arch
Архивная версия / archive version:


Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru
This project was moved to the www.cih.ru

данная версия не обновляется и может быть недоступной через некоторое время

см. также: СНиПы | Архитектура | Бионика | Новости | Строительство

Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website:
 
проект:   index / архи.всё -> архи . модерн
   Глава третья. АРХИТЕКТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
Архи . всЁ
прессслужба

A.S.P. — концепции
 

У Быковского мы встретились с новым пониманием целесообразности. У Суслова — с новым пониманием демократизма. Олицетворением демократизма, опять-таки впервые с 1830-х гг., в его представлении выступает не мотив (не ассоциативность и символика архитектурной формы), а народ­ ность профессионального искусства. Иными словами,за критерий народности берется фактор социальный, посредством которого оценивается степень распространенности профессионального искусства в среде массового потребителя, в том числе народа в понимании людей XIX в. — среди крестьян, его понятности и общедоступности, что с точки зрения Суслова естественно предполагает народность приемов, восходящих к древним прототипам.

К 1900-му г. впервые в понимании неутомимо проповедовавшегося «рационалистами» формообразующего значения строительной техники обна­ руживается качественный сдвиг. В докладе «Народный музей будущего», прочитанном на III съезде зодчих, А. О. Бернардацци связывает развитие тех­ники не только с задачами практического порядка, но указывает на заложенные в ней эстетические возможности создания нового стиля, подчеркивая значение искусства как искусства, то есть специфического вида человеческой деятельности. Задачу доставить художественное наслаждение народу он объявляет благороднейшим и полезнейшим делом, выводя тем самым понятие полезности за рамки узкой утилитарности.

Художественная программа модерна иная, чем эклектики. Политическая заостренность и социальная конкретность идеала уступают место поискам вечного, общечеловеческого и всеобщего. Суслов и Бернардацци за слияние искусства с жизнью, за активное вмешательство искусства в жизнь, но сред­ ствами ему присущими — художественностью, красотой, способностью до­ ставлять эстетическое наслаждение качествами, по видимости, бесполезны­ми. Но в отличие от Суслова, провозгласившего движущей силой развития архитектуры народность, Бернардацци отдает пальму первенства человеч­ности. «Высший, лучший и самый светлый момент нашей современности — это возрастающее проявление человечности... Ограждать человечество от всяких невзгод, привлекать массы к возможному пользованию общими благами, это суть животворящие задачи этого направления... Стройность и благообразие, удобства и комфорт, предоставляемые толпе, свидетель­ствуют о ее более тонких потребностях, о развитии эстетического чув­ ства... Эта ширь и простор обуславливает и новые конструкции» 202 . В деятельности архитекторов с утратой былой подражательности вновь будет возрождено присущее всякому творчеству созидательное начало. «Индивидуальные концепции, отмеченные печатью оригинальности» 203 , цен­ ные сами по себе, смогут лучше выполнить и свою культурно-историческую миссию — «приобщить массы к тем благам, которые она же, бессознательно и смиренно, выдвинула из своей среды, вынесла на своих плечах... рас­ полагая современною техникою с ея легкими несгораемыми конструкциями, с ее громадными зеркальными стеклами, каких не знало прошлое ... зодчий создаст если не новый стиль, то новый тип для этого рода зданий, посвя­ щенных всенародному пользованию» 204 .

  . страницы:
1  11  21  31
2 12 22 32
3 13 23 33
4 14 24  
5 15 25  
6 16 26  
7 17 27  
8 18 28  
9 19 29  
10  20 30  
  . содержание:

  . архи.Лекции
  . архи.проекты:


  . архи.поиск: [keywords], [global]
    
   
  . архи.другое:
Портфолио — архитектурная выставка
  . архи.дизайн:
  Семён Расторгуев ©  рaдизайн © 2005 /en

 

    © Е.И. Кириченко "Русская архитектура 1830-1910-х годов" — Москва 'Искусство' 1978

    © 2005, проект АрхиВсё,  ссылайтесь...
Всё.
Hosted by uCoz