|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Архитектура | Бионика | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
index /
архи.всё -> архи
. модерн Глава третья. АРХИТЕКТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Художественные формы, дающие впечатление органической связи с самими зданиями — вот второй завет нашего древнего искусства» 194 . Путь древнего зодчества, подчеркивает Быковский, чрезвычайно плодотворен, ибо это путь постоянного обновления и творчества. В украшении архитектуры архитектурой (в применении в качестве стилеобразующих форм прошлого и обусловленной типом стилеобразования механистичности соединения полезного и прекрасного) заключена причина упадка зодчества XIX в. Выход из создавшегося положения видится Быковскому в возрождении свойственного древнерусской архитектуре принципа формообразования с его нераздельностью художественно-выразительного и конструктивно-функционального. Возвращение к истокам, но не на уровне форм, а на уровне формообразующего принципа, во имя создания нового — таков лейтмотив доклада Быковского, значительно отличающий его позицию от пронизанной желанием законсервировать сущее позиции «рационалистов», не помышляющих о выходе за узкие рамки подражательности готовым формам. Быковский вкладывает в понятия правдивости и целесообразности иной, чем было принято начиная с 1830-х гг. (за исключением, может быть, Красовского), смысл. Целесообразность в его толковании превращается из категории визуальной в структурную и видится не в общепринятом соответствии выбранных форм («стиля») идее и назначению сооружения, а в художественном осмыслении конструктивно-функциональных особенностей объекта строительства, в результате этого осмысления становящего ся произведением искусства. В докладе на II съезде русских зодчих, названном «Задачи архитектуры XIX века», Быковский в другой связи и под другим углом зрения вновь указал на недопустимое отсутствие органической целостности в современной ему архитектуре. Он соглашается с В.Гюго, что «после средних веков книга убила здание», что «архитектура, как искусство, говорящее мас сам о духовно-нравственных идеалах, не может после могучего средства распространения мысли печатанием занимать то первенствующее значение в духовной области, как это было в средние века. Но значит ли это, что ар хитектура утратила свое значение для современного общества? Без сомне ния, нет» 195 . В полном согласии с «рационалистами» Быковский произносит панегирик практическому направлению архитектуры XIX в., ее человеко любию. «Какой другой век создал столько для удобства жизни человека, когда прежде возникали под влиянием гуманного участия целые колонии для жилья рабочих по строго обдуманному плану? Когда в другое время на благо человечества сооружались такие больницы и школы, создавались подобные дворцы из железа и стекла с целью международного общения в интересах промышленности, искусства и науки?» 196 Но тут-то и начинаются расхождения Быковского с «рационалистами». Ему претит подражательность, отсутствие единства полезного и прекрасного, механистический характер заимствований. «Несмотря на великие начинания века, перед нами еще преобладает архитектурный маскарад, впечатление зданий, ряженных в платье различных стилей. Откуда в области архитектуры подобное явление, представляющее один из симптомов общего духовного настроения века? В архитектуре мы унаследовали его от долгого периода времени подражательного поклонения классическим стилям. Под ражательность без понимания органической жизни форм заразила понятиями, что красота есть нечто безусловное, не связанное с условиями их возникновения. Укоренилась мысль, что здание может быть красиво глав ным образом от его убранства, явилось искусственное деление на архитек туру художественную И техническую. ... Стремление к декоративности сближало нас лишь с внешним зна чением форм. Вместо подражания классическим стилям явилось стремле ние воспроизводить другие, прежде отвергнутые стили» 197 . Положительная программа Быковского в том виде, в каком она сфор мулирована им самим, расплывчата и отдает непреодоленным эклектизмом. Его практика консервативна. Но аналитический ум архитектора опережает 140. Дом Московского купеческого общества в Б. Черкасском пер. в Москве. 1882. Арх. Б. В. Фрейденберг ' «Труды II съезда русских зодчих. М., 1895», с. 17. ' Там же, с. 18. " 7 «Труды II съезда русских зодчих. М., 1895», с. 18. профессиональные навыки, привитые ему академическим воспитанием. Критика подражания формам прошлого, акцентирование в древнерусском зодчестве устремленности в будущее, органической целостности, указание на недопустимость существующего деления архитектуры на художественную и техническую, на ошибочность представления, что красота есть нечто внешнее по отношению к архитектуре, воплощаемое в вечных формах, — все эти положения докладов Быковского легли в основу архитектурной концепции модерна. Проблема целостности в архитектуре, но рассмотренная в другом ас пекте, определяет смысл доклада В.