|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Архитектура | Бионика | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
index /
архи.всё -> архи
. модерн Глава третья. АРХИТЕКТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В крупных сооружениях, например в павильоне России на Всемирной выставке в Париже (1878), исчезла и эта относительная органичность. Дело не только в размерах, подчеркивавших несоразмерность целого дробному деко ру. Ропет, как и все его современники, мог придать организованность и строй ность большому зданию только с помощью традиционной трехчастной сим метрично-осевой композиции и четких поэтажных членений. Их абстрактная логика, парадная представительность, крупные членения противоречили всему духу нового «русского» стиля: простодушной красочности декоратив ных мотивов, измельченности деталей, живописности размещения окон, крылец, галерей, башенок, теремов, всей стихии резного узорочья. Таков был главный павильон Парижской выставки (1878) — сложный конгломерат башен и башенок, выступающих вперед объемов, крылец и га лерей, скомпонованный по строгим правилам композиций классицизма, щедро изузоренный и пестро раскрашенный по столь же строгим прави лам «русского» стиля. Вот как описывает его В. В. Стасов: «... по середине... бревенчатый цветной дом с высокою кровлею, увенчанною резным князь ком, с заостренным громадным кокошником вверху, с маленькой открытой галереей над широким входом, завешанным русскими полотняными завесами, в русских узорах. И по сторонам центрального здания, направо и налево, целый маленький городок из разных построек: тут и башни, и выдвинутые назад крытые переходы, сквозные галерейки, и всходы, и лестницы, и бесконечное разнообразие окон, прилястр, резных орнаментов ... Ничто не пов торяется, рядом стоят все разнообразные части и члены, полные изящной красоты, выражения и стройности» 139 . В Ропете нельзя не признать талантливого зодчего, наделенного к тому же особым свойством улавливать и передавать веяния времени. Но в общем Ропет остается классическим архитектором-рисовальщиком, компоновщи ком мотивов, которые в изобилии поставляла ему современная археологи ческая наука. Его не волновала, подобно Гартману, мысль о создании но вых форм, новых конструктивных решений, поисках новых пространственных композиций. Лишь один раз в конкурсном проекте доходного дома Человеколюбивого общества (1878; первая премия) зодчий обнаружил не заурядный дар планировщика. Он сумел вписать здание в сложный участок неправильной формы, избежав устройства негигиеничных корпусов с одно рядным размещением окон, и разработал для него тип небольшой компактной квартиры без обычного тогда коридора (с небольшой квадратной прихожей), с непроходными комнатами и сквозным проветриванием, опередив на полстолетия свое время. Однако обычно энергия и мастерство Ропета сосредоточены на такой компоновке мотивов и орнаментики, которые могли бы соперничать с пространным словесным описанием. Фронтон напоминающего резную шкатулку киоска для продажи газет на Всемирной выставке в Париже (1878) украшают чернильница с воткну тыми в нее тремя гусиными перьями, клейма-печати, диковинные птицы и вязь плетенки, надписи. Стасое В. В. Избр. соч. в 2-х т., т. 1, с. 276-277. «Говорящие» мотивы — гусиные перья, черниль ницы, печати — соседствуют с мотивами, вызывающими определенные ас социации: плетенка напоминает о древних миниатюрах, наводя на мысль о истоках современных средств информации — о летописях, диковинные птицы — о сложностях и тайнах человеческой истории, о которой пове ствуют летописи и сообщают корреспонденты газет. Зодчий охотно прибегает к помощи надписей. Особенно много их в про екте нового корпуса Публичной библиотеки (1891), фасад которого пред полагалось облицевать песчаником, порфиром, белым кирпичом, многоцветной майоликой по золотому фону, украсить башенками, серебряными решетками, нарядными наличниками. Отвлеченной живописностью своей композиции и обилием текстов, содержащих сведения по истории просвещения, литературы, книгопечатания в России и сведения по истории самого здания, он напоминал заглавный лист старинной рукописи. Хотя сам по себе проект библиотеки — выдающаяся работа мастера, нельзя не согласиться с общей оценкой эксперта К.Маевского: «...со ставитель проекта и руководящие этим делом задались единственно фаса дом, который должен представлять нечто особо выдающее в архитектурном искусстве, для чего пожертвовано удобством во внутреннем его располо жении и пренебрежено насущными потребностями для специального зда ния. Видимо, что здание проектировалось не для потребностей библиотеки, а для предварительно задуманного фасада, к которому уже приравнивалось внутреннее расположение» 140 . Так «реальность», понятая литературно как выражение на фасаде образа библиотечного здания, просветительские тен денции пришли в противоречие с функциональной реальностью и практикой просветительства. " ЦГИАЛ. Ф. 293, on . 