|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Архитектура | Бионика | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
index /
архи.всё -> архи
. модерн Глава третья. АРХИТЕКТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
У Быковского мы встретились с новым пониманием целесообразности. У Суслова — с новым пониманием демократизма. Олицетворением демократизма, опять-таки впервые с 1830-х гг., в его представлении выступает не мотив (не ассоциативность и символика архитектурной формы), а народ ность профессионального искусства. Иными словами,за критерий народности берется фактор социальный, посредством которого оценивается степень распространенности профессионального искусства в среде массового потребителя, в том числе народа в понимании людей XIX в. — среди крестьян, его понятности и общедоступности, что с точки зрения Суслова естественно предполагает народность приемов, восходящих к древним прототипам. К 1900-му г. впервые в понимании неутомимо проповедовавшегося «рационалистами» формообразующего значения строительной техники обна руживается качественный сдвиг. В докладе «Народный музей будущего», прочитанном на III съезде зодчих, А. О. Бернардацци связывает развитие техники не только с задачами практического порядка, но указывает на заложенные в ней эстетические возможности создания нового стиля, подчеркивая значение искусства как искусства, то есть специфического вида человеческой деятельности. Задачу доставить художественное наслаждение народу он объявляет благороднейшим и полезнейшим делом, выводя тем самым понятие полезности за рамки узкой утилитарности. Художественная программа модерна иная, чем эклектики. Политическая заостренность и социальная конкретность идеала уступают место поискам вечного, общечеловеческого и всеобщего. Суслов и Бернардацци за слияние искусства с жизнью, за активное вмешательство искусства в жизнь, но сред ствами ему присущими — художественностью, красотой, способностью до ставлять эстетическое наслаждение качествами, по видимости, бесполезными. Но в отличие от Суслова, провозгласившего движущей силой развития архитектуры народность, Бернардацци отдает пальму первенства человечности. «Высший, лучший и самый светлый момент нашей современности — это возрастающее проявление человечности... Ограждать человечество от всяких невзгод, привлекать массы к возможному пользованию общими благами, это суть животворящие задачи этого направления... Стройность и благообразие, удобства и комфорт, предоставляемые толпе, свидетельствуют о ее более тонких потребностях, о развитии эстетического чув ства... Эта ширь и простор обуславливает и новые конструкции» 202 . В деятельности архитекторов с утратой былой подражательности вновь будет возрождено присущее всякому творчеству созидательное начало. «Индивидуальные концепции, отмеченные печатью оригинальности» 203 , цен ные сами по себе, смогут лучше выполнить и свою культурно-историческую миссию — «приобщить массы к тем благам, которые она же, бессознательно и смиренно, выдвинула из своей среды, вынесла на своих плечах... рас полагая современною техникою с ея легкими несгораемыми конструкциями, с ее громадными зеркальными стеклами, каких не знало прошлое ... зодчий создаст если не новый стиль, то новый тип для этого рода зданий, посвя щенных всенародному пользованию» 204 . |
. страницы: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. содержание: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.Лекции |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.проекты: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.поиск: [keywords], [global] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.другое: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.дизайн: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
рaдизайн © 2005 /en | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
© Е.И. Кириченко "Русская архитектура 1830-1910-х годов" — Москва 'Искусство' 1978 © 2005, , ссылайтесь... |
Всё. |