arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Архитектура | Модерн | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
проект:   city-2 / архи.всё -> архи . бионика
   Гармония формообразования В АРХИТЕКТУРЕ И В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ
бионика
Архи . всЁ
прессслужба

BioCity — проект
 

Известно , что в детстве Ле Корбюзье под руководством опытного педагога изучал природу , а в пору юности имел возможность познакомиться с творениями мастеров эпохи Возрождения . Позже он выразил свое мировоззрение , ставшее лейтмотивом всей его жизни , В следующих словах : " Цветок , растение , дерево , гора тянутся вверх , живя в своей среде . Их облик привлекает к себе внимание своим подлинным величием и выразительностью . Мы останавливаемся , ощутив взаимосвязь явлений в природе , с волнением наблюдаем гармонию , которой охвачено столь большое пространство . . . Архитектура , скульптура , живопись целиком связаны с пространством , с необходимостью организовать пространство каждая своими средствами . Самое существенное здесь то , что ключом к эстетической эмоции служит восприятие пространства " [ 8 ].

В Париже Ле Корбюзье знакомится с градостроительным искусством средневековья . В 23 года , не имея систематического образования , но обладая обширными познаниями в области искусства и архитектуры , рисует фасад своего первого дома , который хочет построить . Впоследствии он претворит свою юношескую мечту , построив хижину на Лазурном берегу , проект которой набросает за завтраком (1951 г .), в течение получаса по просьбе хозяина закусочной выполнит пять проектов туристских домиков (1954 г .), по оптимальности своей планировки и объемного решения не уступающих каюте океанского лайнера ... Но в эти годы первый его про­ ект так и останется на бумаге , — перед ним возникает , по его словам , " мучительный , повергающий в смяте­ ние " вопрос : " Какова же та закономерность , которая все определяет , которая связывает все воедино ?" Имен­ но с этого вопроса начинается жизненный творческий поиск законов гармонии человека и окружающей его среды , приведший Ле Корбюзье к созданию Модулора , — " всеобщей гармонической системы мер , применяемой как в архитектуре , так и в механике ", к разработке проекта " Музея знаний " для города Ахмадабада , строи­ тельству жилого дома в Марселе и многих других архи­ тектурных сооружений .

В 30- летнем возрасте , начав серьезно заниматься живописью , Ле Корбюзье создает серию картин , ком­ позиция которых подчиняется определенной системе геометрического построения . С этой системы , в которой он использует два математических принципа — правило вписанного прямого угла и золотое сечение , и началась разработка Модулора , окончательный вариант которого был разработан в 1946 г .

За основу " красного ряда " Модулора принят услов­ ный рост человека , равный 1,829 м ( первоначально при разработке Модулора рост человека принимался равным 1,75 м ). Высота фигуры человека с поднятой рукой при этом равна 2,26 м .

Правомерность выбора этих величин вызывает у ар­ хитекторов - теоретиков некоторое сомнение . Действи­ тельно , согласно современным морфометрическим исных образов , которые реально существуют в окружаю­ щем человека пространстве . Если это действительно так , то открытие Ле Корбюзье выходит далеко за рамки сугубо практических архитектурных интересов . Давая оценку Модулору , выдающийся физик современности А . Эйнштейн в записке к Ле Корбюзье отметил : " Это гамма пропорций , которая делает зло трудно -, а добро легковыполнимым " С 30 3.

Таким образом , если принять значение Jt =1,118 (-|-/ if ), то оно будет наилучшим образом соответствовать ста­тистике вышеприведенных морфометрических данных человека ( его среднему росту ). Действительно , совмест­ но обработав данные о росте спортсменов ( см . табл . 6) и данные ЦНИИТИА относительно роста мужчин 20 — 40- летнего возраста , можно получить следующий результат : 1,764*0,045 м . При нормальном распределе­ нии параметра в пределах среднеквадратичного откло­ нения максимальный рост мужчины равен 1,764 ± 0,045 =

=1,809. В то же время , подставляя в соотношение k =- у $ Гм ,

при л =1 получим si , 809, т . е . величину , идентичную статистически рассчитанному максимальному росту мужчины . По аналогии с Модулором высота фи­ гуры человека с поднятой рукой будет равна в этом слу­ чае \ ЛЕГ — 2,236 = 2,24 м ( расхождение с величиной 2,26 порядка 0,9%).

