|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Архитектура | Бионика | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
index /
архи.всё -> архи
. модерн Глава третья. АРХИТЕКТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вековая незыблемость монархической власти, поддерживаемой народом и освященной церковью, — официальность этой «народности» определила оценку искусства Тона его современниками и последующими поколениями. Характерно, что А.И.Штакеншнейдер, которого с большим правом можно считать личным архитектором императора и его истинным любимцем, не пользовался столь широкой известностью, его имя не было одиоз ным, хотя Штакеншнейдер много проектировал для Николая I , и в частности в «русском» стиле. " Цит. по кн.: Бартенев С. П. Большой Кремлевский дворец. М., 1911, с. 27. '"Там же, с. 28. " Петрова Т. Л. Андрей Штакеншнейдер. Л., 1978. Ему принадлежит проект постройки нового Коломенского дворца с фантастической по своей нелепости и непониманию древнерусского искусства идеей дублировать церковь Вознесения в Коломенском (две церкви Вознесения, по его мысли, должны были фланкиро вать новый дворец). По проекту этого архитектора сооружены крестьянские дома в деревне Бабий гон близ Петергофа, им же в 1834г. в «русском» стиле был спроектирован Никольский домик и многое другое. Но это было интимное, частное строительство императора, здесь он выступал объектив ным носителем антиофицальных тенденций, и потому презрение свободо мыслящей России миновало Штакеншнейдера. Оппозиционное официальному направление «русского» стиля, стремясь освободиться от академизма и классицистической отвлеченности, сосредо точило свои усилия на применении исконно народных форм и придании ха рактерности формам национальным. В архитектуре, которой недоступно изображение социальных конфликтов, критики, протеста, упор был сделан на утверждении одного из основных положений эстетики реалистического и демократического искусства — на народности. Причем народности в самом прямом смысле слова. Узорочье, орнаменты, мотивы, украшавшие предметы крестьянского быта, дерево как материал народной архитектуры превращались в символ, фирменный знак нового направления «русского» стиля. При невозможности широко использовать дерево и крестьянские мотивы применяются формы древней каменной архитектуры, ибо допетровская эпоха русской культуры автоматически зачислялась в разряд народной и национальной, в этом качестве отказывалось только послепетровской. Однако выбирались памятники или мотивы таких периодов, где народность выступала особенно непосредственно, например посадская храмовая^ архи тектура середины XVII в. В использовании не русской формы вообще, услов но-идеализированной, как у Тона, а формы, трактованной с полным зна нием ее временных особенностей и даже иногда индивидуальных черт определенного памятника, современники усматривали уважение к народ ному гению и проявление народного духа. Оформление неофициального направления «русского» стиля прихо дится на конец 1840-х гг. Его родоначальником и главой не без основания считается А.М.Горностаев (1808—1862); время подъема этого направления совпадает со временем подъема народно-освободительного движения — 1860—1870-ми гг. Горностаев, как и все архитекторы его поколения, отдал дань позднему классицизму и проектированию в разных стилях, вплоть до «мавританского». Но в историю архитектуры он вошел как пионер неофициального варианта «русского» стиля. Горностаев сумел извлечь те скудные преимущества, которые да вала ему эпоха распада системы, слив в своих постройках цельность и плас тичность, ясность и уравновешенность композиций классицизма с харак терностью, сочностью и пластикой деталей, живописным, красочным силуэ том, грубоватой простонародностью храмовых построек XVII в. Детали Горностаева всегда конкретны, всегда имеют точный адрес. Его сооружения в византийском вкусе в отличие от аналогичных построек Тона несут на себе печать особенностей оригинала — пеструю полосатую кладку, подковообразные арки и т. п. Он умеет подчеркнуть необычность и разнообра зие форм, а унаследованная от классицизма иерархичность, чувство меры не позволяют им превратиться в простой конгломерат, набор деталей. Однако в его работах нет и академической сухости Тона. Сопоставив проекты того и другого, чувствуешь, что официальный, казенный стиль в архитектуре действительно существовал. Гражданское мужество Горностаева, политическая заостренность его художественной программы были по достоинству оценены современниками. В частности, В.