|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Архитектура | Бионика | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
index /
архи.всё -> архи
. модерн Глава третья. АРХИТЕКТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В 1890-е гг. в «рационалистическом» направлении явственно проступили черты консерватизма и пассивности. «Рационалисты» признали статус-кво и бесперспективность поисков новой, независимой от использования форм прошлого архитектуры и свободного от подражательности стиля. Пафос их критики в невозможности, а главное — неэффективности буквального воссоздания исторических стилей. Их позитивная программа — использование мотива, не стесняющего свободы действий проектировщика и свобод ного от подражательности. По той же причине, а вовсе не потому, что «рационалистам» чужд эклектизм, они выступают против предопределения «стиля» в конкурсных программах. Высказывания П. Ю. Сюзора, Г. А. Гедике, И. С. Китнера рисуют яркую картину прагматического подхода к архитектуре, сосредоточенности на вопросах планировочных, пространственных, гигиенических и сознательном оттеснении на задний план художественных проблем. Открывая I съезд, Сюзор сказал: «В художественном отделе — архитектурном, повсюду замечается 3 характерных направления: классическое национальное и рациональное, или реальное; первое достаточно известно... в национальном речь идет о том, чтобы разрабатывать русскую национальность, русские художественные мотивы. Рациональное направение — это то, когда зодчий игнорирует те рамки, которые ему поставлены, и добивается удовлетворить предъявленным ему требованиям в общих чертах, а затем уже обращается к придаче требуемым формам художественной обработки» 188 . Он подчеркивает общность «рационализма», или «реального» направления, в архитектуре с аналогичными явлениями литературы, науки: «... со второй половины нашего века намечается в науке, в литературе, в искусстве особое реальное направление. 137. Доходный дом на ул. Достоевского в Петербурге. Конец XIX в. Общество требует от ученых применения их открытий к улучшению условий его жизни, от художника картин, изображений, взятых из действительной жизни. Что же оно требует от зодчего? Общество требует, прежде всего, удовлетворения его реальных требований. Люди проводят большую часть своей жизни в огражденных от непогоды помещениях — будь это школы, больницы, казармы и проч., и недостатки этих помещений должны непосредственно отзываться на условиях жизни в них людей, на их здоровье, на их деятельности и способности к труду... Значение, приобретаемое зодчими в деле общественного здоровья, поднимет в общественном мнении его значение и труды и сблизит его еще более с тем обществом, среди которого он живет и работает и требованиям которого он должен удовлетворить» 189 . Сюзору вторит И. С. Китнер: «... часто в программе конкурса говорится о каком-то веке для какого-нибудь общественного здания, и нередко исключают работу, когда она не удовлетворяет вполне этим условиям. Но виноват ли художник, если задача не подходит под тип того или другого века?.. я вижу в этом огромное стеснение фантазии зодчего, а это всегда неблагоприятно отзывается на его творениях, и казалось бы правильнее воздержаться вперед от таких требований» 190 . Доклад Китнера «О понижении тарифа на провоз естественного камня по всем русским железным дорогам» также подтвердил упрощенность подхода «рационалистов» к проблеме стиля, низведении ее до уровня аргументации применения естественного камня (вместо штукатурки). «Проникнутыйжела нием поднять наше художественное творчество, которое в зодчестве за послед нее десятилетие вступило на ложный путь, по которому идти казалось бы не только не желательным, но и гибельным, я полагаю, что с употреблением естественного материала, вместо штукатурки и других суррогатов, возможно ожидать более серьезного отношения к делу строителей. 