arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Архитектура | Модерн | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
проект:   city-2 / архи.всё -> архи . бионика
   Гармония формообразования В АРХИТЕКТУРЕ И В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ
бионика
Архи . всЁ
прессслужба

BioCity — проект
 

В вышеприведенном материале разговор шел о так называемой зеркальной симметрии и ее возможных нарушениях , т . е . асимметрии . Вместе с тем современная наука указывает на десяток и более видов симметрии , причем сюда включаются , кроме уже упомянутой зеркальной симметрии , круговая , переносная , мозаичная , спиральная и другие виды , а также их всевозможные комбинации .

Архангельский собор в Московском Кремле , 1505-1509 гг . ( зодчий Алевиз Новый ) .

Рис . 17. Архангельский собор в Московском Кремле , 1505-1509 гг . ( зодчий Алевиз Новый ) .

Церковь Иоанна Предтечи в селе Дьяково , 1547 г .

Рис . 18. Церковь Иоанна Предтечи в селе Дьяково , 1547 г .

Собор Снетогорского монастыря в Пскове , 1310 г .

Рис . 21. Собор Снетогорского монастыря в Пскове , 1310 г .

Возникает вопрос , относятся ли эти перечисленные виды симметрии действительно к симметрии или это какие - либо ее производные , а возможно , и совершенно другие категории , отражающие другие состояния и законы жизни ?

Возьмем , например , мозаичную симметрию . Это изоморфные структуры типа пчелиных сот , сеток из квадратных и других решеток ( клеточная структура живого организма , радиолярии типа насселярий , упа­ ковки из мыльных пузырей и т . д .), развивающихся равномерно во всех направлениях пространства . Такие образования не имеют своих антиподов , не меняют знака поляризации , что способствовало бы их качест­ венному преобразованию , как это происходит в раце­ мической кислоте или при делении живой клетки ( ес­ ли не переключить их в состояние зеркального отраже­ ния , но в таком случае мы возвращается к зеркальной

Собор Софии в Новгороде , 1045 — 1052 гг

Рис . 20. Собор Софии в Новгороде , 1045 — 1052 гг . План

сканируется...

Рис . 22. Исторически сложившиеся системы симметрии а архитектуре : а — зеркально - тождественная система ( две окружности ); б — зеркально - симметричная система ( два неправильных пятиугольника ); в — одно - осевая система ; г — зеркально - асимметричная многоосевая система

Рис . 23. Зеркально - тождественная симметрия в архитектуре : фрагмент плана здания медицинских лабораторий Пенсильванского университета в г . Филадельфии , 1957 — 1961 гг . Архит . Л . Кан

Рис . 24. Примеры зеркальной симметрии —митоз ( деление клетки )

Рис . 25. Поперечный разрез листа жирянки, увеличенный в 2 раза ( одноосевая зеркальная симметрия )

Рис . 26. Ярославль . Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках , 1649 — 1654 гг . Фасад и план

симметрии ). То же самое можно сказать и в отноше­ нии других указанных видов симметрии . Скорее мы от­несли бы их к ритмам , выражающим определенный порядок действия и развития организмов , представляю­ щий собой следы поэтапного роста организмов , само­ строительство их на основе повторяющихся структур­ ных элементов .

В архитектуре так же , как и в живой природе , на­ блюдается взаимодействие симметрии и асимметрии , не приводящее к дисгармонии архитектурных форм и к потере ими визуально равновесного состояния — в фун­кциональном , техническом , экологическом и художест­ венно - эстетическом смыслах . Наоборот , нарушения зер­ кальной симметрии при равновесном состоянии системы означают часто более реалистичное и эффективное реше­ ние архитектурных вопросов в указанных выше на­ правлениях .

Известный советский архитектор М . Я . Гинзбург в книге " Стиль и эпоха " пишет об асимметрии в ее равновесном состоянии :

", . . мы видим в работах современных архитекторов ( т . е . ар­ хитекторов 20- х годов — ЮЛ .) появление совершенно нового плана , большей часть асимметричного , так как редко функции частей здания бывают абсолютно одинаковыми , — предпочти­ тельно открытого и свободного в своей конфигурации , потому что тогда не только лучше омываются все части сооружения воздухом и светом , но и четче читается его функциональная члененность , легче угадывается развертывающаяся в них дина­ мическая жизнь " [ 15] ( рис .19).

