|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Архитектура | Модерн | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
city-2 /
архи.всё -> архи
. бионика Гармония формообразования В АРХИТЕКТУРЕ И В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ |
||||||||||||||||||||||||||||||
Известно , что в детстве Ле Корбюзье под руководством опытного педагога изучал природу , а в пору юности имел возможность познакомиться с творениями мастеров эпохи Возрождения . Позже он выразил свое мировоззрение , ставшее лейтмотивом всей его жизни , В следующих словах : " Цветок , растение , дерево , гора тянутся вверх , живя в своей среде . Их облик привлекает к себе внимание своим подлинным величием и выразительностью . Мы останавливаемся , ощутив взаимосвязь явлений в природе , с волнением наблюдаем гармонию , которой охвачено столь большое пространство . . . Архитектура , скульптура , живопись целиком связаны с пространством , с необходимостью организовать пространство каждая своими средствами . Самое существенное здесь то , что ключом к эстетической эмоции служит восприятие пространства " [ 8 ]. В Париже Ле Корбюзье знакомится с градостроительным искусством средневековья . В 23 года , не имея систематического образования , но обладая обширными познаниями в области искусства и архитектуры , рисует фасад своего первого дома , который хочет построить . Впоследствии он претворит свою юношескую мечту , построив хижину на Лазурном берегу , проект которой набросает за завтраком (1951 г .), в течение получаса по просьбе хозяина закусочной выполнит пять проектов туристских домиков (1954 г .), по оптимальности своей планировки и объемного решения не уступающих каюте океанского лайнера ... Но в эти годы первый его про ект так и останется на бумаге , — перед ним возникает , по его словам , " мучительный , повергающий в смяте ние " вопрос : " Какова же та закономерность , которая все определяет , которая связывает все воедино ?" Имен но с этого вопроса начинается жизненный творческий поиск законов гармонии человека и окружающей его среды , приведший Ле Корбюзье к созданию Модулора , — " всеобщей гармонической системы мер , применяемой как в архитектуре , так и в механике ", к разработке проекта " Музея знаний " для города Ахмадабада , строи тельству жилого дома в Марселе и многих других архи тектурных сооружений . В 30- летнем возрасте , начав серьезно заниматься живописью , Ле Корбюзье создает серию картин , ком позиция которых подчиняется определенной системе геометрического построения . С этой системы , в которой он использует два математических принципа — правило вписанного прямого угла и золотое сечение , и началась разработка Модулора , окончательный вариант которого был разработан в 1946 г . За основу " красного ряда " Модулора принят услов ный рост человека , равный 1,829 м ( первоначально при разработке Модулора рост человека принимался равным 1,75 м ). Высота фигуры человека с поднятой рукой при этом равна 2,26 м . Правомерность выбора этих величин вызывает у ар хитекторов - теоретиков некоторое сомнение . Действи тельно , согласно современным морфометрическим исных образов , которые реально существуют в окружаю щем человека пространстве . Если это действительно так , то открытие Ле Корбюзье выходит далеко за рамки сугубо практических архитектурных интересов . Давая оценку Модулору , выдающийся физик современности А . Эйнштейн в записке к Ле Корбюзье отметил : " Это гамма пропорций , которая делает зло трудно -, а добро легковыполнимым " С 30 3. Таким образом , если принять значение Jt =1,118 (-|-/ if ), то оно будет наилучшим образом соответствовать статистике вышеприведенных морфометрических данных человека ( его среднему росту ). Действительно , совмест но обработав данные о росте спортсменов ( см . табл . 