|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Архитектура | Бионика | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
index /
архи.всё -> архи
. модерн Глава третья. АРХИТЕКТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Эклектика при своем возникновении вдохновлялась тремя основными идеями — антиакадемизмом, апологией средневековья и национальным коло ритом, то есть фактически эстетикой романтизма. Рост антиакадемических тенденций сопровождался отчаянным сопро тивлением классицизма. Чем больше уходит почва из-под его ног, с тем боль шим фанатизмом утверждают сторонники классицизма всеобщность, единст венность, обязательность его форм. * Щедрин Н. [М. Е.Салтыков]. Наша общественная жизнь (1864). - Цит. по кн.: История эстетики. * Цит. по кн.: Бенуа А., Лансере ft . Дворцовое строительство императора Николая I . - «Старые годы», 1913, № 7-9, с. 181. Памятники мировой эстетической мысли, т. 4, 1-йполутом, с. 361. "Программа полного курса зодчества и строительного искусства для учеников (академиков) Императорской Академии художеств. Спб., 1831, с. 26. Стремление законсервировать стиль дает о себе знать в канонизации приемов и форм; канонизация свидетельст вует об исчерпанности возможностей его органического развития. Первые симптомы развития неклассицистических тенденций в эстетике начала XIX в. как будто ничем не отличались от аналогичных явлений второй половины XVIII . Но чувствовалось в атмосфере России, взбудораженной Отечественной войной 1812 г ., нечто, заставившее насторожиться поклонников изящного. В 1818 г . совет Академии художеств принял постановление, что «архитектурные чертежи для получения академического звания не пременно должны быть делаемы в изящном и классическом стиле» 57 . Президент Академии художеств А.Н.Оленин в 1831 г . высказался еще более недвусмысленно: «Сколько я не искал новых определений свойствам и цели архитектуры, все, однако ж, принужден был возвращаться к точ ному смыслу определения, сделанному Витрувием» 58 . Позиция, утверждаю щая незыблемость существующих норм. С ее поддержкой выступает на го дичном торжественном акте Московского дворцового училища 7 мая 1834г. М. Лопыревский — памятники античной Греции остаются для него непревзой денным образцом. А. Рудольский в предисловии к альбому «Домостроение с планами и фасадами каменных и деревянных, городских и сельских зданий, расположенных в изящном и простом вкусе...» пишет: «...орден должен быть законом для всего строения», «колонны составляют лучшую и бла городнейшую часть здания» 59 . В.Лангер в «Кратком руководстве к по знанию изящных искусств, основанных на рисунке» в главе «Об орденах архитектуры» отваживается на заявление, звучащее в 1841 г . как анахронизм: «.. .греческие ордена заключают, кажется, всю возможную красоту, какая только в колонне существовать может», готика для него — состояние ума человеческого, «удалившегося от истинной изящности древней архитектуры, впавшего в другую крайность, заменившего простоту форм странными фантастическими вымыслами больного воображения» 60 . Из каких бы источников — официальных или неофициальных — не исходила защита классицизма, объективно она была связана с охранитель ной тенденцией самодержавия. И наоборот. Критика классицизма и ака демизма, культ готики, апология эклектики рождены девальвацией идеи гражданственной государственности и просвещенного абсолютизма, не приятием классицизма как формы воплощения этих идей. Первыми, кто возвысил голос против классицизма, были декабристы. Противники самодержавия, они раньше других почувствовали, что с неко торого времени идеал гармонии народа и государства — не более чем абстракция, увидели в регулярной правильности классицизма казарменность, фальшь, лживую идиллию «пасторали на паркете», «форму» 61 . В 1831 г . с критикой классицизма выступил Гоголь. «Всем строениям городским стали давать совершенно плоскую, простую форму. Домы ста рались делать как можно более похожими один на другой; но они более были похожи на сараи или казармы, нежели на веселые жилища людей. Совер шенно гладкая их форма ничуть не принимала живости от маленьких окон, которые в отношении ко всему строению были похожи на зажмуренные