|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Архитектура | Бионика | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
index /
архи.всё -> архи
. модерн Глава третья. АРХИТЕКТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Гоголь и Чаадаев славят духовность и бесполезность готики. Это протест против «пользы» искусства официальной народности, против регулярности казарм и военных поселений, ставших символом эпохи. В этом смысле «Философические письма» Чаадаева, в особенности четвертое, посвященное зодчеству, входят в русло антиофициальной эсте тики. Чаадаев ставит вопрос шире, чем Гоголь. Он сравнивает не два стиля — классицизм и зарождающуюся эклектику, он противопоставляет две традиции — традицию античного искусства и «всех производных от него» (искусство от Возрождения) и противоположную ей традицию египетского и средневекового зодчества. «В греческом стиле, как и во всех более или менее приближающихся к нему, вы откроете чувство оседлости, домови тости, привязанности к земле и ее утехам, в египетском и готическом—монументальность, мысль, порыв к небу и его блаженству; греческий стиль со всеми производными от него оказывается выражением материальных потребностей человека, вторые два выражением его нравственных нужд, дру гими словами, пирамидальная архитектура является чем-то священным, небесным, горизонтальная же человеческим и земным» . Предпочтение, отдаваемое Чаадаевым «небесной и священной» архитектуре готики и Египта перед «земной и человеческой» греческой, станет понятным, если вникнуть в смысл настойчиво повторяемых им слов: «... греческий стиль и все более или менее приближающиеся к нему», «все производные от него». Архитектура, базирующаяся на античной тради ции, во времена Чаадаева ассоциируется с исторически изжившей себя идеей государственной гражданственности и казарменным стилем Николая I . Только этим можно объяснить в высшей степени пристрастную оценку греческой культуры, как «грязи, еще оскверняющей нашу память». Класси цизм был для Чаадаева воплощением самых мрачных сторон действитель ности, вызвавших горькие слова первого из «Философических писем», звучавшие как прямой ответ Бенкендорфу: «Мы живем одним настоящим... без прошедшего и будущего, среди мертвого застоя... Я не могу вдоволь надивиться этой необычайной пустоте и обособленности нашего социального существования» 74 . Только идея, далекая от низменного эгоизма, видевшаяся Чаадаеву сначала в католицизме, а в 1840-е гг. — в православии, могла, казалось ему, возвысить и спасти Россию. В этом истоки нравственного максимализма Чаадаева, антиакадемизма и апологии готики. «Прекрасная бесполезность» готики восхищала антиутилитариста Чаадаева, видевшего в искусстве «символическую историю человечества». Утилитариста Гоголя влекла к готике свобода и необычность форм, непохожесть на прозу и мундир николаевской эпохи, на грустную Россию, в которой «скучно жи вется, господа!» При видимом несходстве аргументация обоих восходит к единой основе — эстетике романтизма. На ее постулатах основывается речь М. Д. Быковского 75 , прочитанная им на акте Московского дворцового архитектурного училища 8 мая 1834 г ., на следующий день после того, как его коллега М.Лопыревский произнес панегирик архитектуре Древней Греции. Идея ее сформулирована в заглавии: «Речь о неосновательности мнения, что архитектура Греческая или Греко- римская может быть всеобщею и что красота архитектуры основывается на 5-ти известных чиноположениях». Эта поразительная по смелости, глубине философской обоснованности, четкости мысли и афористичности изложения программа вдохновлена сознанием необходимости перестройки профессионального образования. Ее острие направлено против ревнителей старины в Московском архитектурном училище и против цитировавшегося циркуляра Императорской Академии художеств. Отчеты о деятельности Училища позволяют судить об этом с достаточной обоснованностью 76 . Так, среди лучших ученических работ 1840—1841 гг. названы проекты: «Шима-новского — колокольница в византийском вкусе, Белокрыльцова — Оружейная палата в готическом вкусе, Кузнецова — карантин в греческом вкусе, Зыкова — загородный дом в английском вкусе, Попова — дом для отдачи в наймы в венецианском вкусе ... Петропавловского — дом для найма в ференции, а в 1836г. - первым его директором (с зацию Училища, превратив его из патриархального заведения старого типа в введением должности в штат). Он положил начало одно из самых вольному духу будущего Московского Училища современных, положив начало серьезному изучению стилей прошлого и современных типов зданий. "Чаадаев П.Я. Сочинения и письма, под ред. В чем же видит Быковский «неосновательность» «мнения издавна утвердившегося и обращенного уже в правило», «что красота архитектуры должна быть качествуема геометрическими измерениями и архитектура Греческая или Греко-римская должна быть всеобщею»? 78 Разумом, анализом, критическим мышлением «всякое правило относительно искусств, как бы ни казалось основательным, должно быть исследываемо, и когда найдено будет неверным, в своих началах, должно быть отвергнуто» 79 . Быковский бесстрашно подходит к критическому пересмотру устано вившихся понятий, руководствуясь новейшими принципами философии и эстетики романтизма, в частности учением Фихте о творческой деятельности абсолютного субъекта, порождающего свой объект. Мир в представлении романтиков выступает как процесс непрерывного бесконечного становления творческой духовной и символической деятельности воплощения внутреннего во внешнем. Носителем внутренних сил является нравственно-этичес кая идея определенного народа, представляемая в виде самостоятельного саморазвивающегося организма, проходящего жизненный путь от зарож дения до смерти. «Создать что-либо изящное значит представить нам как бы олицетворенными и вдохновение и великую мысль о бесконечном. Сего достигает только дух, равняющийся нравственной силе целого народа». Отсюда следует естественный вывод: раз происходит саморазвитие духа, то должно происходить и развитие форм, в которых он получает воплощение.
|
. страницы: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. содержание: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.Лекции |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.проекты: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.поиск: [keywords], [global] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.другое: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.дизайн: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
рaдизайн © 2005 /en | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
© Е.И. Кириченко "Русская архитектура 1830-1910-х годов" — Москва 'Искусство' 1978 © 2005, , ссылайтесь... |
Всё. |