arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Архитектура | Бионика | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
проект:   index / архи.всё -> архи . модерн
   Глава третья. АРХИТЕКТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
Архи . всЁ
прессслужба

A.S.P. — концепции
 

Многообразие «стилей» эклектики можно свести к двум разновидностям — академической и антиакадемической. К первой относятся все варианты «классицистических стилей» — неогрек, «ренессанс», «барокко», «рококо», поздний классицизм. Во второй различаются романтическое («готика»), национальное («русский» стиль) и рационалистическое направления.

В 1830—1840-е гг. противники классицизма выступают сомкнутым фрон­ том. Обосновывается ли собственно эклектика, доказываются ли преимущества «готики» или «русского» стиля, острие полемики неизменно направлено против догматов классицизма и представления о всеобщности академических норм. К середине 1850-х гг., когда спор между классиками и их противниками был решен в пользу последних, особенную остроту приобретает проблема «национального» стиля; в 1870-е гг. оформляется в качестве самостоятельного и рационалистическое направление.

Два основных течения «русского» стиля — официальное (академичес­ кое) и неофициальное, представлявшее своеобразную параллель славяно­ фильству, а потом — народничеству, неизменно оставаясь в центре архитектурной жизни, просуществовали до конца XIX в. В зависимости от особенностей времени жизнь выдвигала на первый план то одно, то другое направление. В 1830—1840-е гг. господствует официальный, академический «русско-византийский» стиль Тона; в 1860—1870-е гг. — демократический «стиль» Ропета — Гартмана; в 1880—1890-х гг. наряду с официально-академи­ ческим существуют почти сливающиеся с ним научно-археологическое и тяготеющее к «почвенничеству» направления «русского» стиля.

Особенности эстетики XIX в. рождены мироощущением, пронизанным восходящей к романтизму неудовлетворенностью существующим и стрем­лением к преобразованию действительности, хотя представление о связи искусства и действительности претерпевает заметную эволюцию. Тема действительности смыкается с темой народа, интерпретация народности, обусловленная социально-политическим идеалом, предопределяет мнение о предпочтительности того или иного пути для России.

Идеей, направлявшей кисть живописца, карандаш зодчего и резец скульптора, равно как перо писателя и композитора, была народность. «Народность есть альфа и омега эстетики нашего времени», — писал Белинский. В литературе, в живописи, в архитектуре с 1830-х гг. постепенно распространяется, подчиняя себе все остальные, тема народа.

Осознание тяжкой народной доли, как личного несчастья, порождает пламенные строки Белинского: «... социальность... вот девиз мой, что мне в том, что живет общее, когда страдает личность? Что мне в том, что гений на земле живет на небе, когда толпа валяется в грязи? Что мне в том, что я понимаю идею, что мне открыт мир идеи в искусстве, времени, в истории, когда я не могу этим делиться со всеми, кто должен быть моими братьями по человечеству, моими ближними во Христе, но кто мне чужие и враги по своему невежеству? Что мне в том, что для избранных есть блаженство, когда большая часть и не подозревает его возможностей? Прочь от меня блаженство, если оно — достояние мне одному из тысячи!» 49

Благородный альтруизм Белинского-западника сродни альтруизму и самоотречению столь же последовательного славянофила И.С.Аксакова:

«Но всюду нам среди пиров

И всяких суетных занятий

Да будут слышны вопли братии,

И стон молитв, и гром проклятий,

И звуки страшные оков».

49 Письмо Белинского В. П. Боткину от 8 сентября 1841г. - Цит. по кн.: Западники 40-х годов: Н. В, Станкевич, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Т. Н. Грановский, с. 168.