глаза. И этою архитектурою мы еще недавно тщеславились, как совер шенством вкуса, и настроили целые города в ее духе!... новые города не имеют никакого вида: они так правильны, так гладки, так монотонны, что прошедши одну улицу уже чувствуешь скуку и отказываешься от желания заглянуть в другую» 62 . Существенное уточнение. Эти строки написаны до завершения крупнейших ансамблей Петербурга и Москвы — Михайловской улицы (1835), Александрийского театра, улицы Росси и площади Ломоносова (арх. К. И. Росси) в Петербурге, площади у Тверской заставы (арх. О. И. Бове) в Москве, соединяющихся в нашем сознании с апогеем класси цизма. Ассоциативная связь между монархией, воспринимавшейся как «мун дир! Один мундир!», и классицизмом приобретает необыкновенную устойчи вость. В 1845 г . Г. Г.'Гагарин, иллюстрируя повесть В. Соллогуба «Тарантас», к главе «Втащил» делает примечательный рисунок: «...могучие руки, высунувшиеся из нищей избы, держат колоннаду, заслоняя ею грязь и растекающиеся лужи». "Рудольский А. Домостроение с планами и фасадами каменных и деревянных, городских и сельских зданий.... М., 1838, с. 12-13. "См.: Сытина Т.М. Россия. Архитектура. - В кн.: История европейского искусствознания. Первая половина Х1Хв. М., 1965, с. 232-233. * Лангер В. Краткое руководство к познанию изящных искусств, основанных на рисунке. Спб., 1841, с. 85, 74-75. ^Гоголь Н. В. Собр. соч., т. 6. М ., 1959. с. 46. Герцен характеризует Россию как фасадную империю. В 1872—1873 гг. А.Н.Толстой пишет ставшие хрестоматийными стихи: «Заметил я, что желтый этот цвет Особенно льстит сердцу патриота, Обмазать вохрой дом иль лазарет Неодолима русского охота; Начальство также в этом с давних пор Благонамеренное видит что-то, И вохрятся в губерниях сплеча Палаты, храм, острог и каланча. Ревенный цвет и линия прямая — Вот идеал изящества для нас, Наследники Батыя и Мамая, Командовать мы приучили глаз, И, площади за степи принимая, Хотим глядеть из Тулы в Арзамас... В мои ж года хорошим было тоном Казарменному вкусу подражать, И четырем или осьми колоннам Вменялось в долг шеренгою торчать. * Савинов А. П., Гагарин Г. Г. М., 1950, с. 16. Под неизбежным греческим фронтоном. Во Франции такую благодать Завел в свой век воинственных плебеев Наполеон — в России ж Аракчеев». («Портрет») Но вернемся к Гоголю. За критикой классицизма следует панегирик, славословие готике. «Готическая архитектура... есть явление такое, какого еще никогда не производил вкус и воображение человека ... величие и вместе красота, роскошь и простота, тяжесть и легкость — это такие достоинства, которых никогда, кроме этого времени, не вмещала в себя архитектура» 64 . Однако художественная программа Гоголя шире, ему недостаточно возрождения одной готики. Эклектика — вот панацея от бед и средство, способное привести архитектуру к новому подъему, хотя писатель еще не употребляет слова «эклектика». Ничем иным, как апологией эклектики нельзя назвать формулируемую им программу. «Терпимость нам нужна; без нее ничего не будет для художества. Все роды хороши, когда они хороши в своем роде. Какая бы ни была архитектура — гладкая и массивная египетская, огромная ли пестрая индусов, роскошная ли мавров, вдохновенная ли и мрачная готическая — все они хороши, когда только они прис пособлены к назначению строения, все они будут величественны, когда только истинно постигнуты». Но Гоголь не может удержаться от добавления. «Если бы, однако ж, потребовалось отдать решительное преиму щество какой-нибудь из этих архитектур, то я всегда отдам готической» .
|
. страницы: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. содержание: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.Лекции |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.проекты: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.поиск: [keywords], [global] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.другое: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.дизайн: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
рaдизайн © 2005 /en | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
© Е.И. Кириченко "Русская архитектура 1830-1910-х годов" — Москва 'Искусство' 1978 © 2005, , ссылайтесь... |
Всё. |