В.Стасов писал: «...в 40-е гг. вся Россия обязана была строить по-тоновски. Никакой архитектор не смел предаваться вольному полету своей фантазии, не смел строить то, что сам задумал... он должен был делать, что вздумал Тон... признанный властью строитель... надо было повиноваться... Чтобы поступить вопреки категорическому приказу ... надо было проявить много уменья и ловкости... Горностаев был у нас, в де ле архитектуры, такой же начинатель, каким был Федотов в деле живописи... Эти два человека, вышедшие из народной массы, выступили со своим све жим наивным народным чувством и создали то, что до них недоставало у нас ... народное искусство, основанное на народных элементах. .» 112 . К пионерам неофициального «русского» стиля можно причислить и И. А. Монигетти (1818—1878), работавшего в основном в области худо жественной промышленности в противоположность Горностаеву, занимавшемуся по преимуществу проектированием церквей. Подобно Горностаеву, Монигетти искал в древнерусском зодчестве формы и орнаменталь ные мотивы для создания национального стиля, с уважением относился к характерности детали и не терпел академического сглаживания 1123 . В 1840-е и в начале 1850-х гг. неофициальное направление «русского» стиля занимало подчиненное место. Слишком сильны были деспотизм и цензура николаевского режима. После смерти Николая I в 1856г., с нача лом общественного подъема, в условиях подготовки крестьянских реформ, роста капиталистических отношений и открытого пересмотра насильственно навязывавшихся идеологических нормативов государственная власть в Рос сии окончательно теряет былое влияние на ход художественного процесса. Вторая четверть XIX в. — время царствования Николая I — характеризуется чертами переходности. Государственная власть по видимости со храняет определяющую роль в культурной жизни страны. Но только по видимости. Фактически во всей полноте она уже не поддается ее контролю. Значение этого факта едва ли можно переоценить, помня, что искусство, особенно такое дорогостоящее и трудоемкое, как архитектура, было от века связано с официальной идеологией и развивалось в ее русле. " 2 «Вестник изящных искусств», т. 6, вып. 6. Спб., 1888, с. 465, 468. " 2а О творчестве Монигетти см: Листов В.Н. Ипполит Монигетти. Л., 1976. Лишь во второй четверти XIX в. жизнь искусства начинает приобретать черты автономности в том смысле, что сфера зарождения явлений, определяющих ход художественного процесса, эмансипируется и выходит за рамки непосредственного влияния государства и государственной идеологии. Приобретший определенность к концу царствования Александра I кри зис идей просвещенного абсолютизма заставляет в годы следующего цар ствования занять охранительные позиции в области искусства. Охранитель- ство толкает официальную идеологию на прямую фальсификацию новых идей, такова судьба противоположной государственной точке зрения идеи народности (народ, а не государство — субъект и основная составляющая исторического процесса). Аналогом официально понятой народности был, как уже говорилось, «русско-византийский» стиль. Со второй половины 1850-х гг. подъем освободительного движения от тесняет официальное направление на задний план — и теперь уже навсегда. Наступает своего рода «золотой век», точнее два десятилетия неофициаль ного варианта «русского» стиля, приобретающего теперь определенную де мократическую окраску. Самое яркое его проявление — ропетовщина. Как существует параллель между славянофильством и творчеством Горностаева, так же несомненно определенное родство между идеологией народников и «русским» стилем Ропета — Гартмана. Художественные особенности «русского» стиля 1860—1870-х гг. типологически родственны передвижниче ству. |
. страницы: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. содержание: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.Лекции |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.проекты: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.поиск: [keywords], [global] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.другое: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.дизайн: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
рaдизайн © 2005 /en | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
© Е.И. Кириченко "Русская архитектура 1830-1910-х годов" — Москва 'Искусство' 1978 © 2005, , ссылайтесь... |
Всё. |