124, ед. хр. 17, 1891-1892гг.. л. 11 и об. Идеи Ропета по созданию «говорящей архитектуры» смогли получить воплощение лишь в проектах надгробных памятников деятелям культуры, выполнявшихся при участии В.В.Стасова, помогавшего в разработке их программы. Памятник А.П.Бородину на кладбище Александро-Невской лавры, пишет критик, «состоит из золотого листа» и бюста покойного композитора. «Золотой лист», на котором представлено несколько тем из главнейших сочинений Бородина, является символическим изображением «зо лотой страницы», оставленной им в истории русской музыки. Имя Боро дина осенено ветвями с подписями: «симфония», «опера» 141 . Аналогичный характер имело и последнее произведение зодчего — ограда на могиле друга и пламенного почитателя его таланта В.В.Стасова (1906). Выполненная из кованого железа решетка украшена медальонами из майолики и эмали. Дверцу ее образует монограмма покойного, увен чанная двумя скрещенными орлиными перьями с зажигательным стеклом и шпорой — символами страстности, высокого полета и творческого горе ния. "" ОР ГПБ, ф. 798, ед. хр. 570. Цит. по гвз. «День», 1889, Пфевр., №262. Столбы, отделяющие одно звено решетки от другого, в виде двух горящих факелов — еще один символ неустанного горения Стасова. На фантастических цветных бляхах, вкомпонованных в плотный «русский» орнамент решетки, — надписи: «литература», «музыка», «живопись», «ар хеология», «ваяние», «зодчество», свидетельствующие о широте и много образии интересов ученого и критика. Несмотря на усилия Ропета, даже созданные им мемориальные со оружения по количеству заложенной в них информации не могут со перничать ни с литературным описанием, ни с энциклопедическим справоч ником. В погоне за конкретностью они утратили качества, составляющие силу изобразительного искусства и архитектуры — выразительность пластической формы, несущей в себе синтетическую обобщенность и поэтич ность образа. Лишенные художественной выразительности, в своей содер жательности не поднимающиеся над уровнем факта из популярного путево дителя, они навсегда остались печальным напоминанием о времени, скульп тура и архитектура которого в самоотверженном служении идее нередко доходит до самоотрицания. По характеру дарования Ропет не был вождем, скорее интерпретатором, но талантливым. В произведениях Ропета найденные на пороге архитектурной деятельности им самим и Гартманом приемы и мотивы декора приобрели определенную нормативность, даже академичность. Гартману было трудно подражать. Его отличавшиеся выдумкой проекты с трудом поддавались канонизации. Иное дело сооружения и проекты Ропета. При их создании зодчий руководствуется больше разумом, чем интуицией. Рассуждение и знание заменяют ему непосредственность чувства. Нормативность и едино образие используемых зодчим приемов, отобранные раз и навсегда мотивы декора, канонизированные не менее строго, чем ордер в эпоху классицизма, вытекающая отсюда наглядность его метода плюс завидная преданность идее сделали именно Ропета самым характерным, хотя и не самым ярким представителем демократического направления «русского» стиля. Как правило, «типичными представителями» становятся люди, богато одаренные, но недостаточно ищущие, у которых раз найденные приемы приобретают черты нормативности. Так было и с Ропетом. Такова же, думается, и причина появления термина «ропетовщина». Как и творчество Ропета, «ропетовщина» проявилась наиболее последо вательно в области деревянной архитектуры. Попытка возродить ее былую значимость была столь же утопичной, как и возрождение крестьянской общины в качестве будущей ячейки социалистического общества, о котором мечтали народники. |
. страницы: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. содержание: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.Лекции |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.проекты: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.поиск: [keywords], [global] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.другое: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.дизайн: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
рaдизайн © 2005 /en | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
© Е.И. Кириченко "Русская архитектура 1830-1910-х годов" — Москва 'Искусство' 1978 © 2005, , ссылайтесь... |
Всё. |