|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Архитектура | Модерн | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
city-2 /
архи.всё -> архи
. бионика Гармония формообразования В АРХИТЕКТУРЕ И В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ |
||||||||||||||||||||||||||||||
ПЛАСТИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ СИНТЕЗА АРХИТЕКТУРЫ И ПРИРОДЫ Актуальной проблемой современного градостроительства является создание выразительного , монументального облика города . Одна из перспективных концепций — основанная на закономерностях зрительного восприятия архитектурных форм и комплексов идея непрерывности впечатлений , интегрированных в единое пластическое целое архитектурного пространства . В этом отношении живое пространство природы представляется нам удивительным и законченным образом . В наше время городские пространственные организмы имеют тенденцию к быстрому росту и развитию . Они с трудом поддаются зрительному запоминанию . Ориентация в хаосе крупных типовых форм притупилась независимо от того , идет ли человек пешком или едет в транспорте . Смешалось понятие четкого силуэта города с ближней и дальней зонами восприя тия . Человек обитает в пространстве , сотворенном его же руками . Необходимо , чтобы это пространство своим эмоционально - художественным климатом , своей гармо нией оказывало обратное воздействие на своего создателя , воспитывая его как эстетически , так и морально . Ле Корбюзье писал : " Нужно суметь придумать измерительные элементы в соответствии с нашим масштабом ... — эта проблема является задачей архитектуры . Огромные конструкции будущей планировки раздавят нас . Нужно найти общую меру между нами и этими гигантскими произведениями " [ 30]. Мы стоим на пороге новых разработок , которые ведутся в основном по двум характерным направлени ям пластического формообразования архитектуры : первое наглядно прослеживается в возведении мемо риальных комплексов , второе — в бионических разра ботках форм живой природы . Увековечение в мемориальных комплексах памяти о павших — это такой динамизм человеческого чувства , что только монументальное выражение в состоя нии довести его до души народа . И не случайно исто ком понятия " интеграция искусства " является воз ведение мемориальных комплексов , в которых архи тектура и скульптура , взаимодополняясь , формируют понятия новой архитектурной эстетики . На данном этапе идут поиски ключа к тайнам архитектурно - пластических форм — монументальных акцентов градострои тельства , которые своим эмоциональным настроем вместе с обликом современного города способствова ли бы созданию стиля современного зодчества . В ближней зоне восприятия озвучивание диалога между ориентирующимся пешеходом и архитектурны ми постройками должно осуществляться посредством цветной скульптурной пластики . Однако в " дальней зоне " архитектурного пространства эту проблему обыч ной скульптурной пластикой решить нельзя , так как размеры монументальной скульптуры растут значи тельно медленнее , чем размеры архитектурных соору жений . " Сейчас , когда мы создаем новую культуру для всего народа , нам необходимо найти новые образные выражения ", — говорила В . И . Мухина [ 31 ]. Решению именно этой проблемы будет служить куль минационный вид синтеза , новая архитектурная эсте тика , ". . . которая не музей и не картинная галерея , а зда ние , которое посещают ежедневно " [ 32]. Самое сильное пространственное восприятие худо жественного образа может дать истинно синтетическое произведение архитектуры и скульптуры , которое не имело себе равных по масштабу , красочности , много образию и выразительности других пластических ис кусств . Идея сочетания скульптурно - пластичных форм с гео метрически упрощенными прямоугольными формами массовой индустриальной застройки интересна и перспективна . Однако , если становиться на реальную почву , необходимо решать такие два важных вопроса : создание для скульптурно - пластичных форм своей , специфичес кой индустриальной базы и поиск новых средств компо зиции , позволяющих гармонично сочетать эти две разно родные по своим формам системы . Для того чтобы ре шать эти вопросы , требующие дополнительных затрат , следует основательно аргументировать необходимость строительства скульптурно - пластичных форм .
