|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Архитектура | Бионика | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
index /
архи.всё -> архи
. модерн Глава третья. АРХИТЕКТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В.В.Стасов (1824—1906) дебютировал как художественный критик на страницах журнала «Отечественные записки» в 1847 г . Однако лишь через десять лет определилось его художественное кредо типичного шестидесятника, основанное на идеалах демократизма, гуманности, просветительства, одушевленное идеей создания народной и национальной культуры. Это делает его самым характерным выразителем идей нового варианта «русского» стиля, позволяя с достаточной долей вероятности смоделировать систему и метод этого направления. Исходная позиция Стасова — признание ведущей роли литературы в за рождении новой, свободной от академизма и подражательности живописи, музыки, архитектуры. Он не устает твердить, что в этой зависимости их сила и жизненность 113 . «И что сказалось в литературе и живописи, то же самое сказалось и в архитектуре» 114 . В 1850—1860-е гг. в кругах русской интеллигенции (прежде всего худо жественной) зреет убежденность в возможности скорого возрождения на родной национальной архитектуры. Разве не народное искусство послужило источником проектирования многих бытовых предметов, мебели, соору жений? Разве мотивы крестьянского искусства, нарезки, рисунки вышивок не повторялись энтузиастами со скрупулезной точностью? Стасов стал самым ревностным поклонником, защитником и пропа гандистом неофициального, демократического варианта «русского» стиля. Оценка современного отечественного и зарубежного зодчества, больше того, история архитектуры в целом даются им теперь сквозь призму «русского» стиля. Идеалам молодости Стасов не изменил ни на йоту до конца жизни. В 1901 г . в последней большой концепционной работе «Искусство XIX века» он, как и полвека назад, подходит к зодчеству с почерпнутыми из области литературы мерками демократизма и народности, воссоздавая с этих пози ций историю европейского зодчества нового времени. Гуманисты Возрождения, «великодушнейшие и интеллигентнейшие люди конца XV и XVI века, которые выступали против насилия, войн, дикости» средневековья, вызывают симпатию Стасова. «Но, — спешит оговориться критик, — они перешли меру и привили человечеству болезнь вовсе нежелательную — фетишизм к античности» 115 . Последствия Возрождения рисуются Стасову в мрачном свете. Оно «поломало национальность, самобытность, самостоятельность, принизило веру в свое собственное творчество, оно приучило... не верить в собственное творчество, смотреть на него с презрением» 116 . Стасов В. В. Избр. соч. в 2-х т.. т. 1. с. 27. " Стасов В. В. Искусство в XIX веке. Архитектура. -В кн.: XIX век. Иллюстрированный обзор. Спб., 1901. с. 212. В средние века «во всем мире существовала особенная, соответствующая земле, климату, народным по требностям и преданиям — народная архитектура египетская, китайская, греческая, римская, множество новоевропейских. Но вдруг все перемени лось и истинной была объявлена одна архитектура... Эта архитектура чужеродна... зловредна и фальшива, ибо все было принесено в жертву чужим потребностям и вкусам, дурно понятому гуманизму и плохо знаемой античности» 117 . «Блестящая, изящная, по преимуществу нарядная архитектура» Ре нессанса была, по мнению Стасова, «архитектура королевская, папская и кардинальская». «И неужели такая архитектура действительно соответство вала потребностям времени?!» — патетически восклицает критик. «Неужели в Европе XIV века только и жили, что короли, папы, кардиналы, богачи и магнаты, существовали только их капризы, их вкусы и затеи? А Лютер, а реформация, а громадная масса новых людей и темный народ, стоящий низко по части условной искусственной культуры, но высоко по здоровому народному чувству, а... люди начинающейся мысли, науки, знания и само углубления? На что могла и тем и другим годиться выдуманная, сочинен ная архитектура? В какой степени эта роскошная, мотовская архитектура соответствовала их вкусам и потребностям? Ни в какой, конечно» 118 . Аристократизм, сословность—вот что является для Стасовасвидетельст- вом несостоятельности барокко, рококо, классицизма. «Как мало цветочная, кондитерская, расслабленная архитектура пудры и фижм соответствовала настроению