Внутренняя планировка русских церквей часто асим­ метрична , хотя внешние формы в основном симметрич­ ны по отношению к какой - либо одной оси , но и в них наблюдается постоянное нарушение задуманной зер­ кальной симметрии . Даже в таких , казалось бы , безуп­речных симметрично - зеркальных фасадах , как в церк­ вах Покрова в Филях в Москве (1693 — 1694), Спаса в селе Уборы Московской области (1693), Троицы в селе Троицком - Лыкове близ Москвы (1698 — 1703) и др ., имеются отклонения от зеркальной симметрии ( рис . 20, 21).

То же можно сказать и о современных нам зданиях — симметричная сферическая скорлупа - оболочка скрывает за собой сложную " хаотичную " планировку . Но и внеш­ ние ее формы редко бывают абсолютно симметричны .

сканируется...

Рис . 27. Архангельское , подмосковная усадьба . Дворец , 1780-1831 гг . Главный фасад и план 1- го этажа . Проект архит. Де Герн

Рис . 29. Филадельфия . Административное здание , 1963 г . Архитекторы Джоуз , Ноулз , Брегер и Канингэм . План этажа

Рис . 30. Лучио Коста . Бразилиа . Конкурсный проект, 1956 г .

Рис . 31. Форма живой природы ( клеточная структура чилибухи )

/ — клетки ; 2 — протопласты ; 3 — клеточная оболочка ; 4 — протоплазматические нити

Рис . 32. Отделка алтаря собора св . Софии в Киеве , 1037 г .

Рис . 34. Коломенское . Царcкая усадьба близ Москвы .
Рис . 35. Комплекс Уотерсайд в Нью - Йорке , 1963-1974 гг .

Дворец Броуди , 1667-1681 гг . Зодчие - Архитекторы Л . Дэвис и С . С . Петров , И . Михайлов , С Дементьев . Юго - восточный фасад и план

Рис . 36. Особняк Дорожин - ской . Москва , 1901 г . Планы этажей . Архит . Ф . О . Шехтель

Как говорилось выше , симметрия относится к облас­ ти понятия равновесия . Весы имеют всегда две чаши , подвешенные к оси симметрии . Порядок включает та­ кие категории , как ритмы , пропорции и т . п . Например , порядок следования элементов в ленточном орнаменте или порядок членения формы , определенный системой пропорций . Порядок — это расстановка , распределение , расчленение . В этом смысле ни симметрия , ни тектони­ ка , ни масштабность не относятся непосредственно к ка­ тегории порядка , а представляют собой самостоятель­ные качественные категории гармонии или средств гар­ монизации . Гармония уже включает в себя равновес­ ность , порядок , соразмерность , тектонику , колористику и т . д .

В архитектуре и живой природе наблюдаются не­ сколько видов симметрии форм , имеющих ось равновесия ( рис . 22)

зеркально - тождественная симметрия , когда , по обе стороны оси равновесия расположены на равных расстояниях тождественные формы , одинаково ориенти­ рованные во всех направлениях пространства , т . е . пра­ вильные фигуры — квадрат , правильный треугольник , правильный шестиугольник , куб , тетраэдр , октаэдр и т . д . Особенность этого вида симметрии заключается в том , что фигуры ( или формы ), расположенные слева и справа от оси равновесия , могут совмещаться не только поворотом на 180 ° , как в случае с зеркаль­ ной симметрией , но и простым смещением по направ­ лению одна к другой , как при совмещении фигур , вос­ принимаемых нашим левым и правым глазом.

  . страницы:
1  11  21
2 12 22
3 13 23
4 14 24
5 15 25
6 16 26
7 17 27
8 18 28
9 19 29
10 20 30
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.поиск: [keywords], [global]
    
   
  . архи.другое:
Millennium 2010        © ШтоРаМаг
  . архи.дизайн:
  Семён Расторгуев ©  рaдизайн © 2005 

click "refresh" if uncorrect value 

    © "Архитектурная бионика" / Ю.С. Лебедев — М.: Стройиздат, 1990. — 269 с.

    © 2005, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.
Hosted by uCoz