однотипных пространственных элементов , выполняющих различные функции , а стремиться проникнуться содержательным смыслом каждого элемента , дифференцируя и усовер шенствуя его структуру и форму . Отсюда и работа над вопросами индустриализации изготовления про странственных элементов зданий должна следовать идее непрерывной структуризации пространства и дифферен циации его функций , ибо этот процесс беспределен , как и беспредельно развитие элементов социального ( так же , как и живого , в том числе человека и его потребностей ) . Кроме того , необходимо совершенствовать иерархические связи , т . е . определить каждому элементу его место в функциональной и пространственной структуре архитектуры , что должно также отражаться в индуст риальных методах строительства . Сочетание соподчи - ненности элементов в структуре архитектурной формы с выявлением специфических свойств элементов обогатить и художественное содержание архитектуры . В понимании целостности архитектурной формы важно установление связей между отдельными свойствами художественно - осмысленной формы , используемыми как средства гармонизации . Это ведет к необходимости исследования , во - первых , генезиса средств гармониза ции и их родственных , гомологичных отношений , а во - вторых , иерархии их по отношению друг к другу . Важнейшим источником раскрытия единства средств гармонизации служит современная и историческая ар хитектурная практика . Понятно , что в средствах гармо низации не может не быть родственного формообразую щего начала , хотя степень их единства зависит от худо жественного уровня произведения архитектуры . Поэто му изучение этого единства может быть наиболее эф фективно проведено на лучших произведениях мировой используем при этом термин не " стандартизация ", а " ин дустриализация ", так как стандартизация — лишь части ;' и случай индустриализации и будущее архитектуры может быть связано и с индустриализацией без стандартов ( но не бе .- типи зации ), архитектуры , что не исключает возможности обращения и к другим архитектурным объектам и особенно к тем , в которых обнажаются противоречия формы и характерные черты того или иного механизма ( средства ) гармо низации . И , конечно , как мы говорили , на объективных законах формообразования живой природы . Рис . 3. Идеальный план города , состоящего из клеток ( Ренессанс ) По нашей методике , чтобы найти связь между средст вами гармонизации , определить место каждого в компо зиционной иерархии , необходимо прежде всего выяс нить причину происхождения гармонии и средств гармо низации , подразумевая под гармонией определенную организацию формы . |
. страницы: | |||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||
. содержание: | ||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.Лекции |
||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.проекты: | ||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.поиск: [keywords], [global] | ||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.другое: | ||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.дизайн: | ||||||||||||||||||||||||||||||
рaдизайн © 2005 | ||||||||||||||||||||||||||||||
|
© "Архитектурная бионика" / Ю.С. Лебедев — М.: Стройиздат, 1990. — 269 с. © 2005, , ссылайтесь... |
Всё. |