|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Архитектура | Бионика | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
index /
архи.всё -> архи
. модерн Глава третья. АРХИТЕКТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В архитектуре нового времени конкретность символики средневекового зодчества утрачена. Таково следствие преодоления присущего средневековью нераздельного единства символической (эстетической) и конструктивно-функциональной формы. Не следует понимать, однако, это положе ние буквально. В средние века, как никогда, любили, понимали и широко применяли украшения. Но функция декора в средневековой архитектуре и архитектуре нового времени имеет мало общего. В любой архитектурной системе существуют функциональные связи, определяющие ее характер. Для средних веков таким устойчивым инвариантом является единство конструктивно-функциональных и художественно-символических форм, вернее художественно осмысленная конструктивно-функциональная форма. Декоративные детали трактуются откровенно нефункционально, их роль как украшения подчеркивается, акцентируется. Причем, если храм, монастырский ансамбль, кремль, город мыслятся как наглядно-чувственная модель мира, то декор — всего лишь комментарий к этой модели, к отдель ным периодам Священной истории. И в общей системе композиции с точки зрения смысловой нагрузки функции утилитарно-конструктивной и декоративной детали несоизмеримы. Иное дело символика зодчества нового времени. Она изображает символически не мир, а представление о характере законов, им управляющих. Коротко, очень грубо и приблизительно они сводятся к следующему. Мир подчинен единым, вечным и разумным законам бытия. Разумное начало мира не выявляется самопроизвольно, а обнаруживается с помощью ана лиза и научного знания, позволяющих, сообразуясь с этим знанием, внести разумное, гуманное начало в жизнь человеческого общества. * Забелин И. Е. Русское искусство. Черты самобытности в древнерусском зодчестве. М., 1900, с. 81-82 66. Шапель в Александровском парке Царского Села. 1827. Арх. А. А. Менелас 76-77. Соответственно символика архитектуры нового времени несравненно отвлечен ней, ей чужда конкретность и зрительная наглядность средневекового зод чества. Она ассоциативна и выражается, с одной стороны, в абстрактности чистой геометрической формы (цилиндр, круг — совершенная в своей законченности форма — символ вечности, божества и уподобления человека богу), определяющей заданность формы плана и объема и принцип проектирования «снаружи — внутрь», с другой — в художественной системе (ордер), обособившейся от утилитарно-конструктивных форм. Ее идеальная гармония — символ разумности сил, управляющих миром. В эклектике смысловая функция архитектурной формы всецело пере ходит к декору — «стилю здания». Формы плана и объема утрачивают какой бы то ни было идейно-содержательный смысл. Отвлеченности понятийной символики нового времени соответствует отделенность художественной формы — носителя смысла — от конструк тивно-планировочной организации здания, на примере которого этот смысл демонстрируется. С рассчитанной на ассоциативность восприятия архитек турной формой связывается достаточно широкий круг идей. Аналогично этому ордер используется в достаточно широком спектре композиционных схем, в зданиях разного типа, что немыслимо в средние века. По мере роста конкретности мышления суживается содержание, олице творяемое формой того или иного «стиля» XIX в. Но возможность примене ния ее к зданиям любого назначения и размера остается неизменной. При вычка связывать определенные понятия со «стилем» позволила эклектике от разить с достаточной полнотой сложность и многообразие духовной жизни века, во всяком случае социально-политическую доминанту мировоззрения нового времени — ретроспективные чаяния самодержавия, честолюбивые за мыслы буржуазии, демократические устремления передовой части общества, просветительные идеи и многое другое. На помощь архитектуре пришла наука. Характерное для прошлого столе тия влияние науки на архитектуру ранее всего сказывается в зарождении чувства историзма, в желании выразить свои социально-политические пристрастия и антипатии через историко-художественные аналогии, путем окружения себя вещами полюбившейся эпохи, воссоздания ее обстановки. Однако значимость «стилей» XIX в. далеко не одинакова. Употребление одних отождествлялось с животрепещущими проблемами социального, по литического, эстетического характера, с общественной борьбой и фило софскими спорами. Это «стили», так или иначе связанные со средневековьем. Они несут главную идеологическую нагрузку. Первым «стилем» XIX в., противопоставившим себя классицизму, была «готика». С формами готики соотносился широчайший круг ассоциаций—сво бода духа, протест против отвлеченности рационалистической философии, интерес к истории и национальная неповторимость культуры, благородная бесполезность как антипод мещанского практицизма николаевского ре жима. «Готика» выражает новую ориентацию в духовной, культурной и общественной сфере, которая отрицает общепринятую, соотносившуюся с ан тичностью и классицизмом, символизируя неприятие государственной граж данственности, олицетворяемой формами ордерной архитектуры. «Готика» есть выражение недовольства существующим порядком политической и социальной системы — ее парадным фасадом, регулярностью, жесткостью обязательных норм. В ней находит воплощение и культ частного человека (не гражда нина классицизма!), нежного и чувствительного, восприимчивого к красотам природы, мечтателя. Не случайно в «готическом» стиле возводятся преиму щественно жилые дома, городские и загородные церкви, особенно охотно применяют его в отделке интерьеров жилых домов и квартир, в усадебном строительстве. С середины XIX в., после того как эклектика завоевывает права граж данства, а общественная и философская мысль, утрачивая интерес к общим проблемам, сосредоточивается на практических задачах, «готика» теряет былое значение, уступая место более «конкретному» в своих символико- смысловых ассоциациях — «русскому» стилю. «Готика» не исчезает. Употребление ее форм теперь прочно связывает ся с объектами определенного назначения. Стало принято проектировать в «готическом» стиле кирки, реформатские церкви, кабинеты (ассоциация с кабинетом Фауста) и библиотеки. В эклектике словно присутствуют два символических ряда. Один опре деляется ассоциативными связями между назначением сооружения и его «стилем». Здесь «стиль» как бы говорит от имени функции, выражая в облике здания его назначение. Поэтому в чисто количественном отношении пальму первенства неизменно сохраняют все варианты академических сти лей — барокко, Ренессанса, римского, «стилей» Людовиков XIV , XV , XVI . Они отождествлялись с просвещением, наукой, гуманностью и благотворитель ностью, отчасти богатством патрициата и красивой, богатой жизнью (не исключая богатства интеллектуального). В этих стилях на протяжении всего XIX в. возводились музеи, библиотеки, учебные заведения, больницы, бани, банки, доходные дома и особняки. Постройки в «изящных» европейских «стилях» с фасадами, не имевшими ни одного квадратного сантиметра сво бодной от декора поверхности — наличников, скульптуры, орнаментики, руста, кронштейнов, раковин, — как грибы росли на улицах русских, глав ным образом, столичных городов. В погоне за своеобразно понятой оригинальностью архитекторы ищут в увражах все новые и новые мотивы — ведь новый мотив олицетворяет созидание. Это получает даже теоретическое обоснование.
|
. страницы: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. содержание: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.Лекции |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.проекты: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.поиск: [keywords], [global] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.другое: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.дизайн: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
рaдизайн © 2005 /en | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
© Е.И. Кириченко "Русская архитектура 1830-1910-х годов" — Москва 'Искусство' 1978 © 2005, , ссылайтесь... |
Всё. |