Ле Корбюзье не был специалистом в области матема­ тики , но придавал ей большое значение , говоря : " Матема­ тический расчет является таким же элементом творчества , как цвет ,- как величина , рисунок , пространство и т . п .'* С 81.

Золотое сечение в природе» Еще Леонардо да Винчи , обобщая свои наблюдения над явлениями природы (" Кодекс о полете птиц "), высказывал мысль о том , что вся природа пронизана математическими законами , и поэтому ". . . никакое человеческое исследование не может претендовать на то , чтобы быть истинной наукой , если оно не использует математических доказательств и нет никакой уве­ ренности там , где нельзя применить одну из математических наук "|24|.

При изучении кристаллов было установлено , что в них могут присутствовать лишь оси симметрии 2, 3, 4- и 6- го порядков . Дать объяснение такому ограни­ ченному набору осей оказалось возможным лишь пос­ ле разработки теории внутреннего строения кристал­ лов — теории закономерного (" шеренгами ") распре­ деления в пространстве слагающих кристалл элементов . Приняв за основу это положение , нетрудно доказать невозможность в кристаллах осей 5, 7, 8- го и других порядков , воспользовавшись следующими построения­ ми [28].

Представим себе пространство , в котором регуляр­ но ( равномерно ) распределены точки . Допустим , что через две ближайшие точки А и В проходят две оси симметрии одного и того же п . - го порядка . Тогда при повороте около точки В на соответствующий угол точ­ ка А займет положение А ', точка же В при повороте вокруг точки А придет в положение В ", следовательно , точка AV в. Отсюда следует , что В ' А '- АВ (1 - 2 cos ос ). Так как рассто­ яния между точками одинаковы и оба ряда точек взаим­ но параллельны , приведенное равенство окажется спра­ ведливым лишь в том случае , если расстояние В ' А ' будет кратным периоду идентичности АВ . Для этого необ­ ходимо , чтобы 2 C 0 SQC равнялось целому числу , что воз­можно лишь при следующих значениях cos « :0, ± 1/2, ± 1, соответствующих углам поворота 60, 90, 120, 180 и 360, т . е . 6- й , 4- й , 3- й и 2- й осям и осям идентичности . Существуют и другие построения , доказывающие невозможность существования в кристаллах осей 5, 7, 8- го и других порядков .

сканируется...

Рис . 78. Одноклеточная водоросль микрастериас и ее геометрическая модель

Рис . 79. Рост раковины белемнита . Поперечный срез

Рис . 80. Морфометрическая характеристика фага Т 2

— белковая субъединица ; — ДНК ; 3 — воротничок ;
4 — чехол ; 5 — стержень диаметром 80 А ; 6 - базальная пластинка с шестью шипами ; 7 — нити отростка длиной 1 SOOA

Рис . 81. Иллюстрация к анализу пентавурфных характеристик пятилучевых звезд а проективное преобразование звезды ( величина пентавурФа ее эдршин инаа - риантна ); б — правильная пятиконечная звезда

В частности , правильные пяти­ угольники , семиугольники и т . п . не заполняют плос кость , в то время как треугольники , ромбы , квадраты , прямоугольники , параметрические характеристики ко­ торых соответствуют поворотной симметрии 2,3,4,6- го порядков , покрывают всю плоскость без промежутков .

сканируется...

Рис . 82. Вероятностное распределение относительных Рис > 83 - Графическое изоб -значений большой полуоси аб - Р аж ение золотых треуголь - солютной орбиты компонента ч * ков "; 1 поз . 1; 2 — с меньшей массой в тесной п ° 3 - 2 > 3 ~ п ° 3 - 3 двойной звездной системе . М 1 и М„ — массы звезд в сис­теме ; ai и 32 — длина малой и большой полуоси относитель­ но орбиты системы ; С — центр масс системы

  . страницы:
1  11  21
2 12 22
3 13 23
4 14 24
5 15 25
6 16 26
7 17 27
8 18 28
9 19 29
10 20 30
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.поиск: [keywords], [global]
    
   
  . архи.другое:
Millennium 2010        © ШтоРаМаг
  . архи.дизайн:
  Семён Расторгуев ©  рaдизайн © 2005 

click "refresh" if uncorrect value 

    © "Архитектурная бионика" / Ю.С. Лебедев — М.: Стройиздат, 1990. — 269 с.

    © 2005, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.
Hosted by uCoz