|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Архитектура | Модерн | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
city-2 /
архи.всё -> архи
. бионика Гармония формообразования В АРХИТЕКТУРЕ И В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ |
||||||||||||||||||||||||||||||
В вышеприведенном материале разговор шел о так называемой зеркальной симметрии и ее возможных нарушениях , т . е . асимметрии . Вместе с тем современная наука указывает на десяток и более видов симметрии , причем сюда включаются , кроме уже упомянутой зеркальной симметрии , круговая , переносная , мозаичная , спиральная и другие виды , а также их всевозможные комбинации . Рис . 17. Архангельский собор в Московском Кремле , 1505-1509 гг . ( зодчий Алевиз Новый ) . Рис . 18. Церковь Иоанна Предтечи в селе Дьяково , 1547 г . Рис . 21. Собор Снетогорского монастыря в Пскове , 1310 г . Возникает вопрос , относятся ли эти перечисленные виды симметрии действительно к симметрии или это какие - либо ее производные , а возможно , и совершенно другие категории , отражающие другие состояния и законы жизни ? Возьмем , например , мозаичную симметрию . Это изоморфные структуры типа пчелиных сот , сеток из квадратных и других решеток ( клеточная структура живого организма , радиолярии типа насселярий , упа ковки из мыльных пузырей и т . д .), развивающихся равномерно во всех направлениях пространства . Такие образования не имеют своих антиподов , не меняют знака поляризации , что способствовало бы их качест венному преобразованию , как это происходит в раце мической кислоте или при делении живой клетки ( ес ли не переключить их в состояние зеркального отраже ния , но в таком случае мы возвращается к зеркальной
Рис . 20. Собор Софии в Новгороде , 1045 — 1052 гг . План Рис . 23. Зеркально - тождественная симметрия в архитектуре : фрагмент плана здания медицинских лабораторий Пенсильванского университета в г . Филадельфии , 1957 — 1961 гг . Архит . Л . Кан Рис . 24. Примеры зеркальной симметрии —митоз ( деление клетки ) Рис . 25. Поперечный разрез листа жирянки, увеличенный в 2 раза ( одноосевая зеркальная симметрия ) Рис . 26. Ярославль . Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках , 1649 — 1654 гг . Фасад и план симметрии ). То же самое можно сказать и в отноше нии других указанных видов симметрии . Скорее мы отнесли бы их к ритмам , выражающим определенный порядок действия и развития организмов , представляю щий собой следы поэтапного роста организмов , само строительство их на основе повторяющихся структур ных элементов . В архитектуре так же , как и в живой природе , на блюдается взаимодействие симметрии и асимметрии , не приводящее к дисгармонии архитектурных форм и к потере ими визуально равновесного состояния — в функциональном , техническом , экологическом и художест венно - эстетическом смыслах . Наоборот , нарушения зер кальной симметрии при равновесном состоянии системы означают часто более реалистичное и эффективное реше ние архитектурных вопросов в указанных выше на правлениях . Известный советский архитектор М . Я . Гинзбург в книге " Стиль и эпоха " пишет об асимметрии в ее равновесном состоянии : ", . . мы видим в работах современных архитекторов ( т . е . ар хитекторов 20- х годов — ЮЛ .) появление совершенно нового плана , большей часть асимметричного , так как редко функции частей здания бывают абсолютно одинаковыми , — предпочти тельно открытого и свободного в своей конфигурации , потому что тогда не только лучше омываются все части сооружения воздухом и светом , но и четче читается его функциональная члененность , легче угадывается развертывающаяся в них дина мическая жизнь " [ 15] ( рис .19). Внутренняя планировка русских церквей часто асим метрична , хотя внешние формы в основном симметрич ны по отношению к какой - либо одной оси , но и в них наблюдается постоянное нарушение задуманной зер кальной симметрии . Даже в таких , казалось бы , безупречных симметрично - зеркальных фасадах , как в церк вах Покрова в Филях в Москве (1693 — 1694), Спаса в селе Уборы Московской области (1693), Троицы в селе Троицком - Лыкове близ Москвы (1698 — 1703) и др ., имеются отклонения от зеркальной симметрии ( рис . 20, 21). То же можно сказать и о современных нам зданиях — симметричная сферическая скорлупа - оболочка скрывает за собой сложную " хаотичную " планировку . Но и внеш ние ее формы редко бывают абсолютно симметричны .
Рис . 27. Архангельское , подмосковная усадьба . Дворец , 1780-1831 гг . Главный фасад и план 1- го этажа . Проект архит. Де Герн Рис . 29. Филадельфия . Административное здание , 1963 г . Архитекторы Джоуз , Ноулз , Брегер и Канингэм . План этажа Рис . 30. Лучио Коста . Бразилиа . Конкурсный проект, 1956 г . Рис . 31. Форма живой природы ( клеточная структура чилибухи ) / — клетки ; 2 — протопласты ; 3 — клеточная оболочка ; 4 — протоплазматические нити Рис . 32. Отделка алтаря собора св . Софии в Киеве , 1037 г . Рис . 34. Коломенское . Царcкая усадьба близ Москвы . Дворец Броуди , 1667-1681 гг . Зодчие - Архитекторы Л . Дэвис и С . С . Петров , И . Михайлов , С Дементьев . Юго - восточный фасад и план Рис . 36. Особняк Дорожин - ской . Москва , 1901 г . Планы этажей . Архит . Ф . О . Шехтель Как говорилось выше , симметрия относится к облас ти понятия равновесия . Весы имеют всегда две чаши , подвешенные к оси симметрии . Порядок включает та кие категории , как ритмы , пропорции и т . п . Например , порядок следования элементов в ленточном орнаменте или порядок членения формы , определенный системой пропорций . Порядок — это расстановка , распределение , расчленение . В этом смысле ни симметрия , ни тектони ка , ни масштабность не относятся непосредственно к ка тегории порядка , а представляют собой самостоятельные качественные категории гармонии или средств гар монизации . Гармония уже включает в себя равновес ность , порядок , соразмерность , тектонику , колористику и т . д . В архитектуре и живой природе наблюдаются не сколько видов симметрии форм , имеющих ось равновесия ( рис . 22) зеркально - тождественная симметрия , когда , по обе стороны оси равновесия расположены на равных расстояниях тождественные формы , одинаково ориенти рованные во всех направлениях пространства , т . е . пра вильные фигуры — квадрат , правильный треугольник , правильный шестиугольник , куб , тетраэдр , октаэдр и т . д . Особенность этого вида симметрии заключается в том , что фигуры ( или формы ), расположенные слева и справа от оси равновесия , могут совмещаться не только поворотом на 180 ° , как в случае с зеркаль ной симметрией , но и простым смещением по направ лению одна к другой , как при совмещении фигур , вос принимаемых нашим левым и правым глазом. |
. страницы: | |||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||
. содержание: | ||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.Лекции |
||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.проекты: | ||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.поиск: [keywords], [global] | ||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.другое: | ||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.дизайн: | ||||||||||||||||||||||||||||||
рaдизайн © 2005 | ||||||||||||||||||||||||||||||
|
© "Архитектурная бионика" / Ю.С. Лебедев — М.: Стройиздат, 1990. — 269 с. © 2005, , ссылайтесь... |
Всё. |