189 Садзор П, Ю. О значении санитарного зодчества «Труды II съезда русских зодчих. М., 1895», с. 20-2! '*°«Труды I съезда русских зодчих в Спб., 1892». с. 13-14 Зодчий, имеющий дело с художественным камнем, неминуемо строже примется за выполнение рабочих чертежей, глубже обдумает конструкцию и невольно очистит все формы от излишних прибавок и украшений, стремясь к простоте и истинному изяществу. Настоящее художественное произведение должно быть сооружено из настоящего материала... Попытка создать какой-либо стиль, характери зующий наш век, кажется настолько трудной и бесплодной, что останавли ваться над решением таких задач, значило бы только толочь воду. Всякий стиль подчиняется влиянию свойств тесового камня и уже одно применение этого, так сказать, благородного материала облагораживает здание. Притом попытки западных Европейских государств в отыскании современного стиля были настолько неудачны, что нам уже не приходится избирать эту же дорогу; гораздо благороднее вернуться к знакомым уже формам и изощрять фанта зию на возможно более художественном решении задач в связи с целесообраз ностью, удобством, красотою и здоровьем наших жилищ, применяя вместо поддельного естественный материал, не обманывая ни себя, ни других» 191 . Так «рациональное» течение на поверку выходит программным эклек тизмом. Его рационализм ограничивается вопросами практического по рядка. Все касающееся поисков нового стиля объявляется слишком труд ным, сложным и отбрасывается как метафизика. Это программа самоуспокоенности и пессимизма одновременно. Само успокоенности потому, что решение проблемы представляется простым, очевидным в непосредственных результатах. Пессимизма потому, что еще до начала поисков затея объявляется бесплодной. Вернуться к знакомым формам и изощрять фантазию в возможно более художественном решении задач —значит по возможности точно повторять старые мотивы и привычные, ставшие общепринятыми приемы. Это занятие кажется наиболее целе сообразным, поскольку не таит никакого риска. Воззрения «рационалистов» на стиль, или, точнее, на целесообразность использования форм (стилей) прошлого не изменились по сравнению со сфор мулированными полвека назад положениями А. К. Красовского. С той только разницей, что для своего времени последние были объективно прогрессивными и связывались с жизнеспособной тенденцией развития архитектуры. Теперь наблюдается определенный регресс: поиски нового объявляются бессмысленными. «Рационалисты» 1890-х гг. выступают не против заимство вания форм прошлого как принципа стилеобразования. Их раздражает лишь изначальное предопределение стиля в конкурсных заданиях. Целесообраз ность же самого принципа кажется им бесспорной. Но на рубеже XIX — XX вв. такая позиция уже выглядит анахронизмом. Программа «националистов», как называет их один из исследователей 192 , несмотря на видимый ретроспекти- визм, более оптимистична. Для них осознание кризиса —побудительный мо тив к действию. Форма, в которую облечены искания — обращение к отечественному наследию допетровского времени, — не должна смущать. Важен не факт обращения к прошлому, а то, что стоит за привычным и традицион ным фактом — чего ищут, в чем видят поддержку своим исканиям, и источ ник вдохновения. К. М. Быковский — «классик» по терминологии Сюзора — выступил на первом съезде с докладом «О значении изучения древних памятников для современного зодчества» (имеются в виду памятники Древней Руси). Каковы же, по мнению Быковского, заветы, оставленные нашими предками? Во-первых — устремленность в будущее: «.. .наши предки смотрели всегда вперед, а не назад» 193 . Второе — органическая целостность архитектурной системы. «Особенно важно, — подчеркивает он, — что художественное убранство никогда не имело здесь декоративного, приставного характера и того рисовального пошиба, которым так часто отличаются наши современ ные постройки, что даже породило такое странное мнение, что архитектура— одно, а художественность — нечто другое, роскошь, без которой можно обойтись. "' «Труды I съезда русских зодчих в Спб., 1892», с. 247-248 (курсив наш. - Е. К). |И См.: Соколова Н. Из 1 истории архитектурных съездов (проблема стиля и наследия русских зодчих). - «Архитектура СССР», 1935, №6, с. 54-60. '"«Труды 1 съезда русских зодчих в Спб., 1892», с. 5. |
. страницы: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. содержание: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.Лекции |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.проекты: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.поиск: [keywords], [global] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.другое: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.дизайн: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
рaдизайн © 2005 /en | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
© Е.И. Кириченко "Русская архитектура 1830-1910-х годов" — Москва 'Искусство' 1978 © 2005, , ссылайтесь... |
Всё. |