|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Архитектура | Бионика | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
index /
архи.всё -> архи
. модерн Глава третья. АРХИТЕКТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Механистичность мышления не позволяет Шервуду заметить, что архитектура Древней Руси, как и любая другая разновидность средневекового зодчества, основана на органической целостности, что ее конструктивно- функциональные и художественно-содержательные элементы существуют в неразрывном диалектическом единстве. Возможность возрождения древнерусского зодчества, наподобие возрождения античности в архитектуре нового времени, объективно исключалась. Препятствием тому была жест кость художественной системы средневековья — оборотная сторона и следствие физической неразъединимости составлявших его начал. В результате система Шервуда фатально попадает в общее русло стилизаторства. Он устанавливает объективные, но «внешние» (!) законы, с помощью которых предполагается компоновать опять-таки «внешние» формы. На практике (в Историческом музее) он не смог сделать даже этого. Специфический для зодчества нового времени характер интерпретации соотношения полезного и прекрасного подчиняет себе выведенные Шервудом законы. Древнерусские детали располагаются на фасадах в соответствии с общими закономерностя ми эклектики. Они равномерно покрывают плоскости стен, средством их гармонизации остается симметрично-осевая композиция. Такова мера нова торства, достигаемая с помощью системы Шервуда. Он, подобно его совре менникам, был поставлен перед необходимостью проектировать иные, чем в Древней Руси, типы зданий, диктовавшие характер объема, планировочно- пространственную структуру, используя традиционные формы в соответствии с методом, принятым в Х1Хв., а не в Древней Руси. Поэтому принципы компоновки форм и сами формы, такие живые в прошлом, в проекте Шервуда отрываются от контекста, от живой ткани организма и оборачиваются таким же копиизмом и мертвой схемой, как и мотивы его противников. Человек XIX столетия, Шервуд не мог еще по нять, что целостность системы русского зодчества, как одной из разновидностей средневекового, основывается на нераздельности утилитарного и художественного начала, что отторгнутая от живого организма здания художественная форма, как будто случайная, в совокупности с себе подоб ными образует типологически родственную ордерной самостоятельную художественную систему. Исторический музей выделяется среди множества одновременных ему построек сложностью объемной композиции. В симфонии ее башен есть перекличка с Кремлем, в небольших размерах ясно обозначена подчинен ность этого здания святыне земли Русской. Обилие башенок, крылец, их восьмигранные формы и шатры корреспондируют не только кремлевским башням, но многоглавию Василия Блаженного. Последовательно проведено расчленение объемов, каждый из них имеет собственное перекрытие, крыт попалатно, совсем как в старину. Как в старину, заботливо выдержана не только конусовидность форм, но и объединяющая линия треугольника, выдвинуты за плоскость фасада крыльца, мелкие элементы выступают вперед, чтобы подчеркнуть размеры здания в целом, формы завершения умень шаются кверху. Фасады облицованы красным кирпичом, как и стены Кремля, их покрывает роскошный узор из кирпичных же деталей. Но искусство не терпит механического конструирования. Шервуд оказался жертвой своей же теории потому, что понимал ее слишком буквально. Он жаждал воссоздания не только принципов русского зодчества допетровской поры, но воссоздания их в формах прежнего зодчества. Теория Шервуда, созвучная в ряде своих положений о целостности модерну, была качественно новым этапом в понимании древнерусской архитектуры. Шервуд первый попытался найти в ней свою, отличную от класси цистической, систему. Но привычка мыслить формами прошлого оказалась непреодолимой и для Шервуда. Принципы равновесия, подобия, живопис ность и ритмическая организованность — все те приемы, которым была уготована новая жизнь в архитектуре XX в., не получили осуществления в сооружении Шервуда. Его формы, не уступавшие по точности воспроиз ведения прототипов проектам презираемых художником копиистов-«архео- логов», были скомпонованы на фасадах не в соответствии с выведенными им законами, а по законам отвергаемого им академизма. Чрезмерная логизация засушила композицию; не внес оживления в об лик здания и плоский, мертвенный, сухой, застылый декор. Он покрывает всю поверхность фасадов, не оставляя гладких поверхностей, подчеркивая дробность композиции, мешая воспринять изначальную прелесть примененных мотивов. Их слишком много, чтобы почувствовать своеобразие каждого из них, они расположены слишком густо, споря и перебивая друг друга, чтобы можно было хоть какой-то воспринять как основной, ведущий. Декоративные детали словно отштампованы, хотя Шервуд не уставал повторять: «Предки наши показали нам, что архитектуру надо рисовать, а не чертить» 161 . Циркуль архитектора и механическое