|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Архитектура | Бионика | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
index /
архи.всё -> архи
. модерн Глава третья. АРХИТЕКТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Позиция Тона, протестующего против исключительного применения одного стиля, хотя бы и «русского», и предпочитающего любой, который «более приличен сущности дела», имеет «современное значение», — под черкивает Свиязев. «Тут невольно слышится голос века, который, стремясь ко всему положительному, требует от изящных искусств изящного выра жения действительности, жизни, полноты и какого-то внутреннего содер жания, проникнутого мыслью и духом!» 92 Замечательны простодушие и убежденность, с какими автор доказывает, что нужны и удобства и художественность; чувствуется, в его представлении они существуют самостоя тельно и разве что приложимы одно к другому. «Мы вправе требовать, чтобы архитектонические произведения, имея по роду своего назначения свой идеал, непременно походили бы сами на себя, т. е. выражали внутрен нее свое значение свойственною ему физиономией. Если, таким образом, сознательно-разумное расположение плана, соответствующее всем условиям и цели здания, составляет его внутреннее, душевное, так сказать, содержа ние, то быть, кажется, не может, чтобы душа здания, если она есть в нем, не выразилась в его лице, т.е. в фасаде ясно и определенно... но для вы ражения характера зданий, столь разнообразных при многосторонности содержаний, порожденных потребностями новейшей цивилизации, кажется, недостаточно в наше время одного, какого бы ни было стиля, хотя бы ита льянского» 93 . Смысл рассуждений Свиязева, выступившего против приверженцев классицизма с поддержкой идеи Тона, имеющей, по его мнению, современное значение, сводится к защите нового, свойственного эклектике принципа фор мообразования. Суть его в признании влияния функции и конструкции на облик сооружения. В этом общем для эклектики уже в 1830—1840-е гг. представлении — смысл и существенное отличие от всех предшествующих ей стилей нового времени; объективное новаторство, родство и одновременно ее коренная противоположность начинаемой модерном современной архи тектуре. В эклектике сохраняется свойственный зодчеству нового времени дуализм полезного и прекрасного, механистичность соотношения двух основных начал зодчества. Но в отличие от иерархичности организации системы стилей Ренессанса, классицизма или барокко, подчиняющих полез ное прекрасному, используя для этой цели ордер, эклектика и в этой сфере сохраняет присущую ее организации равнозначность (равное значение по лезного и прекрасного, недостаточность выражения современных потребностей средствами только одного, хотя бы и итальянского, стиля). Одно временно эклектика открывает собой пути к новому синтезу, новой системе ценностей и новой иерархии. Имеется в виду общее для философии и эсте тики романтизма убеждение в примате внутреннего (сущности, идеи) в про цессе объективации мира и формообразования в искусстве. Признание стилеобразующей роли за функцией, то есть согласие в ос новном, в первой половине XIX в. определявшее водораздел между отмираю щим классицизмом и формирующейся эклектикой, ни в коей мере не означало единодушия в лагере последней, в частности во взглядах на важ нейший для архитектурной теории тех лет вопрос о роли классического наследия в деле создания современного стиля. Поскольку классическая тра диция выступает олицетворением рутины и академизма, особенно заметны расхождения в ее оценке у сторонников «русского» стиля. "Свиязев И. Практические чертежи по устройству Константином Тоном. М., 1845, с. 4. В дальнейшем: церкви Введения во храм пресвятыя Богородицы Свиязев И. Указ. соч. в Семеновском полку в Петербурге, составленные "Там же, с. 4. и исполненные архитектором Е. И. В. и профессором архитектуры Императорской Академии худо жеств и членом разных иностранных Академий Различие между «национальностью» Быковского, А. В.Петцтольда, А.М.