|
Проект «Архи всЁ» переехал на сайт www.cih.ru см. также: СНиПы | Архитектура | Бионика | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
index /
архи.всё -> архи
. модерн Глава третья. АРХИТЕКТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На оговорке о забвении эклектикой «высшей части подражания» следует остановиться специально, поскольку без нее нельзя понять ни кон цепции Быковского во всей ее исторической неповторимости, ни творческой практики зодчего, его современников и последователей. В число основных пунктов утопического идеала новой культуры, начало которой мечтают положить романтики, входит универсальность: грядущая культура во имя совершенства и гармонии должна вобрать в себя положительный опыт прошлых, являющихся ее подготовительным этапом. Но в безбрежном уни версализме и даже всеядности романтиков неизменно присутствует основная доминанта — культура национальная и народная, отождествляемая преимущественно с культурой средних веков. В этой оговорке кроется причина, объясняющая, почему наши соотечественники — Быковский, а позднее А.К.Красовский, выступивший в 1851г. с книгой, предвосхитившей наиболее радикальные в XIX в. теории Виолле ле Дюка и Земпера, несмотря на декларации в своем творчестве оставались, с нашей точки зрения, подражателями, обнаруживая поразитель ное как будто несоответствие между словом и делом. Фактически этого несоответствия не было. В понятия «подражательность» и «творчество» вкладывался иной смысл, значительно отличающийся от нашего, сформи рованного опытом модерна, функционализма и новейших архитектурных явлений XX в. Пафос Быковского направлен против подражания одной-единственной стилеобразующей форме — ордерной. Высшая часть подража ния, вероятно, подразумевает использование опыта прошлого в соответствии с духом и потребностями народа. Однако для Быковского (об этом не гово рится, это подразумевается) основным стилеобразующим фактором по- прежнему оставалась архитектурная форма — художественная, заимствованная в прошлом и придаваемая зданию, не связанная с ним органически, не являющаяся частью, без которой здание как законченное целое пере станет существовать. Иными словами, противник подражательности оста вался в рамках архитектурной системы, против которой он боролся. Что бы ни говорил Быковский, объективно он выступал против слишком жест ких норм подражательности, против всеобщности образца, против «забвения высшей части подражания» — выступал против подражания, апеллируя к нему! Нужно постараться понять ход мыслей М. Д. Быковского и его современников. Они рассматривали разрыв с традициями академизма, как раз рыв с освященной веками традицией, к тому же претендовавшей на универ сальность во времени и в пространстве, объявившей себя вечной и всеобщей. Это было для них актом, требовавшим незаурядной самостоятельности мышления. Непризнание догматов классицизма, обращение к формам зод чества разных веков и стилей казалось им новаторством, да и объективно этот шаг был исторически необходимым. Позиция же провозвестников нового, и в частности их идейного вождя — М. Д. Быковского, заключалась в том, что, отвергая необходимость следования одному образцу, не отве чавшему более духу и эстетическим запросам времени, они в конечном счете насаждали эклектизм и стилизаторство: стремление подражать примеру древних при сохранении традиционного архитектурного метода фатально приводило к подражанию «внешним» формам их архитектуры. Однако антиакадемизм, апология готики, поиски национального коло рита сами по себе симптоматичны. В них подспудно проявляется закономер ность, которая становится понятной только теперь, при значительном временном отдалении. " Отчет Московского дворцового училища за 1833 и 1834 гг. с. 9. Суть ее — в противопоставлении античности и ориенти рующемуся на ее традиции зодчеству нового времени наследия средневеко вого зодчества — европейского (готика) и национального («русский» стиль). Как антитеза варварской, готической рождалась ренессансная архитек тура. И действительно, они антиподы: первая иллюзорно-тектонична, вторая конструктивна; первая «механически» сочетает полезное и прекрасное, вто рая — целостна; первая исходит из некой обязательной суммы правил, гар монизующих здание, во второй эти правила определяются структурой; пер вая противопоставляет себя окружающему миру, вторая — часть его; пер вая рассчитана на восприятие с немногих заданных точек и этой заданности подчиняет организацию пространственной среды, вторая рас считана на мно жественность точек зрения и мыслит среду как нечто единое. Архитектура XX в. основывается на принципах, в чем-то изначально родственных средневековой. Это характернейший пример повторения в сня том виде развития по спирали. Эклектика завершает собой целую эпоху, это архитектура кризисного периода и кризисная архитектура. Сохраняя традиционные принципы формообразования, она в своих эстетических симпа тиях ориентируется на периоды, исходящие из норм, противоположных Ренессансу и античности, и называет их стилеобразующими; в этом смысле она предвосхищает будущее. Средневековая традиция сыграла ту же роль в формировании архитек туры новейшего времени, что античность в формировании зодчества нового времени. Из особенностей архитектурной системы XIX в. неизбежно следует факт отождествления определенных архитектурных форм с теми или другими идеалами. Сама по себе символика в зодчестве не является чем-то прин ципиально новым. Символична архитектура всех времен и народов, ее формы представляют собой знаки и являются носителями определенного значения. Все дело в содержании значения и в характере формы его обозначе ний. Символика античной архитектуры качественно отлична от средневе ковой; символика зодчества нового времени в свою очередь отлична от пос ледней и с течением времени претерпевает заметные изменения, пример то му — классицизм и эклектика. Несколько слов о своеобразии символики в зодчестве средневековья и нового времени. В средние века носителями основного смысла служат части сооружения или городского ансамбля, несущие конструктивную и функциональную нагрузку. Без них сооружение или ансамбль попросту перестанут существовать, развалятся. Средневековая символика выражает представления о системе мироздания в конкретно-осязательной форме. Струк тура православного храма есть, в сущности, только вещественный символ высших христианских идей: верх церковный — глава господня, главу держит Христос, шею — апостолы, пазухи (паруса сводов) — евангелисты, пояс — праздники. Во внешних формах храма зримо обрисовывалась внутренняя символика, тяготеющая к определенному антропоморфизму. Отсюда вы текают характерная форма и названия частей храма — глава, состоявшая из шеи и завершавшаяся лбом, позакомарное покрытие, свод которого име нуется «плечами». Большое значение придается и цифровой символике. Священное число три (святая троица) варьируется бесконечно: три зако мары, фасад, разделенный лопатками на три части, три апсиды. Иконостас символизирует лестницу, ведущую на небо, и т.д. 86 . В средневековом зод честве каждый элемент символической системы существует в определен ном контексте, в строго определенной конструктивной решетке. Отдельное сооружение входит в системы, символизируемые городским организмом, — социальную, политическую, оборонную, религиозную.
|
. страницы: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. содержание: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.Лекции |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.проекты: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.поиск: [keywords], [global] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.другое: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. архи.дизайн: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
рaдизайн © 2005 /en | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
© Е.И. Кириченко "Русская архитектура 1830-1910-х годов" — Москва 'Искусство' 1978 © 2005, , ссылайтесь... |
Всё. |