|
Этот проект переехал на сайт www.cih.ru см. также: Корпус | ШтоРаМаг | Арх. Журнал | Новости | Строительство Вы можете найти необходимую информацию на сайте cih.ru / You can find the necessary information on the cih.ru website: |
|
Театральная педагогика как социокультурная акция < нАш, только нАш! |
Ольга ОРЛОВА © |
|
Художественной альтернативой образам и механизмам
массовой культуры в спектаклях для взрослых выступает карнавальное начало,
которое так же как и хоровая эстетика спектаклей, адресованных детям, насчитывает
многовековую культурную традицию, позволяет спектаклю сохранять веер культурных
смыслов и ассоциаций и при этом говорить с современным, воспитанным массовой
культурой, молодым зрителем на языке – буквально – массы, карнавальной массы,
выполняющей в культурной традиции те же указанные нами у хоровой эстетики
компенсаторные функции.
Дипломные спектакли, отмеченные карнавальной эстетикой: «Ромео и Джульетта» – у первого курса студентов; «Панночка» – второго. Противовесом тенденциям массовой культуры к упрощению всего и вся и нивелировке личностного начала в спектаклях, адресованных взрослой публике, кроме обозначенного карнавального начала, также выступают: камерность сценического и зрительского пространств, интеллектуальная глубина и духовная емкость образов, оригинальность сценических решений и т.д. Таким образом, театр, таким образом, решая педагогические задачи внутри театрального коллектива, нашел «свою особую проблемно-содержательную и художественно-выразительную сферу общения с публикой» (44; 7). В проблемно-содержательном плане подростковому зрителю предлагает отражение волнующих его проблем взаимоотношений взрослого и детского мира, что поможет ему в внутренней и внешней вторичной социализацей подростка; более старшему молодежному зрителю предлагает художественное размышление творцов театра об актуально-общественных проблемах и разговор на вечные общечеловеческие темы. В художественно-выразительном плане, выполняя ту же компенсаторную функцию, что и массовая культура, театр предлагает свою художественную альтернативу ее образам и механизмам: традиционную, хоровую эстетику в спектаклях, адресованных детям и подросткам, и карнавальную – в спектаклях, адресованных молодежи. Таким образом, в отличии от массовой культуры, которая, как известно, «унифицируя и «утилизируя» вечные культурные ценности последовательно выводит человека за рамки традиционного культурного поля» (58; 142), театр взял на себя сегодня функцию, напротив, проводника, своеобразного сталкера, вводящего современного молодого человека в сферу традиционной культуры народных ее истоках и элитарных вершин. Данная миссия театра должна, на наш взгляд, быть осознана в контексте общекультурного процесса интеграции культуры, воссоединения ее элитарной и низовой составляющих. Этот процесс обозначился в начале XIX века, и к рубежу XX и XXI веков приобрел очень внушительные очертания и новые, требующие осмысления, формы интеграции, в частности в языке театрального искусства. Таким образом театр реализует обозначенную выше двуединую задачу современного театра: утверждения собственных законов сценического восприятия и соответствия эстетическим веяниям современности. Проблемы вхождения детско-юношеского театра в информационное пространство современного города. Согласившись с обозначенной выше позицией художественного руководителя Ярославского ТЮЗа А.С. Кузина относительно того, что художественный поиск должен вестись с учетом современных социокультурных реалий, добавим, что подобный поиск должен вестись не только в художественной практике театра, но и в его социокультурной практике, административной и педагогической. Лишь при условии совместных усилий в обозначенном направлении возможно достижение определенных результатов. |
Оглавление: Введение 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Глава 1. Социокультурные практики в аспекте театрального искусства 1.1. Эволюция театральной педагогики в парадигме исторического развития детско-юношеских театров 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 1.2. Детско-юношеский театр в социокультурном контексте современного города 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | Глава 2. Театр и современная российская педагогика 2.1. Многобразие форм театральной деятельности в практике современной российской школы и их влияние на формирование зрительских качеств учащихся 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 2.2. Программы воспитания зрительской культуры учащихся и применения социо-игровых театральных методик в преподавании школьных предметов 32 | 33 | 34 | Глава 3. Актуальные проблемы театральной педагогики (на материале работы Ярославского ТЮЗа) 3.1. Пропаганда театра 3.2. Педагогическая работа с учащейся молодежью 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | Заключение 51 | Библиография 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | Приложения 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | |
|||||||||
|
|||||||||||
© Ольга ОРЛОВА |
©
нАш, только нАш интернет версия главный редактор o-rl@mail.ru radesign 2002—2003 |
||||||||||||||||||