arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Архитектура | Модерн | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
проект:   city-2 / архи.всё -> архи . бионика
   Гармония формообразования В АРХИТЕКТУРЕ И В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ
бионика
Архи . всЁ
прессслужба

BioCity — проект
 

МЕЗОФОРМЫ - МЕЗОСТРУКТУРЫ - МЕЗОПРОСТРАНСТВО

Удвоение формы ( внешняя визуальная и внутренняя структуры ) выступает в противоположности не только частей и целого , но и внешнего и внутреннего аспектов ее содержания .

Гегель в свое время отмечал , что , во - первых , форма противостоит своему содержанию как нечто внешнее и несущественное , " безразличное для содержания существования "; во - вторых , форма выступает как нечто пронизывающее само содержание связи , вырастающее из содержания и активно воздействующее на него , оформляющее его , переходящее в него . Эти два аспекта едины , и когда вопрос касается целостности и гармонии формы ( это относится и к архитектурной форме ), то их нужно рассматривать вместе ( в создании стандартных элементов этот момент архитектуры учитывается , по - видимому , в очень малой степени ). Однако есть смысл выделить первый аспект , несколько расширить его понимание в приложении к архитектуре .

Архитектурная форма , как говорили представители органической архитектуры , развивается " изнутри нару­жу ". Функциональная специфика формообразования , несомненно , является объективно ведущей . Но , разви­ ваясь изнутри , содержание через структурно - элементар­ ные преобразования выходит наружу , к внешней форме и здесь сталкивается ( естественно через архитектора ) с окружающей средой — с влиянием сложившихся ар­хитектурных ансамблей , природой , природно - климати­ческими факторами , а в городе — и с технизированной средой . Внешняя форма должна сочетаться также с пси­ хологией зрительного восприятия человека , сопережи­ вающего архитектуру . Психология же человека , совре­менника архитектуры , обусловливается не только тре­ бованиями , предъявляемыми к объемно - планировочно -- му , функциональному содержанию архитектуры , но корректируется идеологическими факторами време­ ни , художественными вкусами , ощущает на себе влия­ние других , изобразительных видов искусства . Все указанные причины дают основание утверждать , что форма архитектуры снаружи не обязана быть скована внутренней объемно - планировочной структурой и то , что есть внутри , не должно целиком и полностью повто­ ряться снаружи , хотя не может не быть с ним органичес­ ки связано . Прекрасным примером этому служит любой живой организм , в частности , человек : с одной стороны , во внешности человека мы ощущаем строение его скелета , расположение отдельных органов , с другой стороны , внешность не повторяет целиком и полностью внутренней структуры человека , поскольку внешняя форма должна также реагировать на окружающую среду , включая и отношение человека к человеку, условия существования в обществе и т , д . Так и наруж­ ная сфера — оболочка здания принадлежит не только зданию , но и окружающей среде , она представляет собой мезоструктуру — структуру , среднюю между зданием и средой , В природе — скорлупа , кожа , кора и др .

В традиционной архитектуре это требование учиты­валось . Между внешней и внутренней средой архитек­ туры стоял " слой " сложных преобразований формы ( структуры ), несущей не только художественно - компо­ зиционную нагрузку , но и важные утилитарные функ­ ции — регуляцию микроклимата , защиту от снега , дож­ дя , от быстрого перегрева или , наоборот , охлаждения зданий ( террасы , крыльца , эркеры , обналичка окон , крупная фактура стен и т . д .).

Современная архитектура попыталась сбросить с себя " роскошные одежды ", выставляя часто напоказ лишь свою структуру — скелет , конструкцию ( рис . 1). Это обеднило архитектуру , исключив богатейшую возмож­ ность преобразований формы на ее границе с окружаю­ щей средой ( хотя нельзя отрицать , что имеют место случаи , когда конструкция стала сильным средством художественной выразительности ). В современных зда­ ниях человека отделяет от внешней среды панель толщи­ ной 30 — 40 см , и изменения среды — солнечные , темпе­ратурные , влажностные и пр . — тут же передаются чело­веку , что приводит к перманентному дискомфортному состоянию внутренней среды архитектуры . И здесь дело не только в физических качествах ограждающих зданий панелей , но и в отсутствии экстраполяции их структуры во внешнее пространство . Не случайно сейчас сущест­ вует тенденция возвращения в архитектуре к такому конструктивному материалу , как кирпич , — более эф­ фективному в отношении как регуляции ' микроклима­ та помещений , так и придания крупной фактуры наруж­ным стеновым поверхностям .

Обнаженная конструктивно - технологическая форма ( общий вид ). Центр искусства и культуры имени Ж . Помпиду в Париже , 1977 г .

Рис . 1. Обнаженная конструктивно - технологическая форма ( общий вид ). Центр искусства и культуры имени Ж . Помпиду в Париже , 1977 г .

Думается , что есть основание расширить понятие мезоструктуры и вынести его за пределы материальной оболочки здания в " межархитектурное пространство " — мезопространство .

Те дополнительные элементы , которые сопровождали старую архитектуру ( галереи , террасы , крыльца , вплоть до создания среды малых архитектурных форм , окру­ жающих здания ), можно назвать своеобразными функ­ циональными и психологическими " демпферами ", поз­ воляющими человеку постепенно адаптироваться в архи­ тектуре , переходя из сферы влияния одних архитек­ турных форм в другие . Они превращают архитектур­ ную среду в живое пространство , максимально прибли­ жающееся к психофизиологическим потребностям чело­века .

Однообразие современной массовой застройки во многом связано с отсутствием такой мезосреды или мезопространства .

  . страницы:
1  11  21
2 12 22
3 13 23
4 14 24
5 15 25
6 16 26
7 17 27
8 18 28
9 19 29
10 20 30
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.поиск: [keywords], [global]
    
   
  . архи.другое:
Laguna Proun  — проект для Венеции
  . архи.дизайн:
  Семён Расторгуев ©  рaдизайн © 2005 

click "refresh" if uncorrect value 

    © "Архитектурная бионика" / Ю.С. Лебедев — М.: Стройиздат, 1990. — 269 с.

    © 2005, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.
Hosted by uCoz