|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Архитектура | Бионика | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
index /
архи.всё -> архи
. модерн Глава третья. АРХИТЕКТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Противоречие налицо. Стасов, громящий эклектику, проницательно разглядевший подражательность художественной концепции послеренес-сансной архитектуры, словно теряет зрение, когда дело доходит до «русско го» стиля 1850-1870-х годов. Он не видит, что пропагандируемый им «рус ский» стиль — одна из разновидностей подражательной архитектуры, один из многих «стилей» эклектики. Архитектура, квалифицируемая Стасовым как подражательная, когда речь идет об использовании западноевропейских об разцов, особенно Ренессанса и барокко, становится в его глазах творческой и новой, едва только зодчий обратится к источникам отечественного, а тем более народного искусства. О своеобразной слепоте или, вернее, ослепленности пропагандистов эклектики уже говорилось. Для Стасова не существовало термина «эклек тика» в нашем понимании. Его суждение об эклектичности того или иного сооружения или зодчего всегда конкретно и обусловлено содержанием, программой, вкладываемой в формы, а не самим принципом. Стасов готов оправдать любой архитектурный маскарад, если тот выражает идею народ ности или служит просветительным, образовательным целям; например, воссоздание узловых для истории архитектуры зданий в Хрустальном дворце в Лондоне, ставшем как бы реализацией мечты Гоголя: «На деньги самого на рода вознесся, как летопись мира, как вечно открытая книга, где каждый читает всю прошедшую историю... никакая книга в мире, никакие изо бражения не создадут того впечатления, которое дает эта каменная мону ментальная история» 134 . "' Стасов В. В. Иэбр. соч. в 2-х т., т. 1, с. 85; о В. В. Стасове см. также: Кириченко Е. И. Архитектурные воззрения В. В. Стасова. - «Архитектура СССР», 1974, №5. Пути А.Л. Рационалистические черты архитектурных воззрений В. В. Стасова. - В кн.: Проблемы развития русского искусства. Вып. 1. Л ., Виктор Александрович Гартман (1834—1873) — одна из самых ярких фигур в архитектуре пореформенной поры и самый последовательный предста витель демократического направления «русского» стиля. Демократична тематика его сооружений. Он проектирует в основном постройки массового назначения или постройки, рассчитанные на обслу живание широких масс народа. Среди его произведений павильоны для Всероссийской мануфактурной выставки 1870г. в Соляном городке в Петер бурге и военный отдел на Политехнической выставке 1872г. в Москве (Стасов не без иронии пишет, что «.. .одними из лучших и по порядку по явления и действительно оригинальных созданий вышли не роскошные палаты и сооружения, назначенные для наиважнейших и наивозвышенных целей, а какой-то большой <футляр>, поставленный над ситцами, веревками, щетинойи водками» 135 ),зал народных чтений для выставки! 870 г . иНародный театр для выставки 1872г., типография Мамонтова в Леонтьевском пере улке, доходные дома Дабо, Дольникова, Малкиель в Москве, проекты за городных дач (дача Мамонтовых в Кирееве и «Теремок» в Абрамцеве), бесчисленное множество эскизов для художественной промышленности — мебели, ламп, люстр, киотов, самоваров, посуды. Передвижническая приверженность Гартмана к демократизму мотива (мотива, понимаемого как единство формы и смысла, ею обозначаемого) проявляется в последовательно крестьянской сюжетике его орнаментики — узоры вышивок, народная резьба, плетенье рогожек, декор предметов быто вого обихода. Хочется еще раз подчеркнуть значительность этого факта. Сюжет и выбор мотива были моментом, определявшим во времена Гартмана принадлежность художника к оппозиционному или официальному направле нию. В новой живописи и новой скульптуре, объявивших войну Академии художеств, отказ от идеализирующей абстрактности трактовки сюжета закономерно связан с расширением тематики и изображением того, что прежде почиталось низменным и недостойным искусства. Полотна живопис цев заполнили чиновники и мужики, в скульптуре сцены обыденной жизни и фигуры в современном платье вытеснили античных богов и героев в тогах. Диалектическая зависимость здесь налицо. Новое содержание властно дик тует новую форму. Новая форма служит выражением нового содержания. То же и в архитектуре. Отказ от иерархичности композиций (осевая симметрия, господство портика в композиции фасада, ордер) с неизбежностью привел к отходу от идеализирующей отвлеченности и абстрактной гармонии классицизма. Наряду с жанрами передвижников столь же после довательным воплощением демократической идейности, но уже в области архитектуры, являются сооружения, представляемые неофициальным вариантом «русского» стиля, в первую очередь — работы Гартмана. По отно шению к ним можно говорить не только о демократизме образа и содержа ния, но с известным основанием — о демократизме композиционного