Тема народа и народности, вопросы самобытности культуры и пути ее развития — вопросы, которые дебатируются неутомимо, страстно на про­тяжении всего XIX в. Общие для стран Европы проблемы усугублялись на ее восточных окраинах противоречиями национального характера. Очень остро ощущалось несоответствие мощи и зависимости России. Она была ве­ ликой державой и одновременно отсталой страной. Ее народ создал ве­ ликую культуру, но тем не менее культура с XVIII столетия развивалась под знаком освоения иностранного опыта. Самым острым, самым животре­ пещущим на протяжении XIX в. для России оставался выбор пути социаль­ но-исторического развития. Это осознавалось всеми. Никому другому, как Николаю I , принадлежат слова: «Настоящее положение таково, что не может продолжаться, а решительные к прекращению оного меры без общего потрясения невозможны» 50 . Не достигшая уровня развития передовых капи­ талистических стран Европы, Россия стояла перед дилеммой: повторить ли общеевропейский путь или выбрать свой, собственный. Эта проблема, начи­ ная с 1820-х гг. и особенно остро с конца 1840-х гг., неизменно связывается с проблемой крепостного права и судьбами крестьянства. В XIX в. народ, народная масса — это крестьянство. Самодержавие апеллирует к народу, стараясь сохранить его поддержку, иллюзию гармонии интересов народа и государства. Славянофилы видят в народе носителя высшего нравствен­ ного начала и потенциальный источник обновления русской жизни. Для

50 Цит. по кн.: Шеманский А. В. Александрия. Петергоф. Л., 1936, с. 74.

Герцена мужик — человек будущего, стихийно исповедующий социалисти­ческие идеалы, община — ячейка социалистического общества.

Таков был круг идей, ассоциировавшийся с «родными преданьями» и архитектурными формами, их воплощавшими. Отсюда сосредоточенность на проблемах национальности, национальной формы. Отсюда исключитель­ ная роль «национального» стиля, несравнимая ни с одной из стран Европы, ни Западной, ни Восточной.

Углубленность в проблемы национальности — одно из проявлений типичного для романтизма интереса к философии истории. В своих истоках он восходит к французской революции, повлекшей за собой коренную переоценку ценностей и оказавшей огромное влияние на ход духовного развития России непосредственно и в результате войны 1812г.

Заслуги славянофилов в разработке круга вопросов, охватываемых проблемой национальности, особенно велики. Они связали вопрос об исто­ рической миссии России с проблемой народа, увидели в нем сокровенный источник национального искусства.

Доктрина славянофилов, одушевленных идеей универсального синтеза, во многом обязанная своим возникновением немецкому романтизму, главным образом Шеллингу, покоится на религиозно-идеалистической основе. Непосредственными предшественниками славянофилов в России были любомудры^ в частности В.Ф.Одоевский, выводивший из духа народа его искусство, особенности социальной и экономической организации.

Факт обращения к религии — единственная точка соприкосновения славянофилов с официальной народностью. Религия, согласно славяно­ филам, определяет сущность культуры, жизнь и историю страны. В право­ славии, органически сочетающем в себе интуитивные и разумные начала, они видели выражение целостности духовной жизни народа, которая была, по их мнению, утрачена с проведением петровских реформ и проникнове­нием «ненародного» образования в господствующие классы. Современная монархическая Россия ненавистна славянофилам:

«В судах черна неправдой черной И игом рабства клеймена, Безбожной лести, лжи тлетворной, И лени мертвой и позорной, И всякой мерзости полна«.

(А.С.Хомяков «Россия». 1854)

 

  . страницы:
1  11  21  31
2 12 22 32
3 13 23 33
4 14 24  
5 15 25  
6 16 26  
7 17 27  
8 18 28  
9 19 29  
10  20 30  
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.поиск: [keywords], [global]
    
   
  . архи.другое:
Портфолио — архитектурная выставка
  . архи.дизайн:
  Семён Расторгуев ©  рaдизайн © 2005 /en

 

    © Е.И. Кириченко "Русская архитектура 1830-1910-х годов" — Москва 'Искусство' 1978

    © 2005, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.
Hosted by uCoz