6) и данные ЦНИИТИА относительно роста мужчин 20 — 40- летнего возраста , можно получить следующий результат : 1,764*0,045 м . При нормальном распределе нии параметра в пределах среднеквадратичного откло нения максимальный рост мужчины равен 1,764 ± 0,045 = =1,809. В то же время , подставляя в соотношение k =- у $ Гм , при л =1 получим si , 809, т . е . величину , идентичную статистически рассчитанному максимальному росту мужчины . По аналогии с Модулором высота фи гуры человека с поднятой рукой будет равна в этом слу чае \ ЛЕГ — 2,236 = 2,24 м ( расхождение с величиной 2,26 порядка 0,9%). Ле Корбюзье не был специалистом в области матема тики , но придавал ей большое значение , говоря : " Матема тический расчет является таким же элементом творчества , как цвет ,- как величина , рисунок , пространство и т . п .'* С 81. Золотое сечение в природе» Еще Леонардо да Винчи , обобщая свои наблюдения над явлениями природы (" Кодекс о полете птиц "), высказывал мысль о том , что вся природа пронизана математическими законами , и поэтому ". . . никакое человеческое исследование не может претендовать на то , чтобы быть истинной наукой , если оно не использует математических доказательств и нет никакой уве ренности там , где нельзя применить одну из математических наук "|24|. При изучении кристаллов было установлено , что в них могут присутствовать лишь оси симметрии 2, 3, 4- и 6- го порядков . Дать объяснение такому ограни ченному набору осей оказалось возможным лишь пос ле разработки теории внутреннего строения кристал лов — теории закономерного (" шеренгами ") распре деления в пространстве слагающих кристалл элементов . Приняв за основу это положение , нетрудно доказать невозможность в кристаллах осей 5, 7, 8- го и других порядков , воспользовавшись следующими построения ми [28]. Представим себе пространство , в котором регуляр но ( равномерно ) распределены точки . Допустим , что через две ближайшие точки А и В проходят две оси симметрии одного и того же п . - го порядка . Тогда при повороте около точки В на соответствующий угол точ ка А займет положение А ', точка же В при повороте вокруг точки А придет в положение В ", следовательно , точка AV в. Отсюда следует , что В ' А '- АВ (1 - 2 cos ос ). Так как рассто яния между точками одинаковы и оба ряда точек взаим но параллельны , приведенное равенство окажется спра ведливым лишь в том случае , если расстояние В ' А ' будет кратным периоду идентичности АВ . Для этого необ ходимо , чтобы 2 C 0 SQC равнялось целому числу , что возможно лишь при следующих значениях cos « :0, ± 1/2, ± 1, соответствующих углам поворота 60, 90, 120, 180 и 360, т . е . 6- й , 4- й , 3- й и 2- й осям и осям идентичности . Существуют и другие построения , доказывающие невозможность существования в кристаллах осей 5, 7, 8- го и других порядков .
Рис . 78. Одноклеточная водоросль микрастериас и ее геометрическая модель Рис . 79. Рост раковины белемнита . Поперечный срез Рис . 80. Морфометрическая характеристика фага Т 2 1 — белковая субъединица ; 2 — ДНК ; 3 — воротничок ; Рис . 81. Иллюстрация к анализу пентавурфных характеристик пятилучевых звезд а — проективное преобразование звезды ( величина пентавурФа ее эдршин инаа - риантна ); б — правильная пятиконечная звезда В частности , правильные пяти угольники , семиугольники и т . п . не заполняют плос кость , в то время как треугольники , ромбы , квадраты , прямоугольники , параметрические характеристики ко торых соответствуют поворотной симметрии 2,3,4,6- го порядков , покрывают всю плоскость без промежутков .
Рис . 82. Вероятностное распределение относительных Рис > 83 - Графическое изоб -значений большой полуоси аб - Р аж ение золотых треуголь - солютной орбиты компонента ч * ков "; 1 — поз . 1; 2 — с меньшей массой в тесной п ° 3 - 2 > 3 ~ п ° 3 - 3 двойной звездной системе . М 1 и М„ — массы звезд в системе ; ai и 32 — длина малой и большой полуоси относитель но орбиты системы ; С — центр масс системы |
. страницы: | |||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||
. содержание: | ||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.Лекции |
||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.проекты: | ||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.поиск: [keywords], [global] | ||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.другое: | ||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.дизайн: | ||||||||||||||||||||||||||||||
рaдизайн © 2005 | ||||||||||||||||||||||||||||||
|
© "Архитектурная бионика" / Ю.С. Лебедев — М.: Стройиздат, 1990. — 269 с. © 2005, , ссылайтесь... |
Всё. |