задавленного, замученного, одураченного высшими сословиями народа и энергических его заступников» 119 . Иными словами, основным в оценке искусства для Стасова, как и для его современников, стоящих на де мократических позициях, является морально-этический критерий, а не эс тетический, мерки социальные, а не собственно художественные. С точки зрения Стасова, искусство не народное, обслуживающее аристократию, автоматически переходит в разряд недостойного, лишенного ценности. Кра сота и художественность в его представлении существуют лишь в качестве производного и подчиненного нравственному, социально-значимому с точки зрения демократа, народолюбца и гуманиста. Та же причина лежит в основе неумеренных восторгов Стасова сооружениями демократического варианта «русского» стиля. Они олицетворяют в глазах Стасова высшую меру худо жественности благодаря сочетанию демократизма функции и конструкции с буквальной народностью стилеобразующей формы. Стасов понимает исторический процесс так же механистично, как и гуманисты Возрождения. Объявляя заблуждением, ложью период, равный половине тысячелетия, критик делает все от него зависящее, чтобы вернуть архитектуре народность, утраченную ею со времен Ренессанса. Приветствуя в национальном направлении не только русской, но и европейской ар хитектуры ростки нарождающейся народности, он не видит внешнего, по верхностного (в буквальном и переносном смысле) характера этой народ ности. Напротив, наглядность ее проявления (мотивы, созданные самим народом) приводит Стасова к выводу: «.. .из всех искусств, прославивших XIX век, наибольших результатов достигли — архитектура и музыка... в области этих двух искусств всего более побеждено предрассудков и пре даний» 120 . Другая причина, выдвигающая, по его мнению, зодчество на первое место среди искусств, — постройки из железа и стекла — «самое важное из всего, представляемого историей архитектуры XIX века» 121 . Еще в 1863г. Стасов признал за Англией пионера нового движения, усмотрев в демократизме всемирных выставок, в громадных размерах, красоте, легкости ажур ной конструкции Хрустального дворца из сборных железных стержней про образ архитектуры будущего. Новая архитектура вышла из «презренного плебейского русла». '" Стасов В. В. Искусство в XIX веке., с. 212. "' Там же. «Ища выхода и новых материалов, она выбрала два неожиданных начала: прозрачную, сквозную сверху донизу оранжерею и всю из стекла модную лавку... страна, которую привыкли столько столетий считать классической страной антихудожественности... в архитек туре сделала первый шаг, она поставила какое-то небывалое здание... без стен, без окон, без кровли, из одного железа и стекла... Что перед ним цирки и колизеи римлян! Что такое... эти постыдные следы душевного безобразия и отупелого безумства умиравшего человечества... перед хрустальным лондонским гигантом, сложенным на то, чтобы созвать в него все народы мира... чтобы увидеть... все, что человечеством сделано вели кого, благодетельного, гениального, на всех разрозненных концах его». Перед Хрустальным дворцом померкли «печальные пирамиды... египетских мертвецов», «колоссальные персеполисы древних ассириян», «святые петры новых итальянцев... Великая цель родила великое произведение». Стасов приходит к признанию будущности за железо-стеклянными постройками, опять-таки отталкиваясь от морально-этических критериев искусства. Архитектура выставок импонирует ему массовостью и демократизмом функционального назначения, широкими просветительскими возможностями. Научно-технический прогресс сулит невиданные прежде пер спективы создания материальных благ широким слоям народа, — и Стасов превращается в его страстного апологета. |
. страницы: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. содержание: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.Лекции |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.проекты: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.поиск: [keywords], [global] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.другое: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.дизайн: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
рaдизайн © 2005 /en | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
© Е.И. Кириченко "Русская архитектура 1830-1910-х годов" — Москва 'Искусство' 1978 © 2005, , ссылайтесь... |
Всё. |