производство кирпича убили мягкую пластику и живость изначальной формы. «Почвенничество» — одна из разновидностей консервативной антибуржуазной утопии, это феодальный социализм с характерной для него апологией средневековья и чистой веры, ненавистью к меркантилизму буржуазного общества. «Почвенников», во всяком случае Шервуда, ни в коем случае не следует отождествлять с монархистами и официальными апо логетами государственности. Это доказывает сравйение с Н. В. Султановым— с его теорией и практикой. К концу царствования Александра II , на рубеже 1870—1880-х гг., во время русско-турецкой войны и ожесточенной борьбы народовольцев с самодержавием в архитектуре вновь активизируется заглохшее было в предшест вующие десятилетия официально-академическое направление, хотя в поре форменной России даже в условиях печально знаменитой победоносцевской реакции ему не удалось занять позиции, сколько-нибудь сопоставимые с позициями предшественника — «русско-византийского» стиля. В качестве представителя официального направления можно рассматривать Н. В. Султа нова — продолжателя И. И. Свиязева и А. Т. Жуковского. Ни один из современников Султанова — Л. В. Даль, В. О. Шервуд, В. В. Суслов, А. М. Павлинов, Н.А.Шохин, Н.В.Никитин, К.М.Быковский и другие — уже не выдвигает ничего подобного его монархически-верноподданической теории, связы вающей возникновение и существование «русского» стиля лишь с вы сочайшим желанием и поддержкой монархов—позиция, для второй половины XIX в. кажущаяся по меньшей мере анахронизмом (вспомним характеристику Стасовым тоновского периода в архитектуре как казенного и официального). Султанов же пишет: «Император Николай I , Цезарь с головы до ног... не допускал и мысли, чтобы <его> Россия не имела своего искусства. И вот среди безраздельно царившего тогда казарменного классицизма гря нул Высочайший указ о том, чтобы при составлении проектов православных церквей преимущественно был сохраняем вкус древнего зодчества. Таким образом, существование древнерусского стиля было не только торжественно и всенародно признано, но даже обязательное применение его форм в новейшем церковном строении было возведено в закон. Апос толом нового направления явился проф. архитектуры К. А. Тон... На этом основании он (Николай I . — Е, К.), бесспорно, может быть наз ван основателем русского Возрождения. 161 Шервуд В. О. Опыт исследования законов искусства, с. 158. Преобразователь России (Александр II . — Е.К.)... пошел в этом отношении по стопам своего в Бозе почившего родителя. Дело восстановления продолжалось с тою же энергиею ... Но важнее всего то, что в настоящее время правительство уже не стоит одиноко и находит поддержку — хотя, правда, довольно слабую — в самом обществе ... в обществе является спрос на художественные произведения в <русском стиле>» 162 . В свете этого высказывания выпад Султанова против художников, по неразработанности материала вынужденных обращаться к любым ис точникам вроде народных вышивок и переносить их на деревянные порезки и даже идти на прямые нелепости, приобретает совершенно определенный политический смысл: «—у нас появились мраморные полотенца и кирпичные вышивки!! И эти мраморные полотенца и кирпичные вышивки лягут позорным пятном на наше время: они прямо покажут, что в нашем юном ис кусстве была благородная жажда творить в национальном духе, но она не нашла себе должного удовлетворения; что наши молодые художественные силы просили у нас хлеба, а мы им подали камень; что они просили у нас рыбы, а мы подали им землю» 163 . Султанов не мог не знать, что народность мо тива в «русском» стиле символизировала народность искусства, а источник заимствования выражал общественно-политические позиции создателя того или иного сооружения. Крестьянские мотивы демократического варианта «русского» стиля у остальных теоретиков не вызывали раздражения. Все они с большим пиитетом относились к народному искусству и к народности искусства. * Султанов Я. В. Возрождение русского искусства. - «Зодчий», 1881, №2, с. 10. '" Там же, с. 11. Если кого и критиковали, так Тона. Стасов — за монархизм и реакционность программы «совершенно искусственной» народности, Шервуд — за непонимание масштабности и системы древнего зодчества. Но демократический вариант «русского» стиля как таковой (за мотив, то есть, за содержание, в него вкладываемое) критикуется только Султановым. |
. страницы: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. содержание: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.Лекции |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.проекты: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.поиск: [keywords], [global] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.другое: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.дизайн: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
рaдизайн © 2005 /en | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
© Е.И. Кириченко "Русская архитектура 1830-1910-х годов" — Москва 'Искусство' 1978 © 2005, , ссылайтесь... |
Всё. |