строя, понимаемом как антитеза иерархичности. Имеется в виду не просто невыраженность главной оси, но последовательное применение принципа коврово- сти, распространяющегося на организацию стеновых поверхностей фасадов и интерьеров и орнаментальный рисунок декора. Парадность симметрично- осевых построений в проектах Гартмана практически преодолена. Узорочье красочных орнаментов щедро покрывает фасады и стены интерьеров. Ка жется, архитектор с упоением изыскивает новые и новые мотивы, орнаменты, еще и еще раз повторяя и варьируя полюбившиеся ему. Сооруже ния Гартмана захватывают откровенной декоративностью, обилием и кра сочностью разнообразной орнаментики. Простой в своей основе узор при бес конечных повторах и вариациях превращает поверхности стен в гигантские орнаментальные панно. «Демократичны» и любимые материалы Гартмана. Во-первых, это всегда дешевые материалы — дерево, холст, кирпич, майолика. Он не ста рается прикрыть их штукатуркой, не пытается имитировать, как требовали правила «изящной» архитектуры, мрамор или естественный камень. 95. Политехнический музей на Лубянской пл. (ныне я.1. Дзержинского) в Москве. 1875-1877. Арх. И. А Монигетти, Н. А. Шохин. Фрагмент фасада От «демократизма» материала неотделимы доступность и дешевизна конструк ции. Гартман выдвинул идею передвижного театра и создал первый в России, а может быть, и в мире, проект сборно-разборного Народного театра для Политехнической выставки 1872г. в Москве. Богатству, изукрашенное™ спроектированных Гартманом построек и предметов вторит столь же щедрое и многообразное использование фак-турно-цветовых контрастов облицовочных и отделочных материалов. Это обстоятельство заслуживает быть отмеченным особо. Для барокко и классицизма фактура и цвет материала как средство художественной вы разительности никогда не представляли самостоятельного интереса. Их возможности использовались постольку, поскольку они помогали выявле нию тектонического или пластически-динамического начала композиции. В эклектике положение остается прежним. И только у мастеров демократи ческого варианта «русского» стиля, особенно у Гартмана, и у представителей рационального направления «кирпичного» стиля обнаруживается специаль ное внимание к выразительности фактуры и цвета, связанное с тем, что у них, впервые в послепетровской архитектуре, начинает стираться грань между функциональным и художественным элементом постройки. Облицов ка в классицизме всегда нейтральна, всегда фон, а у Гартмана она декоративна, она — носитель художественной выразительности. Тем самым он предвосхищает типичное для модерна использование фактурно-цвето- вых контрастов в качестве художественно-выразительного средства, постепенно сводящего на нет необходимость в декоре как элементе стилеобразо- вания (в декоративных формах, заимствованных из прошлого). Архитектор часто применяет фасонный облицовочный кирпич разных цветов — это его любимый материал, — оживленный вкраплением поли- хромных изразцов. Фасады зала для народных чтений (проект) и типо графии Мамонтова в Леонтьевском пер. в Москве (ныне ул. Станиславского) подобны роскошному восточному ковру, хотя незатейливый мотив его узора подражает перевитой веревкой русской рогожке и мотивам вышивки. Под стать стенам и венчание из нависших одна над другой широких орнаментальных полос, которое выглядит эффектно, красочно. От многочисленных форм рябит в глазах. Дробности орнаментации и декора вторит дробность и свое образная мозаичность цветовых пятен. Залы Мануфактурной выставки в Соляном городке 1870г. в Петербурге Гартман покрыл бесчисленными порезками. Их легкость и ажурность ока зались сродни громадному пространству выставочных помещений, прозрач ности их стеклянных перекрытий, динамизму и легкости опор. Во всяком случае резной деревянный декор Гартмана больше гармонировал с новыми железо-стеклянными конструкциями, чем применявшиеся до тех пор тяже ловесные и излишне помпезные формы ренессансно-барочного толка. Посетители отмечали, что при входе на выставку охватывает «небывалое впечат ление света, широко развернувшихся пространств и красоты... Под стеклянным куполом и потолком протянулись длинные узорчатые полосы прорезного дерева, словно вырезанное и пробитое из дерева кружево русских по лотенец» 136 . |
. страницы: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. содержание: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.Лекции |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.проекты: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.поиск: [keywords], [global] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.другое: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.дизайн: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
рaдизайн © 2005 /en | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
© Е.И. Кириченко "Русская архитектура 1830-1910-х годов" — Москва 'Искусство' 1978 © 2005, , ссылайтесь... |
Всё. |