|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Архитектура | Модерн | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
city-2 /
архи.всё -> архи
. бионика Гармония формообразования В АРХИТЕКТУРЕ И В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ |
||||||||||||||||||||||||||||||
МЕЗОФОРМЫ - МЕЗОСТРУКТУРЫ - МЕЗОПРОСТРАНСТВО Удвоение формы ( внешняя визуальная и внутренняя структуры ) выступает в противоположности не только частей и целого , но и внешнего и внутреннего аспектов ее содержания . Гегель в свое время отмечал , что , во - первых , форма противостоит своему содержанию как нечто внешнее и несущественное , " безразличное для содержания существования "; во - вторых , форма выступает как нечто пронизывающее само содержание связи , вырастающее из содержания и активно воздействующее на него , оформляющее его , переходящее в него . Эти два аспекта едины , и когда вопрос касается целостности и гармонии формы ( это относится и к архитектурной форме ), то их нужно рассматривать вместе ( в создании стандартных элементов этот момент архитектуры учитывается , по - видимому , в очень малой степени ). Однако есть смысл выделить первый аспект , несколько расширить его понимание в приложении к архитектуре . Архитектурная форма , как говорили представители органической архитектуры , развивается " изнутри наружу ". Функциональная специфика формообразования , несомненно , является объективно ведущей . Но , разви ваясь изнутри , содержание через структурно - элементар ные преобразования выходит наружу , к внешней форме и здесь сталкивается ( естественно через архитектора ) с окружающей средой — с влиянием сложившихся архитектурных ансамблей , природой , природно - климатическими факторами , а в городе — и с технизированной средой . Внешняя форма должна сочетаться также с пси хологией зрительного восприятия человека , сопережи вающего архитектуру . Психология же человека , современника архитектуры , обусловливается не только тре бованиями , предъявляемыми к объемно - планировочно -- му , функциональному содержанию архитектуры , но корректируется идеологическими факторами време ни , художественными вкусами , ощущает на себе влияние других , изобразительных видов искусства . Все указанные причины дают основание утверждать , что форма архитектуры снаружи не обязана быть скована внутренней объемно - планировочной структурой и то , что есть внутри , не должно целиком и полностью повто ряться снаружи , хотя не может не быть с ним органичес ки связано . Прекрасным примером этому служит любой живой организм , в частности , человек : с одной стороны , во внешности человека мы ощущаем строение его скелета , расположение отдельных органов , с другой стороны , внешность не повторяет целиком и полностью внутренней структуры человека , поскольку внешняя форма должна также реагировать на окружающую среду , включая и отношение человека к человеку, условия существования в обществе и т , д . Так и наруж ная сфера — оболочка здания принадлежит не только зданию , но и окружающей среде , она представляет собой мезоструктуру — структуру , среднюю между зданием и средой , В природе — скорлупа , кожа , кора и др . В традиционной архитектуре это требование учитывалось . Между внешней и внутренней средой архитек туры стоял " слой " сложных преобразований формы ( структуры ), несущей не только художественно - компо зиционную нагрузку , но и важные утилитарные функ ции — регуляцию микроклимата , защиту от снега , дож дя , от быстрого перегрева или , наоборот , охлаждения зданий ( террасы , крыльца , эркеры , обналичка окон , крупная фактура стен и т . д .). Современная архитектура попыталась сбросить с себя " роскошные одежды ", выставляя часто напоказ лишь свою структуру — скелет , конструкцию ( рис . 1). Это обеднило архитектуру , исключив богатейшую возмож ность преобразований формы на ее границе с окружаю щей средой ( хотя нельзя отрицать , что имеют место случаи , когда конструкция стала сильным средством художественной выразительности ). В современных зда ниях человека отделяет от внешней среды панель толщи ной 30 — 40 см , и изменения среды — солнечные , температурные , влажностные и пр . — тут же передаются человеку , что приводит к перманентному дискомфортному состоянию внутренней среды архитектуры . И здесь дело не только в физических качествах ограждающих зданий панелей , но и в отсутствии экстраполяции их структуры во внешнее пространство . Не случайно сейчас сущест вует тенденция возвращения в архитектуре к такому конструктивному материалу , как кирпич , — более эф фективному в отношении как регуляции ' микроклима та помещений , так и придания крупной фактуры наружным стеновым поверхностям .
Рис . 1. Обнаженная конструктивно - технологическая форма ( общий вид ). Центр искусства и культуры имени Ж . Помпиду в Париже , 1977 г . Думается , что есть основание расширить понятие мезоструктуры и вынести его за пределы материальной оболочки здания в " межархитектурное пространство " — мезопространство . Те дополнительные элементы , которые сопровождали старую архитектуру ( галереи , террасы , крыльца , вплоть до создания среды малых архитектурных форм , окру жающих здания ), можно назвать своеобразными функ циональными и психологическими " демпферами ", поз воляющими человеку постепенно адаптироваться в архи тектуре , переходя из сферы влияния одних архитек турных форм в другие . Они превращают архитектур ную среду в живое пространство , максимально прибли жающееся к психофизиологическим потребностям человека . Однообразие современной массовой застройки во многом связано с отсутствием такой мезосреды или мезопространства . |
. страницы: | |||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||
. содержание: | ||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.Лекции |
||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.проекты: | ||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.поиск: [keywords], [global] | ||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.другое: | ||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.дизайн: | ||||||||||||||||||||||||||||||
рaдизайн © 2005 | ||||||||||||||||||||||||||||||
|
© "Архитектурная бионика" / Ю.С. Лебедев — М.: Стройиздат, 1990. — 269 с. © 2005, , ссылайтесь... |
Всё. |