|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Архитектура | Бионика | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
index /
архи.всё -> архи
. модерн Глава третья. АРХИТЕКТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самодержавие в существующем виде для них неприемлемо. Официальное православие оценивается славянофилами как «официальная политическая религия» и «было бы лучше, если бы у нас ее было поменьше»; народность по Уварову, с точки зрения славянофилов, равносильна крепостному праву 51 , то есть они отвергают все пункты официальной народности. Столь же ненавистен славянофилам и капитализм. Из романтической критики капитализма вырастает их ретроспективная антикапиталистическая социальная утопия, принявшая вид «народной утопии». Воплотив ее в жизнь, они мечтают избежать капитализма. Ход их рассуждений таков. Хранителем жизненных начал (по выра жению Хомякова), отождествляемых с органичностью национальной куль туры, утраченной образованным классом, выступает крестьянство. Выход из ненормальности существующего положения — в восстановлении утраченной в петровские времена целостности, которая поможет также предотвратить развитие капитализма. Отсюда основные пункты программы славянофилов — возрождение национальных начал в социальной жизни и возрожде ние национальной культуры. Если первое (отмена крепостного права, свобода слова, земские соборы) зависело от государственной власти, то второе, им казалось, может быть достигнуто ценой усилий самих славянофилов. И они ревностно отдались деятельности, имевшей целью освобождение от «полупросвещения» после петровского периода, восстановление народности культуры и искусства. Проблема народности — центральная в общественной мысли и эстетике 1830—1850-х гг. — имела поэтому особенное значение для славянофилов. «Жизненное начало утрачено нами, но оно утрачено только нами, приняв шими ложное полузнание по ложным путям... Жизнь наша цела и крепка. Она сохранена, как неприкосновенный залог, тою много страдавшею Русью, которая не приняла еще в себя нашего скудного полупросвещения. Эту жизнь мы можем восстановить в себе: стоит только полюбить ее искренною любовью» . «Разумная потребность искусства самобытного для нас ясна и зовет нас на подвиг, а вековая покорность останавливает наши шаги и холодит нашу надежду». Усилия славянофилов направлены на выявление основ, могущих соединить «цепь преданья», которая была «разорвана в продолжение столь ких веков, что она не могла представить никакого руководства для новой художественной школы»; они уповают на временность «раздвоения» на ционального начала. Славянофильство создало питательную среду для изучения отечест венного художественного наследия, дав толчок не только исследованию быта, обрядов, сбору фольклора, народных песен, сказаний, записи мело дий, но и изучению современного крестьянского и древнерусского искусства: именно славянофилы отнесли последнее в разряд народного. Славянофильс кая идеология оказала благотворное влияние на развитие отечественной историографии, археологии, этнографии, она же явилась идейной основой антиофициального демократического варианта «русского» стиля. Критерий народности — высший для славянофилов. Их идеал — народное искусство и искусство для народа. У Хомякова представление о народности творчества доходит до полного отрицания индивидуальности художника и растворения ее в коллективизме народной стихии. «Художник не творит собственною своею силою: духов ная сила народа творит в художнике. Поэтому очевидно, что всякое художест во должно быть и не может не быть народным» 54 . Поиски и систематизация накопленного в процессе изучения народного искусства материала должны были помочь выявлению самобытных особен ностей русской культуры с тем, чтобы художники, обогащенные знанием, могли сознательно восстановить, развить и продолжить их. При всем ро мантизме концепции метод славянофилов вполне в духе времени остается последовательно рационалистическим, хотя рационализм как таковой подвергается ими за односторонность самой жестокой критике: аналити- чески-дифференцированный подход к наследию прошлого, избирательное заимствование из сокровищницы национальной культуры подлинно народ ных элементов и сознательное конструирование из них новой, возрождае мой их усилиями народной культуры. * См.: Ранние славянофилы. Вступит, статья Н. Л. Бродского. М., 1910. с. 7. "Там же, с. 138. "Там же, с. 135. * Хомяков А. С. О возможности русской художест венной школы. - Полы. собр. соч., т. 1. М ., 1861, с. 75. Исходя из понятия духа народа, славянофилы первые провозгласили литературу самым народным, а потому и ведущим искусством: слово есть выражение духа народа. «Слово при всей своей духовной природе есть тоже внешний мир; оно несет на себе выражение времени, места и, наконец, всего более — народа —... слово есть по преимуществу народное явление... В слове более всего выражается необходимость соединения общечеловеческого с народным. Итак, слово непременно народно; а следовательно, и высшее ис кусство» — таково заключение И.С.Аксакова в одной из статей, печатавшихся в 1857 г . в газете «Молва» 55 . Мысль славянофилов о благотворности влияния народных основ на культуру, апологетическое отношение к современному отечественному искусству при недооценке западного, убеждение в невозможности «чело вечески истинного без истинно народного» предвосхищают аналогичные идеи В.В.Стасова. Сформулированные с особенной остротой славянофилами проблемы народности и национальности русского искусства, и архитектуры в частности, оставались «проклятыми» вопросами вплоть до Октября, так же как и сама проблема народа в плане социальном и политическом. "Ранние славянофилы, с. 138-139. «.. .Уважение к народу (принимая это выражение в смысле массы) и служение его интере сам представляет, как известно, один из тех богатых жизненных идеалов, которые могут наполнить собою все содержание человеческой мысли и деятельности. Это истина, которую могут отрицать люди, не понимающие, что все общественные идеалы, как бы ни было велико их разнообразие, все-таки в окончательном результате сливаются и сосредоточиваются в одном великом понятии о народе, как о конечной цели всех стремлений и усилий, порабощающей себе даже те высшие представления о правде, добре и истине, которые успело выработать человечество», — писал М. Е. Салтыков-Щедрин .
|
. страницы: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. содержание: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.Лекции |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.проекты: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.поиск: [keywords], [global] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.другое: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.дизайн: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
рaдизайн © 2005 /en | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
© Е.И. Кириченко "Русская архитектура 1830-1910-х годов" — Москва 'Искусство' 1978 © 2005, , ссылайтесь... |
Всё. |