Горностаева, своего рода архитектурной параллели славянофильству, и «националь ностью» Тона — Свиязева определяется четко и недвусмысленно: «русско-византийский» стиль — направление официальное и охранительное (не до пустить радикальных изменений, охранять от посягательства колеблемые славянофильской идеей народного искусства устои искусства, развиваю щегося под эгидой монаршей власти) — более консервативен и в своей ху дожественной программе. Академизм Быковского непроизволен. Он ратует за сохранение выс шей части подражания — учиться у предшественников уметь быть великими в свое время, как те были велики в свое, быть истинным творцом. Пафос Быковского вдохновлен убеждением в необходимости создания новой, со ответствующей духу времени и народа архитектуры. Но, подобно своим современникам (такова имеющая характер закона особенность этого этапа развития), он не мыслит еще нового и национального вне форм прошлого. Олицетворением нового обычно выступает новая форма, то есть форма, за имствованная из новых неиспользовавшихся ранее источников. Но до тех пор, пока формообразующий принцип стиля связывается с исторически существовавшей архитектурной формой, зодчество в опре деленной мере сохраняет подражательность (заимствует определяющие стиль «внешние» формы), сколь бы решительно ни звучали декларации сто ронников нового. В этом смысле сознательный, а в какой-то мере и агрес сивный в своей откровенной подражательности академизм Свиязева более соответствует объективному положению вещей. Лозунг Свиязева — не борьба с подражательностью вообще, а борьба с безотчетной подражательностью «итальянскому» стилю 94 . Для него неприемлема однобокость ретроградов, стремящихся следовать «одной только ита- лианской архитектуре, не сообразной с крестовокупольной системой христианских храмов... которая на каждом шагу боролась с небом, климатом, почвою и образом жизни» 95 . «Таков, — продолжает Свиязев, — был дух времени и сила заблуждения, господствующего во всей Европе, не только в России» 96 . Свиязев сражается на два фронта. Не только против консерваторов, защищающих исключительность уходящего в прошлое классицизма («ита- лианской архитектуры»), но и против подобных Быковскому не в меру ради кальных новаторов, мечтавших увидеть в архитектуре воплощенную национальность и народность. В кривом зеркале официальной теории народность предстает искаженной и перевернутой: не народ — творец истории, а само державие, как воплощенная идея народа. Уже говорилось, что государственная идея с петровского времени связывалась с антично-ренессансной культурной традицией. Отсюда сарказм и праведный гнев Свиязева, не жалеющего бранных слов по адресу сторонников нового, связывающих «национальность» с народной культурой («лаптями и языком», по выра жению Свиязева), а не с монархией и олицетворяющим теперь вечность монархической идеи академизмом. «Наконец, Европа опомнилась, загово рила о национальности, дух которой повеял и на архитектуру. Каждый народ потребовал своей доморощенной архитектуры и архитекторы со всех ног бро сились сочинять ее.. .» 97 . «Переломали бедные (архитекторы. — Е. К.) про пасть голов и циркулей, а своя, новая архитектура не давалась, несмотря на уверения софистов, что она должна быть все непременно, когда у народа есть свои лапти и свой язык... Тон весьма хорошо уразумел, что в наш век не выдумывают новых языков, но совершенствуют и обогащают сущест вующие наречия; изучив до совершенства всю классическую архитектуру, предался потом изучению наших памятников... Он нашел на Руси все готовые материалы, разобрал их по родам и качествам, освободил от по сторонних им, наносных примесей, обработал по древним формам, очищен ным влиянием новейшей образованности, и воссоздал таким образом русское церковное зодчество» 98 . Свилзев И. Указ. соч.. с. 4. "Там же. "Там же, с. 2. "Там же. 98 Там же, с. 3. |
. страницы: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. содержание: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.Лекции |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.проекты: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.поиск: [keywords], [global] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.другое: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.дизайн: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
рaдизайн © 2005 /en | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
© Е.И. Кириченко "Русская архитектура 1830-1910-х годов" — Москва 'Искусство' 1978 © 2005, , ссылайтесь... |
Всё. |