Рис . 104. Храм " Армения " - республиканский музей современного искусства . Модель ( керамика ) . Разрез , план , проект . Архит . М . Антонян Рис . 101. Храм " Мелодия " — Рис . 102. Храм " Гимн Солнцу По - види мому , их создание должно основываться не только на важной художественной , но и на утилитарной , социаль но - функциональной идее , формирующих вместе идеоло гическую сторону вопроса . Общественные " здания - образы ", помимо своего идей но - функционального назначения в типовой индустри альной жилой застройке города , будут своими образно новой формой , масштабом , доминантами в градострои тельстве создавать своеобразное эмоциональное сило вое поле в зоне своего функционирования , выражая при этом и общественное содержание архитектуры . Эти синтезированные произведения архитектуры и скульптуры явятся маяками яркого индивидуального характера архитектуры данного города . " Часто одно или несколько таких зданий осуществляют собой архитектурно - художественный облик целого города и остаются в памяти его синонимами . .." [ 33]. Так , можно не заметить особенности планировки и облик новых домов Москвы , но облик Кремля в соз нании каждого , увидевшего город хотя бы раз , остает ся на всю жизнь . Художественно - образные выражения архитектуры нового города пробуют решать архитекторы ГДР , конк ретно вводя формы - символы . Например , " здание - па рус " над портом Ростока , напоминающее оптический прибор ; высотное , круглое в плане здание заводской лаборатории в Иене ; раскрытая книга университет ского корпуса в Лейпциге и т . д . Но это еще незавершен ная , наивная поступь мощной , потенциальной силы син тезированного произведения архитектуры — скульп туры . В направлении творческого поиска новых архитек турных градостроительных форм интеграции искусств заслуженное место занимают " Памятник III Интернационала " В . Татлина ; проект монумента в честь поко рения космоса , созданный коллективом советских скульпторов и архитекторов под руководством Д . На - родицкого ; капелла в Роншане Ле Корбюзье ; аэропорт им . Кеннеди в Нью - Йорке архит . Э . Сааринена ; музей Гуггенхейма в Нью - Йорке архит . Ф . Л . Райта . " И я верю , что в недалеком будущем люди построят храмы , посвященные истине , храмы , посвященные радости , храмы , по священные Человеку , который является мерой всех вещей " [34 J . Хотелось бы привести примеры проектов - идей своих творческих поисков по пути синтеза монументальной пластической формы , архитектуры и природы . Храм " Мелодия " — монументально - художественное произведение и одновременно функционирующая архи тектурная постройка — детская музыкальная и худо жественная школа , являющаяся художественной доми нантой района ( рис . 101). В этой работе хотелось бы , чтобы возникшее материально зафиксированное тво рение души и рук человека служило кульминацией эмоций , родником , источающим мелодичные волны в окружающее архитектурное пространство , превратив архитектурную среду в объект живописного творчества . Храм " Гимн Солнцу " посвящен Кампанелле ( рис . 102), человеку - мыслителю , гуманизм которого вылил ся в его идеях , мыслях о коммунистическом лучезар ном городе " Завтра ", построенном человеком , " сво бодным и равным среди равных ". Лучезарный ореол — вот истинное обрамление памяти об этом человеке . Хотелось бы , чтобы эмоционально - цветовые формы этого монументального синтеза содержали столько выразительности и сопонимания , такой радостный по рыв чувств , что человек , окунувшись в эту атмосферу , не задумывался бы о причинах охватившего его оча рования , не анализировал чудо искусств элементарными мерками архитектурно - художественного восприятия , боясь случайно упустить , оборвать эту волшебную нить переживания . Здание - образ " Космос " с функционально - архитектур ной точки зрения — театрально - спортивное сооружение , летняя эстрада , сцена театра с несменяемой архитектур ной декорацией , зимой превращаемая в каток ( рис . 103). Место расположения — садово - парковая зона в окружении жилых групп микрорайонов . Назначение — решить проблему новой формы коллективного общения людей . Человек всегда нуждался в человеке , поэтому современный " урбанизировавшийся " народ должен соз давать новое искусство , связанное с новой коллек тивной жизнью . Цветовое сплетение фактических косми ческих опор образуют внутреннее пространство , где как солнце будет сиять ажурный шар - ядро , оснащенное изнутри прожекторами , освещая арену и посылая лучи в окружающее пространство , маня к себе людей . Храм " Армения " — республиканский музей современного искусства . Назначение этого сооружения — ре шить проблему новой национальной , монументальной формы ( рис . 104). Исторические формы камней - крес тов , имея схожесть с каменными урартскими десницами , поддерживают треугольную массу , материалом ко торого служили история , жизнь , работа , творчество , изобретательность и гениальность древнего зодчества , дошедшая до нас через все исторические бури и траге дии с седых величавых вершин Арарата . Это — памятник древней армянской культуре и одновременно монумент созидательного " сегодня ". Произведение должно излучать своим масштабом как в пространстве , так и во времени , органную мелодию Комитаса на неподражае мом языке архитектуры . Монумент , отражающий стремление советского наро да к миру , — Дворец мира и дружбы народов ( рис , 105). Наше искусство — искусство мира , ибо оно много национально , утверждает дружбу народов . Возвышаясь над всей городской застройкой , монумент будет выра жать идею международного мирного сотрудничества в защиту свободы . Это — величавые крылья , свободно развернутые , символизирующие факел , пламя . Они сто ят на страже золотого лепестка свободы , готовые взмах нуть всей своей мощью " Прометея - народа разорвавше го оковы зла и тьмы . |
. страницы: | |||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||
. содержание: | ||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.Лекции |
||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.проекты: | ||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.поиск: [keywords], [global] | ||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.другое: | ||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.дизайн: | ||||||||||||||||||||||||||||||
рaдизайн © 2005 | ||||||||||||||||||||||||||||||
|
© "Архитектурная бионика" / Ю.С. Лебедев — М.: Стройиздат, 1990. — 269 с. © 2005, , ссылайтесь... |
Всё. |