В.Суслова на I съезде русских зодчих «Наши потребности по вопросам искусства». Его основная мысль: жизне способно только демократическое, то есть народное и национальное искусст во, создаваемое народом, для народа и понятное ему, вошедшее в повседневный быт, переставшее быть предметом роскоши для одних и утратившее недоступность для других: «С поворотом России к Европе и архитектура появилась у нас западная, она привилась к нам высшей сферой людей и по тому вносилась прежде всего в столицы, а затем во второстепенные центры жизни. Для массы же новое направление сделалось режимом, а затем модой. Западная архитектура проходила в народ через мастеров и художни ков, уже лишенных самостоятельности, — путем бессмысленного подража ния и искаженного упрощения (ибо она вносилась к нам в формах чуждых и богатых). Родное самобытное художественное дело мало-помалу затихало и потом совсем уступило место европейским веяниям. Таким образом архи тектура как искусство сделалась для одних роскошью, для других — недоступным» 198 . Естественный процесс развития архитектуры, по мнению Суслова, идет иначе: основы стиля формируются, иначе говоря, создаются, низшими слоя ми общества, а культивируются людьми высшего образования. В России слу чилось наоборот. Но вернуться теперь к воспроизведению древних само бытных форм было бы насилием, с другой стороны, изменить в корне вкусы народа, слагавшиеся под влиянием местных климатических условий, рели гиозных воззрений, обычаев, нравов, преданий, также невозможно. По этому требуется «ближе сойтись с интересами народа», «проводить в массы наши опыты и знания, кои могут иметь художественно-воспитательное значение. В противном случае мы останемся не солидарны в общем дви жении задач искусства и потому, во-первых, будем оставаться непонятыми в своих произведениях и, во-вторых, не получим образования и течения в народе тех самобытных художественных форм, кои могли бы составить материал к дальнейшей разработке» 199 . Стремление к возрождению органической целостности древнего искусства определяет выбор средств, способных, согласно Суслову, помочь преодолению эклектики. Средства эти — возрождение художественной про мышленности («художественная промышленность есть вообще рычаг раз вития искусства» 200 ) путем использования живых еще в России традиций кустарных промыслов. Несмотря на утопичность и ретроспективизм, эта тенденция оказалась на редкость жизнеспособной, давшей импульс раз витию нового стиля в архитектуре и прикладных искусствах. Продукты кус тарных промыслов выступают как олицетворение единства и соответствия формы изделия природе материала, производителя и проектировщика, утра ченных в современной архитектуре и фабричном производстве. Эта теория, восходящая к учению Рёскина, получила распространение в России в связи с популярными среди интеллигенции идеями о возможности самостоятельного пути развития, особенно среди слоев, связывавших со циальное преобразование страны с крестьянством 201 . Каковы бы ни были оттенки в воззрениях «националистов» В.В.Сус лова, К.М.Быковского, В.М.Васнецова, К.А.Коровина, Ф.О.Шехтеля, все они ищут в наследии Древней Руси или народного искусства не мотив, что делали их предшественники (И.П.Ропет, Н.В.Султанов, А.Н.Поме ранцев и В.О.Шервуд), а пытаются постичь закономерности и приемы, с помощью которых эти закономерности воплощаются на практике. «Труды I съезда русских зодчих в Спб., 1892», предисл. В. Г. Лисовский. Л., 1971; Суслова А. В., '"Там же. с. 110-111 200 Там же. с. 111. 20У О научной и творческой деятельности В. В. Суслова см.: Академик архитектуры Владимир Васильевич Суслов. Каталог выставки. Сост. и автор |
. страницы: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. содержание: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.Лекции |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.проекты: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.поиск: [keywords], [global] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.другое: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.дизайн: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
рaдизайн © 2005 /en | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
© Е.И. Кириченко "Русская архитектура 1830-1910-х годов" — Москва 'Искусство' 1978 © 2005, , ссылайтесь... |
Всё. |